Играем с куклой — развиваем речь.

Александра Сулейманова
Играем с куклой — развиваем речь.

Играем с куклой – развиваем речь.

В раннем возрасте идёт активное развитие словаря. Задача взрослых – пополнять словарный запас детей, приучать самостоятельно пользоваться словами, стимулировать коммуникативную, активную речь и познавательную потребность. Речь ребёнка развивается через подражание и включается в практические предметные действия. Важно научить ребёнка слушать и понимать речь взрослых, подражать им. Включённость слова в определённые действия – важный принцип формирования активной речи.

«Программа воспитания и обучения в детском саду» рекомендует использовать разнообразные обучающие игры по развитию речи с использованием куклы. Но первое знакомство с куклой я провожу в непринуждённой обстановке. Кукла приходит к детям в гости. Мы рассматриваем её, отмечаем, во что она одета, где у неё глазки, рот, щёчки и др. Дети узнают, что кукла умеет сидеть, стоять, закрывать глазки, с ней можно потанцевать и т. д. Важно вызвать интерес к кукле. Провожу такие обучающие игры: «Поможем кукле Кате одеться на прогулку», «Поможем кукле Кате выбрать мебель», «Купание куклы Кати» и др. Во время таких игр даю детям новые знания о предметах: название, цвет, качество предметов, знакомим с обобщающими словами.

Игровые умения дети приобретают не только во время таких игр, но и в процессе самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста ещё не умеют играть в сюжетно-ролевые игры, у них есть отдельные фрагменты игр. Чтобы активизировать речь детей в играх с куклой, можно использовать различные приёмы, стимулирующие развитие речи.

- Разговор с самим собой. Когда ребёнок находится недалеко, можно начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете. Говорить нужно медленно и отчётливо, короткими простыми предложениями, доступными восприятию малыша. Например: «Где чашка? Я вижу чашку. В чашке молоко. Таня пьёт молоко». – Распространение. Когда ребёнок выполняет какое – то действие, например, кормит куклу, можно спросить: «Что кушает твоя кукла? (кашу). Можно продолжить: «Гречневая каша очень вкусная. Кашу едят ложкой». Этим приёмом постепенно подводим ребёнка к тому, чтобы он овладел более сложными языковыми формами, учился заканчивать свою мысль.

- Приговоры. Если видим, что ребёнок сидит и качает куклу в кроватке, можно спеть песенку, или прочитать потешку. Это доставляет им огромную радость. Простота и мелодичность звучания потешек помогают детям запомнить их. Они начинают вводить их в свои игры.

-Выбор. Предоставляется ребёнку возможность выбора. «Ты на чём хочешь покатать куклу, на машине или на коляске?». Вопросы: где? Куда? Почему? – побуждают детей к активным высказываниям.

- Провокация. «Не понимаю, что тебе надо, чтобы уложить куклу спать». Это активизирует речевые возможности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого.

- Параллельный разговор. Вы описываете все действия ребёнка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Используя этот приём, вы как бы подсказываете малышу слова, выражающие его опыт. Каждое новое слово должно нести определённое значение и опираться на определённую ситуацию. С куклой можно потанцевать, поводить хоровод. Дети с удовольствием подпевают знакомые песни, двигаются.

Называя предметы, их свойства, действия с ними, выделяя назначение предметов – мы расширяем запас понимаемых детьми слов. Побуждая детей к повторению услышанного, увеличиваем их активный словарь, способствуем общению ребёнка с взрослым и другими детьми. Игры с куклой готовят детей к будущим сюжетно-ролевым играм, развивают воображение, содержат нравственные нормы (кукла плачет – надо успокоить, активизируют речь детей.

Публикации по теме:

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Развитие мелкой моторики через игровую и продуктивную деятельностьРазвитие мелкой моторики через игровую и продуктивную деятельность работаю с детьми по развитию мелкой моторики. Пальчиковые игры, пальчиковый театр, но особенно детям младшего возраста нравятся игры с прищепкой.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Играем с куклой — развиваем речь.
Опубликовано: 4 марта 2013 в 22:42
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...