Эссе «Играть — развивая, развивать — играя»

Раиса Андреева
Эссе «Играть — развивая, развивать — играя»

Мне кажется, что если бы у меня была возможность еще раз поменять профессию, то я все равно вернулась к детям, в мир, где царит «Золотое детство». И основная задача воспитателя, я думаю, чтобы он был счастлив, чтобы повзрослев, всегда вспоминал яркие и счастливые дни, проведенные в детском саду. И я всегда удовлетворяюсь, когда встретив бывших выпускников, побеседовав с ними, вижу какую-то яркую искорку в глазах, когда они вспоминают про детский сад, где прошла часть беззаботного детства.

«Человек создан для счастья, как птица для полета». (В. Г. Короленко). Чтобы маленький человечек был счастлив, мы воспитатели, должны отдать все силы и возможности, чтобы ему было уютно и комфортно в детском саду. И надо создать все условия для развивающей среды, где педагог должен придумывать такие игровые ситуации, которые продвигают развитие ребенка вперед, вносить элементы игры в учении, общении, труде.

Мое счастливое детство я вспоминаю только в играх. Ребятишек на нашей узкой улице было очень много, в каждом доме жили по трое - шестеро детей. Мы играли во дворах, как, сейчас понимаю, в сюжетно – ролевые игры: «Дочки-матери», «Магазин», «Больница»; строили уединенные штаб- квартиры; на улице играли в «Прятки», «Лапту», «Казаки-разбойники», «Белки-орешки», «Капитаны» и мн. др. Прошлым летом, проходя по нашей улице, я не то чтобы игры, я не слышала даже смех, голоса детей. Улица была пуста и безмолвна, везде грязь, развалившиеся дома, покосившиеся заборы. Да, неужели сейчас мы стали жить лучше? В какой-то мере может быть…

В возрасте 6-7 лет происходит активное становление личности, моделируются человеческие взаимоотношения. Все это происходит в игре. Дети с удовольствием объединяются в большие группы для совместной игры. Это должно учитываться при организации жизненного пространства в группе.

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка. Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения кругозора.

Немецкий поэт и философ Шиллер считает игру основой всякого искусства. В условиях общения детей, отличающихся по возрасту и уровню развития игры, игровой опыт стихийно передается естественным путем в ходе их совместных игр. Это благодатная почва для развития творческого воображения, для формирования речевых диалогов, выразительной интонации, мимики. В совместных играх мы демонстрируем ребенку предметные и ролевые способы решения игровых задач, стараемся вызвать ребенка на разговор, добиваемся максимальной его активности, незаметно передавая игровой опыт, выступая в роли товарища в игре.

Да, даже в детском саду дети сейчас мало играют вообще. Проблема, как мне кажется, в интеллектуальной загруженности детей, в детском саду основное внимание уделяется серьезной подготовке к школе. Большое количество занятий практически не оставляет в режиме места для игры, и особенно для сюжетно - ролевой игры. Ведь полноценная сюжетно - ролевая игра требует много времени, его-то у ребят нет. Причем, чем старше дети, тем меньше времени у них остается для игры: утром - занятия и прогулка, вечером, после полдника, снова занятие. Конечно, зимой в -40-50 градусов мы не проводим прогулок. Вот в это время ещё мы даём возможность поиграть. Но дети, играя, всегда начинают фантазировать, всё больше разворачивая сюжет, а тут как раз нужно убирать игрушки, т. к. садимся обедать или мама пришла. Поэтому родители старшей группы всегда приходят позже, чтобы ребенок вволю наигрался в детском саду.

«Игра детей - это зеркало общества», как справедливо заметил Юлиус Фучик. Совсем мало мальчики играют в моряков, летчиков, космонавтов, потому что они отошли на второй план, потому что знания и опыт для своих игр дети берут с основного источника информации, с телевизионных фильмов, сериалов, мультфильмов про «Черепашек – ниндзя», «Человека - паука», «Naruto», «Зачарованные», «Феи Vinkc». Всё больше в жизнь детей входят компьютерные игры, тематика и содержание которых слишком агрессивна и жестока.

С каждым годом здоровье детей не желает лучшего. Очень много детей с патологическими отклонениями: с синдромами расстройства центральной нервной системы, сопровождающиеся дефектами речи, слуха, зрения, заиканием, сколиозом, гиперактивностью. Не во всех детских садах есть психологи, логопеды и физкультработники. Не все родители, особенно в улусах, могут получить консультацию специалиста.

Состояние воспитания подрастающего поколения во многом зависит от научной и методической квалификации педагогов, их идейности, культуры, а так же от качеств личности и педагогических способностей, от добросовестного отношения к своему труду. На плечи воспитателя ложится серьезная работа. Это требует от него определенных навыков, и даже актерского мастерства. Главным девизом каждого воспитателя должны стать слова: «Играть – развивая, развивать - играя». Иными словами, использовать для развития ребенка любую игровую ситуацию, зачастую спонтанно, без специальной подготовки. А это зависит от чутья и мастерства педагога.

Ребенок в наше время испытывает огромные информационные и эмоциональные перегрузки. Одним из непременных условий его полноценной адаптации и выживания является создание комфортной и гармоничной окружающей среды, которая позволяет снимать стрессы и напряжения, способствует творческой самореализации.

Создаваемый климат должен быть ненавязчивый, неперегруженный, плавно переходящий в занимательно - игровой. Советский кинорежиссер Г. Л. Рошаль критиковал застывшее положение мебели, расставленной в помещении взрослыми «навсегда». Это однообразие, неподвижность надоедает ребенку, угнетает и утомляет его.

Гармонично созданная предметная среда, организованная в функционально - эстетическом отношении, единстве пропорциональных отношениях, цветовых сочетаний и т. п., должна способствовать успешному формированию развитого поколения. Предметно - пространственная среда должна присутствовать и на участке детского сада. По тому, как он благоустроен, обычно судят о самом учреждении.

На участке должны быть не только постройки, развивающие двигательную активность, но и уголки да сюжетных игр, хотя бы веранды, защищающие от знойного солнца, для хранения игрушек, инвентаря. Как по своему опыту знаю, что каждый раз на прогулку мы вытаскиваем и потом обратно заносим чуть ли не весь инвентарь детского сада. А бывает и так, что кое- что забудешь, а нельзя оставлять детей без присмотра.

Хочется напомнить родителям об их «золотом» детстве. А вы представьте, что будут вспоминать ваши дети в старости? Современные семьи часто однодетны и не все родители могут заменить ребёнку недостающих старших братьев и сестёр. Иногда, стараясь для ребёнка, родители отходят от старых семейных традиций. Например, организуют роскошные «дни рождения» в кафе с одноклассниками. В последствии, ребёнок привыкает к этим мероприятиям, подрастая, просит родителей освободить квартиру для вечеринок…. А как приятно было бы вспоминать, как вместе своими руками мастерили настольную игру, семейный альбом с шуточными фотоколлажами, участвовали в спортивных эстафетах, семейных конкурсах по изготовлению разных поделок.

Организация тесного взаимодействия детского сада с семьёй, является одним из основных направлений работы дошкольных учреждений. Детский сад является своего рода центром досуга, где проводятся национальные праздники, концерты, конкурсы, спортивные мероприятия и служит местом семейного отдыха, которое сплачивают семью, одновременно формируя гармоничное развитие ребёнка.

В родительских уголках воспитатели постоянно информируют родителей об играх и занятиях, развивающих различные способности, проводят индивидуальные беседы о том, чтобы уделяли ребёнку больше времени, объясняют, что как важна игра в этом возрасте. В процессе игры формируются духовные и физические силы ребёнка. Игра служит поводом для сообщения дошкольникам новых знаний, для расширения кругозора, именно игра готовит детей к учёбе в школе, к жизни.

Благодаря новому «Закону об образовании», дошкольное образование в Российской Федерации становится начальным уровнем общего образования. Новый закон уделяет большое внимание духовно – нравственному развитию воспитанников в единстве совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.

Эссе «Играть — развивая, развивать — играя»
Публикации по теме:

Люблю свою профессию… Кто же такой идеальный старший воспитатель? Меня зовут Файруза Альбертовна, я работаю в детском саду с 2003 года, с 2009 года назначена старшим воспитателем в МБДОУ детский сад № 5.

Ура! И у меня бронзовый блог! Ура! И у меня бронзовый блог! Кажется совсем недавно, буквально на пять минут, я заглянула на сайт. И вот моя первая награда! Спасибо огромное.

Библиотека изображений:
  • Этикет
  • Здоровье, гигиена
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Эссе «Играть — развивая, развивать — играя»
Опубликовано: 22 января 2014 в 13:23
+6
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...