Получи документы

Игротехнические приемы ОТСМ-ТРИЗ-ртв как эффективный способ социально-личностного развития старших дошкольников (6 фото)

Анна Фофанова
Игротехнические приемы ОТСМ-ТРИЗ-ртв как эффективный способ социально-личностного развития старших дошкольников

Игротехнические приемы ОТСМ-ТРИЗ-ртв как эффективный способ социально-личностного развития старших дошкольников

На протяжении ряда лет одним из приоритетных направлений своей профессиональной деятельности я считаю работу по социально-личностному развитию дошкольников. Одним из видов данной деятельности является реализация проекта «Добродетели» в группах старшего и подготовительного возраста. Основу моей работы с детьми составляет формирования у них нравственных эталонов, социально-личностного базиса и развития адекватных способов взаимодействия с окружающим миром.

Публикация «Игротехнические приемы ОТСМ-ТРИЗ-ртв как эффективный способ социально-личностного развития старших дошкольников» размещена в разделах

Большую помощь в реализации этих задач оказывает использование игровых приемов и упражнений ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии. Вот некоторые из них.

«Хорошо-плохо»

Цель: учить детей решать противоречия; развивать диалектическое мышление.

Педагог: Проявлять заботу – хорошо. Когда и для кого это хорошо? Проявлять заботу – плохо. Когда и для кого плохо?

Дети: Хорошо для того, о ком заботятся. И тот, кто проявляет заботу, становится лучше, добрее. Для него это тоже хорошо. Плохо тому, кто обо всех всегда заботится, потому что он устает. Плохо тому, о ком слишком сильно заботятся, например, мама заботится о ребенке. Все делает для него и за него. Так он ничему сам не научится. Это для него плохо.

«Раз, два, три – свое чувство с помощью признаков опиши».

[/b]

Цель: расширять понятийный аппарат и чувственный опыт детей, а также умение оперировать признаками и свойствами объектов нематериального мира.

Например, рассматриваем чувство – Нежность.

Педагог: Ребята, давайте попробуем описать нежность. Какая она? А в этом нам помогут признаки. (Далее педагог достает поочередно карточки с символическим изображением признака, и дети дают характеристику своему чувству через призму признаков). По месту расположения, где живет нежность?

Дети: в сердце. Педагог схематично зарисовывает ответы детей на заранее приготовленном листе или доске.

Педагог: А по размеру, как вы думаете, нежность большая или маленькая? Почему вы так думаете? Дети дают обоснованные ответы: Большая, огромная, потому что эту нежность я испытываю к маме.

Но нежность бывает и маленькая по размеру, например, нежность, которую я испытываю к божьей коровке, севшей на мою ладошку. (Педагог подводит детей к выводу, что одно и то же чувство, которое испытывает человек, может быть по своему размеру как и очень большим, так и маленьким).

Педагог: А какая нежность по цвету? Какие бы вы выбрали цвета, чтобы раскрасить свое чувство нежности?

Дети: Голубой, розовый, светло-желтый, нежно-сиреневый, светло-зеленый.

Педагог: А такие цвета, как черный, красный, серый, коричневый, вам подойдут или нет? Объясните, почему? Дети объясняют свой выбор.

Такая описательная характеристика чувства, которую дети составляют с помощью признаков, символически отображается на листе бумаги или на доске. Далее подобное описание чувства идет по другим признакам.

Игротехнические приемы ОТСМ-ТРИЗ-ртв как эффективный способ социально-личностного развития старших дошкольников

Игровое упражнение «Кто больше?»

Цель: Создание условий для формирования положительных качеств личности и эмоционально-мотивационных установок по отношению к другим людям и объектам окружающего мира (проявления заботы, чуткости, внимания);

формирование навыков поисково-исследовательской деятельности.

Педагог: Перед вами сундучок. Сейчас он пуст. Давайте наполним его. Поместим в сундучок объекты, о которых можно и нужно заботиться.

Дети: Животные, маленькие дети, старики, растения (цветы, деревья, игрушки, природа, свое собственное здоровье и т. д. (педагог зарисовывает символически ответы детей).

Педагог: Вот как много объектов окружающего мира нуждается в нашей заботе. А каким образом мы можем ее проявлять? (Детям предлагается найти ответы на карточках с картинками или самим предложить свой ответ).

Фото №1 Развитие ребенка

«Найди друзей»

Цель: Закреплять знания детей о добродетелях. (Накопление и расширение понятийного аппарата, активного словаря детей).

Ход игры: Педагог называет известного детям литературного или мультипликационного героя, подчеркивая свойственную ему добродетель, а дети по очереди выбирают из большого числа картинок изображения тех героев, которые проявляют эту же добродетель. При этом они обосновывают свой выбор. Выбранные картинки с изображенными героями заносятся на доску.

Фото №2 Материалы для педагогов развитию дошкольников

«Заботливость»

Цель: расширение практического опыта детей, их способности к само рефлексии, умению обосновывать свою точку зрения.

Педагог: Перед нами таблица, в кармашках верхней строки расположились те, кто нуждаются в нашей с вами заботе, а под ними пустые, незаполненные кармашки. Давайте подумаем, как каждый из нас проявляет свою заботливость по отношению к данным объектам окружающего мира.

(Дети по очереди предлагают свои ответы, которые могут находить среди множества предложенных картинок; или предлагают свой личный вариант ответа, который схематично зарисовывается педагогом).

Аналогичная игра может проводиться при работе с любой другой добродетелью.

Фото №3 Одним из видов данной деятельности является реализация проекта Добродетели в группах

«Папа, мама, я – дружная семья».

Цель: расширение практического опыта детей в проявлении добродетели, развитие способности к рефлексии.

Педагог: В семье, где все любят друг друга, каждый заботится друг о друге и проявляет свою заботливость о членах семьи определенным образом. Как это происходит в вашей семье? Подумайте и отметьте в таблице плюсами проявления заботы, которые свойственны каждому члену семьи в отдельности. Что делают мама, папа, ребенок? (Дети заполняют таблицы индивидуально, затем по желанию, каждый из детей может продемонстрировать свой выбор на доске, поясняя свой выбор).

Фото №4 Старшая группа старшего и подготовительного возраста

«Выбор»

Цель: Развитие рефлексии, умения обосновывать свой выбор.

Педагог: Ребята, перед вами пустая табличка. В верхней строке расположены окошки для героев, а в нижней строке вам нужно будет отметить, обладают ли они такой добродетелью, как заботливость или нет. Картинки с изображенными на них героями лежат перед детьми изображением вниз. Дети, не глядя, наугад выбирают картинку, переворачивают, называют героя, помещают его в окошко верхней строки и под ним отмечают плюсом присутствие данной добродетели в характере героя или ее отсутствие минусом. Каждый свой выбор подтверждают конкретным примером.

Фото №5 Основу моей работы с детьми составляет формирования у них нравственных эталонов социально личностного базиса и развития адекватных способов взаимодействия с окружающим миром

Аналогичная игра «Поезд».

Цель: закрепление знаний о добродетелях, развитие рефлексии, расширение активного словаря.

Детям демонстрируется поезд с вагончиками. Поезд может носить название какой-либо добродетели, например: «Нежность», «Любовь», «Чуткость», «Любознательность» и т. д. Либо этот поезд может отправляться в страну той или иной добродетели. Перед детьми выкладываются карточки с изображенными на них героями знакомых сказок и мультфильмов. Каждый из детей, рассмотрев картинки, выбирает того героя, который, в первом случае, обладает заявленной добродетелью, во втором случае, нуждается в ее развитии.

Например:

Поезд «Заботливость».

Ребенок выбрал Золушку, потому что она всегда заботилась о близких. Или поезд едет в страну «Бескорыстие». Ребенок выбирает Карабаса Барабаса, потому что он вовсе не бескорыстный и ему нужно развивать в себе эту добродетель. В каждом случае дети объясняют свой выбор и подтверждают примерами, тем самым приходя к выводу, что оценивают героя по его поступкам.

Организуя работу с детьми в данном направлении, мы в первую очередь ориентируемся не на формирование ЗУНов (знаний, умений и навыков, а на процесс, связанный с поиском, выбором средств, нахождением собственных решений в ситуациях нравственного выбора. Именно это приносит особое удовлетворение ребенку, создает перспективы его развития.

Проблемные ситуации ставят ребенка перед нравственным выбором. При этом возникают механизмы нравственной идентификации, обогащается личный опыт ребенка. Дети учатся анализировать поведение свое и окружающих, формируется умение самостоятельно разрешать конфликты, находить выход из трудных жизненных ситуаций. Проблемные ситуации способствуют формированию нравственного опыта, стратегий нравственного поведения, проявлению моральных переживаний ребенка.

Такие игровые приемы, требующие от ребенка размышления помогают развитию саморефлексии и способности дифференцировать положительные и отрицательные черты характера героев, побуждают детей высказывать собственную точку зрения и давать нравственную оценку происходящему.

Один из приемов исследовательской деятельности, используемый на занятии, это собирание копилки добродетелей. Благодаря собиранию копилки нравственно-этическая категория становится для ребенка не отвлеченным понятием, а конкретным и осязаемым. Собирание копилки пробуждает познавательную, творческую активность детей, способствует установлению ассоциативных связей, развивает системное, категориальное мышление, закрепляет в сознании ребенка нравственные понятия, расширяет понятийный аппарат, пополняет активный словарь ребенка новыми морально-этическими категориями.

Публикации по теме:

«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога«Говорящая стена» — эффективный способ организации образовательной среды кабинета дефектолога Считаю, что учитель-дефектолог (да и вообще, педагог) – это и психолог, и актёр, и дизайнер в одном лице. Он должен не только научить детей.

Метод проектов как эффективный способ реализации совместной деятельности с детьми и родителями 1 слайд Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования, направленной на реализацию.

Игра, как наиболее эффективный способ развития детей раннего возраста (из опыта работы) Учитель –дефектолог Трясова Т. В. Воспитатель Якутенко И. А. Работа по развитию детей раннего возраста строится поэтапно. Выделяют два этапа,.

Особенности личностного развития умственно отсталых дошкольников Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет».

План — конспект ООД по теме «Птицы» (ОТСМ — ТРИЗ — РТВ — технология) Образовательная область «Познавательное развитие» Воспитатель: Еременко Е. А., ГБОУ СОШ №14 СПДС №18 «Радуга» г. о. Жигулевск, Самарская область).

Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников»Опыт работы «Проектная деятельность как эффективный метод развития связной монологической речи дошкольников» Доброго времени суток всем коллегам! Сегодня предлагаю Вам познакомиться с моим опытом работы на тему «Проектная деятельность как эффективный.

Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ Социально-личностное развитие старших дошкольников через взаимодействие с социально-образовательными партнёрами ДОУ. Вашему вниманию представляется.

Содержание работы с целью реализации социально-личностного развития детей Краткий анализ содержания ФГОС ДО позволяет отметить, что его основная миссия - разносторонняя и постоянная поддержка развития ребёнка,.

Технология сотрудничества как эффективный механизм формирования социально-личностной компетентности дошкольниковТехнология сотрудничества как эффективный механизм формирования социально-личностной компетентности дошкольников Тема социализации и адаптации детей в обществе относится к числу важнейших проблем в настоящее время. За время своей работы с детьми я.

Технология сотрудничества как эффективный механизм формирования социально-личностной компетентности дошкольниковТехнология сотрудничества как эффективный механизм формирования социально-личностной компетентности дошкольников Тема социализации и адаптации детей в обществе относится к числу важнейших проблем в настоящее время. За время своей работы с детьми я.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игротехнические приемы ОТСМ-ТРИЗ-ртв как эффективный способ социально-личностного развития старших дошкольников
Опубликовано: 30 ноября 2016 в 11:24
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД