Игровая деятельность, как форма организации детской самостоятельной деятельности

Галина Ломова
Игровая деятельность, как форма организации детской самостоятельной деятельности

Игровой деятельности, как форме организации детской самостоятельной деятельности, отводится особая роль. Игра – это ведущая деятельность ребенка, посредством которой он органично развивается, она способствует освоению им опыта человеческой деятельности. Игра, как форма организации детской жизни важна тем, что служит становлению психики ребенка, его личности. Именно в процессе игры ребенок овладевает знаниями, учится строить отношения с другими людьми, смеется и грустит, думает, переживает – ведь для него это реальность, а не придуманный мир, как часто кажется взрослым. Актуальность выбора темы в том, что игровая деятельность является ведущей в младшем дошкольном возрасте, но при отсутствии нужной предметно-развивающей среды у ребенка исчезает стремление узнавать новое, возникает апатия ко всему окружающему, пропадает интерес к игровой деятельности. Поэтому мы постоянно обновляем, меняем предметную среду, создавая условия для всестороннего развития ребенка.

3

Классификация игр остается прежней:

1. Сюжетно – ролевые игры

2. Подвижные игры

3. Театрализованные игры

4. Дидактические игры

5. Конструктивные игры

Задачи игровой деятельности:

1. Развивать у детей самостоятельность в организации всех видов игр

2. Развивать инициативу, организаторские способности

3. Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом.

На четвертом году жизни у детей активно развивается тяга к игре друг с другом. Игра тесно связана с воображением (принятие роли, способность воплотиться в ней, встать на позицию другого).

4

Организованная образовательная среда - это система материальных объектов деятельности ребенка, которая в свою очередь моделирует содержание духовного и физического развития ребенка. Поэтому, для организации самостоятельной деятельности необходимо создавать среду, которая предполагает наличие:

Игровых зон

• Зон уединения

• Современных игрушек

• Развивающих игр

• Дидактического и демонстрационного материала для продуктивной деятельности

• Уголков экспериментирования

• Физкультурная зона

• Зона книги

В нашей группе организации развивающей среды мы уделяем должное внимание с учетом требований ФГТ.

Создание предметной среды ориентировано на организацию пространства для общения взрослого с ребенком по принципу «глаза в глаза». При этом я проявляю инициативу в установлении эмоциональных контактов с ребенком, поддерживаю и поощряю инициативу ребенка в эмоциональном общении, стараюсь участвовать в ролевых играх на правах ребенка. Для совместного участия взрослого и ребенка в создании окружающей среды обстановка группы младшего возраста предусматривает использование больших модульных наборов и центра песка и воды. Занятость в этих центрах помогает детям наладить положительные контакты со сверстниками. Я создаю условия для развития предметного взаимодействия с детьми, помогаю им освоить действия элементарного конструирования с использованием различных материалов (модулей, конструкторов, кубиков, стараюсь оказывать помощь в построении построек с использованием модулей (гараж, диван, стол и др.). 5

Предметная среда должна быть создана по тематическим зонам, что позволяет детям заниматься одновременно разными видами деятельности, не мешая друг другу. Пока девочки организовывают игру в центре «Семья», мальчики заняты строительными играми. Игровые и тематические зоны или центры (общения, сюжетно – ролевых игр, строительно – конструктивных игр, театральный, изобразительного искусства, книги, экспериментирования, спортивный, музыкальный, место отдыха и место уединения) созданы в моей группе для развития интегративных качеств «любознательный, активный, эмоционально отзывчивый», готовый соблюдать элементарные правила в совместных играх. Для организации самостоятельной деятельности у детей младшего возраста создаю условия для развития процессуальной игры: знакомлю детей с различными сюжетами и организую соответствующую им игровую среду, помогаю детям освоить соответствующие их возможностям игровые действия, что помогает детям разнообразить сюжет ролевых игр: «Семья», «Парикмахерская», «Магазин», «Больница». Могу быть не только врачом, но и пациентом во время игры.

6

Оснащенность сюжетно – ролевых игр соответствует требованиям ФГТ для младшего возраста (например, для игры в семью в группе имеется мебель с учетом роста и возраста детей, максимальное количество кукол, одетых по сезону, посуда, коляски, сумочки и др.). Дети могут совмещать игру в семью с игрой в уголке ряжанья, в котором имеются сарафаны, косынки, рубашки, шапки, и д. р., сшитые руками родителей. Во время самостоятельной игровой деятельности поощряю и стимулирую интересы детей к чтению книжек, знакомлю с названиями изображенных предметов, персонажей, обсуждаем содержание книги, делимся переживаниями по поводу прочитанного. Дети моей группы очень любят произведения Чуковского, Агнии Барто, русские народные сказки: «Волк и семеро козлят», «Репка» и др. Играю с детьми в речевые игры («Чья мама», «Назови младшего», «Скажи наоборот», даю возможность послушать песенки, разговариваю с детьми о том, что видят и что делают дети, задаю вопросы, требующие развернутого ответа. Организую пропевание песен, выученных на ООД по музыке, соответственно сезону, поддерживаю стремление ребенка к выражению чувств через мимику, жесты, движения, голос (дид. игра «Покажи, как я», изобрази жесты зайчика, котенка, стимулирую детей к подражанию голосу животного взрослого или детеныша, громко или тихо). Большое значение в самостоятельной деятельности детей имеют игрушки. Игра и игрушка неотделимы друг от друга, они могут быть самыми разнообразны, но они должны отвечать педагогическим и художественно – эстетическим, возрастным требованиям. В группе имеется необходимое количество машин, крупных и мелких для игры в ПДД, куклы, резиновые игрушки, различные наборы конструкторов (пластмассовые, деревянные, модульные, разных размеров, пирамидки, игрушки – вкладыши, матрешки, много настольных игр для детей трех – четырех лет. При оформлении предметной среды учитываю гендерный принцип и уделяю особое внимание эстетическому оформлению предметной среды, т. к. визуальное восприятие доставляет ребенку наибольшее удовольствие. Для этого создаю условия для формирования у детей представления о себе, предоставляю детям возможность выбора между игрушками и действиями. Для этого используем уголок ряженья, учим классифицировать одежду для мальчика и для девочки, используем головные уборы по половому различию.

ФГТ предусматривают такие виды деятельности ребенка младшего дошкольного возраста, которые приемлемы в организации детской самостоятельной деятельности: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно – исследовательская, музыкально – художественная. Поэтому, я стараюсь помогать организовывать эти виды деятельности по принципу чередования, учитывая желания детей, их интересы.

9

Самостоятельная деятельность воспитанников в условиях созданной педагогами предметно – развивающей образовательной среды, обеспечивает выбор каждым ребенком деятельности по интересам и позволяет ему действовать со сверстниками или действовать индивидуально, помогает ребенку принимать на себя роль, отражать в игре действия с предметами и взаимоотношения людей, учит придерживаться игровых правил, что предусмотрено образовательной областью «Социализация» для детей трех -четырех лет.

Литература

• В. А. Недосыпова «Растем, играя» Москва, Просвещение, 2002;

• Н. Ф. Губанова «Развитие игровой деятельности» по второй младшей группе, изд. Мозаика – синтез, Москва, 2010;

• Рабочая программа воспитателя. Ежедневное планирование по программе «От рождения до школы», под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2013;

• Программа «От рождения до школы», по редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2013;

Прикреплённые файлы:

tmo-3_0r0hj.ppt | 2030 Кб | Скачан: 132
 
Публикации по теме:

Интерактивная игра «Ягоды».Интерактивная игра «Ягоды». Интерактивная игра "Ягоды". Опыт массовых детских садов показал, что компьютер не только способствует закреплению и уточнению знаний, но.

Уголок ПДД в подготовительной группеУголок ПДД в подготовительной группе Делаем ребятам предостережение: Выучите срочно правила движения. Чтоб не волновались каждый день родители, Чтоб спокойно мчались улицей.

Библиотека изображений:
  • Научная лаборатория
  • Наша армия
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Игровая деятельность, как форма организации детской самостоятельной деятельности
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 18:03
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Квест «У Лукоморья». Фотоотчет.
Квест "У Лукоморья". Фотоотчет. В период летних каникул есть много времени и возможностей развлечь детей. Вот и в нашем парке прошла замечательная...
Квест «В поисках Снегурочки»
Квест «В поисках Снегурочки». Проект. Краткое содержание проекта: организация совместной творческой деятельности родителей и детей. Продолжительность...
Фото репортаж о Дне молодежи в Белгороде — III часть
МИМЫ, иначе КЛОУНЫ - вот такие красочные, яркие и запоминающиеся и для детей, и для взрослых - они встречали всех гостей на дорожках у зеленых, сочных и...
Сказка про одуванчики.
– Как жаль, что одуванчики отцвели, – сказала Ариша бабушке. – Я их очень люблю. Особенно люблю на них дуть. Бабушка засмеялась, выглянула в окошко и...
Стихи. «Любимым учителям посвящается». Часть 3.
Стихи к выпускному вечеру в школе. «Любимым учителям посвящается». Часть 3. 1. Массу экстремальных ситуаций Разбирали мы на ОБЖ: Выжить как, как...