Игровая ситуация «Наши истоки»

Оксана Хуторова
Игровая ситуация «Наши истоки»

Цель: Формирование представлений о жизни русского народа в старину.

Задачи: Познакомить детей с устройством домов на Руси. Развивать мелкую моторику. Вызывать интерес к прошлому нашей Родины.

Словарная работа: Оберег, кукла-бессоница.

Методические приемы: Беседа. Пение «Колыбельная». Изготовление куклы-бессоницы.

Материал: Русский народный костюм. Ткань для изготовления куклы, вата, нитки.

Предшествующая работа: Беседа: «Откуда Русь пошла?», «Что такое оберег?», «Пословицы и поговорки русского народа». Игровая ситуация «Расписные терема».

Ход мероприятия:

Воспитатель: Сегодня мы с вами посетим нашу избу-музей и посмотрим, как жили наши предки.

Детей встречает ведущий в русском народном костюме.

Ведущий:

Дорогих гостей встречаем

Круглым, пышным караваем.

Каравай мы вам подносим,

Поклоняясь, отведать просим.

Ведущий: Проходите гости дорогие в нашу горницу. Вы пришли в русскую избу. Так жили наши предки. Посмотрите, что занимает главное место в избе? (Ответы детей).

Ведущий: Правильно, главное место в избе занимает печь.

Ведущий: Как вы думаете, для чего нужна печь в доме? (Ответы детей).

Ведущий: Конечно, в печи готовили пищу, печь давала тепло. Печь, оказывается, и лечит. Заболеет человек, ляжет на печку, она его прогреет, болезнь и уйдет. В избе тесно, пол холодный, поэтому дети часто играли на печи. Печь и кормит, и греет, и лечит. На Руси говорили: «Печь - всему голова».

Ведущий: А вы знаете пословицы и поговорки о русской печке?

Дети:

Что есть в печи, все на стол мечи.

У холодной печи не согреешься.

Сиди на печи, да жуй калачи.

Кто сидел на печи – тот уже не гость, а свой.

Ведущий: Молодцы, много пословиц и поговорок знаете!

Ведущий: А теперь, подумайте, где наши предки хранили одежду? (Ответы детей).

Ведущий: Шкафов в избе не было, все вещи лежали на широких полках под потолком. Эти полки называли полати.

Ведущий: Интересно, а где же в избе находилась посуда? (Ответы детей).

Ведущий: Посуду: деревянные ложки, горшки, чугунки, хранили на полках около печи.

Ведущий: Догадайтесь, как наши предки освещали избу, ведь лампочек раньше не было? (Ответы детей).

Ведущий: В избе были маленькие окна, даже днем здесь было темно. Вечером избу освещала лучина. Лучина - тонкая длинная щепочка, которую зажигали, и так освещали избу.

Ведущий: Как вы думаете, а где спали люди? (Ответы детей).

Ведущий: Люди спали на печи, на лавках. Маленькие дети спали в колыбельке. Колыбель подвешивали к потолку. Мама качала малыша и пела ему колыбельные песни.

Ведущий: Посмотрите, оказывается в нашей колыбельке засыпает ребенок. Давайте попробуем спеть для него песенку, чтобы он быстрее заснул:

Баю-баюшки-баю,

Купим сыну валенки.

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке.

Будет наш сынок ходить,

Новы валенки носить.

Ведущий: Иногда малыш начинал громко плакать, долго не засыпал. Тогда мама сворачивала из двух лоскутков ткани куколку-бессоницу, укладывала куклу в колыбельку, напевая:

Сонница-бессонница,

Не играй моим дитятком,

А играй этой куколкой.

(Показ куклы)

Игровая ситуация «Наши истоки»

Ведущий: Как вы думаете, почему эту куклу называли оберегом? (Ответы детей).

Ведущий: Давайте и мы с вами сделаем куклу-бессонницу для нашего малыша.

Изготовление куклы - бессоницы.

Для изготовления куклы нам необходимо взять два лоскута ткани. Один лоскут свернуть по диагонали. В его середину нужно положить кусочек ваты – получится голова куклы. Вату завязать с наружной стороны ниткой – получилась шея.

Расправить части лоскутка по диагонали, чтобы получились уголки. Немного отступить от края и завязать с двух сторон уголки нитками – получились руки.

Под нижний край первого лоскута положить второй лоскут, полностью развернутый, так, чтобы вниз была направлена свободная сторона лоскутка. Обвернуть правым верхним углом второго лоскута слева от «головы» куклы, вытянуть уголок второго лоскута немного ниже на правую сторону. С правой стороны «головы» вывести верхний угол, немного ниже на левую сторону. Связать оба уголка узелком. Кукла-бессоница готова.

Публикации по теме:

Презентация «23 февраля-День защитника Отечества» Накануне праздника "23 февраля - День защитника Отечества" работа воспитателей направлена на расширение и уточнение представлений детей.

Тематический план Знакомство детей с родным краем старшая разновозрастная группа детского сада Региональный компонент Приоритетным направлением деятельности детского сада является социально-личностное направление. В нашем современном обществе важной проблемой.

Библиотека изображений:
  • Насекомые и пауки
  • Птицы
  • Домашние птицы
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровая ситуация «Наши истоки»
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 18:35
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет по аппликации с элементами рисования «Заснеженные деревья» в...
Цель: учить создавать картину зимнего пейзажа из ваты. Задачи: развивать умение детей делать аппликацию из ваты, обогащать аппликативную технику....
«Помощники леса» конспект занятия по экологическому воспитанию в старшей группе.
Цель: прививать детям чувство ответственности за все живое. Расширять представления детей, о животных, птицах. Воспитывать доброе и заботливое отношение...
Дидактические игры: «Плетение коврика», «Игры с прищепками»
Не менее интересные игры изготовила семья Дудиной Дарьи. Развивающая игра «Плетение коврика» изготовлена из плотной разноцветной клеенки и покрыта скотчем....
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс
Простой способ изготовления объемного новогоднего шара из бумаги. Мастер-класс Здравствуйте, дорогие друзья и гости моей странички. Вот и наступил...
«Зимний пейзаж». Картина из шерсти
Приветствую всех гостей моей странички. Я совсем недавно уже рассказывала о живописи шерстью. Сходив на мастер-класс и получив результат, решила , что...