Игровой практикум для воспитателей «Логоритмика в жизни ребенка»

Ольга Кукава
Игровой практикум для воспитателей «Логоритмика в жизни ребенка»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №50 «Сказка»

г. Кимры, Тверской области

Игровой практикум для воспитателей

«Логоритмика в жизни ребенка»

(физкультурные занятия).

ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА:

инструктор по физ. воспитанию

Кукава О. В.

г. Кимры

2012 г.

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. «Ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной в о времени и пространстве.» - Э. Жак Далькроза.

Данные физиологии и психологии доказывают тесную взаимосвязь слуховых ощущений с мышечными. Советский ученый, невролог и психиатр В. М. Бахтерев доказал, что вначале на маленького ребенка заметное воздействие оказывает ритм, а лишь затем звуковысотные сочетания и тембр звучащей музыки. Ритмичные движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнениях и играх.

Логоритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Это форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций и в конечном итоге адаптация человека к условиям внешней и внутренней среды. Укрепляется костно-мышечный аппарат, развивается дыхание, моторные, сенсорные функции, чувство равновесия, правильная осанка, походка, грация движений. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. С другой стороны, формирование движений происходит при участии речи. Речь является одним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихов, поговорок, пословиц, способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. С помощью стихотворной ритмической речи вырабатывается правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память.

В настоящее время ощущается дефицит сенсорного воспитания детей, когда гораздо более важным считается обучить ребенка 3-4 лет грамоте, чем эстетическим канонам. С нейропсихологической точки зрения, тенденция ранней стимуляции функций чтения, письма, счета обедняет правополушарный нервно-психический потенциал ребенка, столь необходимый для его гармонического развития и, главное, приводит к потерям, невосполнимым в будущем.

Особенность метода заключается в том, что в двигательные задания включается речевой материал, над качеством которого призвана работать логопедическая ритмика, музыка не просто сопровождает движение, а является его руководящим началом. Под влиянием регулярных логоритмических занятий у детей происходит положительная перестройка сердечно-сосудистой, дыхательной, двигательной, сенсорной, речедвигательной, и других систем, а также воспитание эмоционально- волевых качеств личности.

Структура логоритмических занятий включает в себя развитие памяти, внимания, оптико-пространственных функций, слуховых функций, двигательной сферы, ручной моторики, артикуляционной моторики, речевой функциональной системы, звукопроизношения. В занятия включаются пальчиковые игры или массаж пальцев, гимнастика для глаз, различные виды ходьбы и бега под музыку, стихотворения, сопровождаемые движениями, логопедическая гимнастика, мимические упражнения, а также могут быть упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые и музыкальные игры.

В результате логоритмических занятий реализуются следующие задачи: уточнение артикуляции, развитие фонематического восприятия, расширение лексического запаса, развитие слухового внимания и двигательной памяти, совершенствование общей и мелкой моторики, выработка четких, координированных движений во взаимосвязи с речью, развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

В своей работе на физкультурных занятиях я часто использую считалки, поговорки, ритмические стихи во время проведения двигательных заданий, общеразвивающих упражнений, коррекционных упражнений, самомассажа. Это помогает формированию звуковой культуры речи детей и развивает интерес к различным движениям. Нравятся детям и подвижные игры, которые проводятся под ритмичные стихи: в самом тексте игры может быть заложено содержание разных двигательных действий. Например:

Подвижная игра «Осенние листочки»

Мы, листики осенние

На веточках сидели (все садятся на корточки)

Дунул ветер – полетели (разбегаются по залу)

Мы летели, мы летели – и на землю сели (садятся на корточки)

Ветер снова набежал,

И листочки все поднял (побежали, кружась)

Повертел их, покрутил

И на землю опустил (присели).

Текст игры можно произносить в разном темпе и дети, вслушиваясь в ритм текста, убыстряют или замедляют свои движения.

А эта подвижная игра требует от детей четкого соотношения текста и движений:

Подвижная игра «Котята и Барбос»

На ковре котята спят - дети ложатся на ковер, свернувшись клубочком,

Мур-мур, Мур-мур!

Просыпаться не хотят,

Мур-мур, Мур-мур!

Вот на спинку все легли - поворачиваются на спинку и делают вращательные движения руками и ногами

Мур-мур! Мур-мур!»

Расшалилились все они,

Мур-мур, Мур-мур!

Воспитатель:

Я иду, сердитый пес,

Гав-гав, гав-гав! - Барбос ходит вокруг детей, дети встают на четвереньки и прячут мордочки

Все зовут меня Барбос

Гав!Гав!

Тут котята все шалят,

Гав! Гав!

Напугаю всех котят

Гав! Гав!

Р-р-р! Р-р-р! - котята убегают от Барбоса

Или двигательное упражнение, которое очень любят дети младших групп:

Мы ногами топ-топ-топ (дети идут по залу)

А в ладоши хлоп-хлоп-хлоп (дети иду, хлопая в ладоши)

Ай, да малыши, ай, да крепыши (дети кружатся вокруг себя)

По дорожке мы шагаем

И в ладоши ударяем (дети идут, хлопая в ладоши)

Ай, да малыши, ай, да крепыши (дети прыгают на месте)

Топ-топ, ножки топ (дети останавливаются, топают ногами,

Хлоп-хлоп, ручки хлоп (то же, хлопают в ладоши)

Ай, да малыши, ай, да крепыши (кружатся).

Попробуем выполнить упражнение, меняя темп и ритм стихов.

А это двигательное упражнение для детей старших групп:

Мишка по лесу пошел,

По тропинке вдаль забрел, поднимают и опускают руки

Лапы дружно поднимает

А потом их опускает

Мишка шел, шел, шел

На лужайку пришел ходьба в полуприседе

Он попрыгал на лужайке

Быстро, ловко, словно зайка дети прыгают

Перед Мишкою бревно,

Надо лазить хорошо. Дети ползут по гим. скамейке на

животе, подтягиваясь на руках,

Впереди лежит сосна,

Ползет Мишка, как оса.

Мишка быстро побежал, бег по периметру зала

На малинный след напал

Мишка по лесу пошел,

По тропинке вдаль забрел, поднимают и опускают руки

Лапы дружно поднимает

А потом их опускает.

Мишка по лесу пошел,

Много шишек он нашел, дети строятся в звенья для

ОРУ.

Стал он с шишками играть,

Поднимать и опускать.

А это пример пальчиковый игры на основе потешки:

На лужок пришли зайчата,

Медвежата и лисята,

Лягушата и Волчек,

На зеленый на лужок

Приходи и ты, дружок!

(поочередно сгибают пальцы в ритме потешки, в конце – сжимают и разжимают кулачок).

Дети легко запоминают такие стихи и движения, их сопровождающие.

Так же ритмичные стихи используются при проведении с детьми самомассажа. Давайте попробуем провести самомассаж борода, изменяя темп движений:

Самомассаж «Борода»:

Да-да-да – есть у деда борода (потереть ладони друг о друга)

Де-де-де – есть сединка в бороде (руками провести по шее от затылка до ямочки спереди)

Ду-ду-ду- расчеши бороду (большими пальцами рук провести по шее от подбородка вниз)

Да-да-да – надоела борода (растирают крылья носа,

Ду-ду-ду- сбреем деду бороду (пальцами мягко проводят по лбу)

Ды-ды-ды – больше нет бороды (пальцами растирают мочку ушей).

Здесь надо еще и четко произносить звуки при выполнении движений.

Практика показывает, что движения, выполняемые под ритмичное сопровождение, очень нравятся детям, они их легко запоминают, и затем используют в повседневной жизни и играх.

Публикации по теме:

Практикум для родителей «Давайте познакомимся» (1 младшая группа) Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №50 Практикум для родителей «Давайте познакомимся поближе».

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • День рождения
  • Обитатели водоемов
Автор публикации:
Игровой практикум для воспитателей «Логоритмика в жизни ребенка»
Опубликовано: 12 июля 2013 в 23:08
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны!»
Стенгазета «Мамы разные нужны, мамы разные важны! » Дети знают, что их мамы работают, но и мало знают где и кем. Так нам в голову и пришла идея, как...
«Почта Деда Мороза в Великом Устюге». Фотоотчёт
Указом Деда Мороза от декабря 2001 года в городе Великий Устюг была открыта Почта Деда Мороза. Помещение Почты просторное и удобное. На Почте...
Мастер-класс. Книга «Расскажу вам про весну».
Мастер - класс. Книга «Расскажу вам про весну». Цель: ознакомление дошкольников с природой. Задачи: Формировать умение видеть и называть приметы...
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию (лепка) средняя группа
Тема: Тарелочка Цель: Формировать умение лепить тарелочку из природной глины. Задачи: Упражнять в лепке тарелочек, отрабатывать приемы лепки:...
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...