Проект по использованию фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Светлана Анатольевна
Проект по использованию фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

Использование фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

«Водичка, водичка, Умой моё личико»

Ясельная группа

Паспорт проекта

Вид проекта: Познавательно - игровой.

Тип проекта: Долгосрочный (июнь-сентябрь 2013 года)

Проблема: Низкий уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков

Цель проекта: Формирование культурно-гигиенических навыков в игровой форме через использование в воспитательно-образовательном процессе устное народное творчество.

Задачи проекта.

1. Учить детей с небольшой помощью взрослого мыть руки, ухаживать за своим внешним видом, вещами, игрушками.

2. Развивать игровые умения (отражать в игре процессы умывания, одевания, приёма пищи, подбирать предметы необходимые в игре для сюжета)

Актуальность проекта.

Активная помощь детям в освоении соответствующих возрасту умений. Воспитание культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания.

Ожидаемые результаты.

Повышение уровня освоения культурно-гигиенических навыков;

Эмоциональная отзывчивость в процессе применения практических умений;

Гипотеза.

С самого рождения купание и игры с водой становятся любимым занятием детей. Поэтому во время любых водных процедур для лучшего усвоения и развития речи, памяти, слуха, ритма на помощь приходят потешки, приговорки, пословицы, стихи, загадки, сказки. Все это помогает знакомить ребенка с окружающим миром.

Предмет исследования фольклор.

Объект исследования является устное народное творчество.

Проект адресован детям дошкольного возраста и их родителям, коллегам.

Выполнение проекта:

В начале и в конце проекта воспитателем проводится диагностика освоения культурно-гигиенических навыков.

База реализации проекта. МБДОУ №107

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко, ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности.

Содержание проекта и условия реализации

Глава 1. Основы формирования культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста.

1.1. Особенности культурно-гигиенических навыков детей младшего дошкольного возраста

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержания порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Физиологической основой культурно-гигиенических навыков и привычек является образование условно-рефлекторных связей, выработка динамических стереотипов. Культурно-гигиенические навыки и привычки имеют выраженную социальную направленность, так как дети приучаются выполнять установленные в обществе правила, соответствующие нормам поведения.

Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, возраста, с которого начинается эта работа, эмоционального отношения ребенка, упражнений в определенных действиях.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Наиболее успешно гигиенические навыки формируются у детей раннего и младшего дошкольного возраста. В дальнейшем приобретенные навыки необходимо закреплять и расширять.

В раннем и младшем дошкольном возрасте дети начинают проявлять самостоятельность в самообслуживании. Интерес, внимание ребенка к бытовым действиям, впечатлительность нервной системы дают возможность взрослым быстро научить ребенка определенной последовательности операций, из которых складывается каждое действие, приемам, которые помогают выполнять задание быстро, экономно. Если же это время упустить, неправильные действия автоматизируются, ребенок привыкает к неряшливости, небрежности

1.2. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

На формирование навыков и привычек оказывают влияние и специально направленные действия взрослых, и вся окружающая обстановка. Поведение, манеры, в особенности близких людей, отражаются на содержании детских привычек. При активном формировании навыков самообслуживания важно в первую очередь отработать те из них, которые связаны с организацией всего коллектива. Для привития культурно-гигиенических навыков применяются показ, пример, объяснение, пояснение, поощрение, беседы, упражнения в действиях. Широко используются, особенно в младшем возрасте, игровые приемы: дидактические игры, потешки, стихотворения. Содержание культурно-гигиенических навыков осваивается детьми прежде всего в самостоятельной деятельности, в процессе обучения, в дидактических играх и игровых ситуациях.

1.3. Методы и приемы формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

К методам формирования гигиенических навыков можно отнести:

1. Разъяснение необходимости выполнения режимных моментов, гигиенических процедур.

2. Пример взрослого.

3. Приучение, упражнение.

4. Создание воспитывающих ситуаций.

Поощрение помогает ребенку утвердится поверить в свои силы (особенно в освоение новых навыков).

Обязательным условием формирования гигиенических навыков у детей, воспитания привычки к здоровому образу жизни является – единство требований со стороны воспитателя и семьи. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду.

Глава 2. Проектирование деятельности по формированию культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста

План проекта.

Дата Этап Вид деятельности Цель

май 2013г Подготовительный

Диагностика, выявление проблемы, определение цели, задач.

Поиск решения задач проекта, формирование предпосылок игровой деятельности.

Июнь

август

2013г Внедрение

Практическая деятельность по решению проблемы, планирование совместной деятельности.

Учить мыть руки, следить за внешним видом, одеваться; вызвать положительное отношение к выполнению практических навыков.

Сентябрь 2013г Итоговый

Диагностика освоения культурно-гигиенических навыков; обогащение игрового опыта.

Определить эффективность проектной деятельности, уровень освоения детьми культурно-гигиенических навыков.

Публикации по теме:

«Чистюли». Краткосрочный проект по формированию культурно-гигиенических навыков у детей первой младшей группы Краткосрочный проект «Чистюли», для первой младшей группы. Воспитатель: Теуважева О. Б. Цель проекта: Формирование культурно гигиенических.

Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Проект: Формирование культурно-гигиенических навыков. Ранний возраст. Составитель проекта: воспитатель Козмодемьянова Надежда Владимировна.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Сюжетные картинки
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Проект по использованию фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 июня 2013 в 20:51
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...
Фотоотчет: рисование «Снеговики в шапочках и шарфиках»
Задачи: учить детей рисовать гуашью; показать приемы работы с гуашью; развивать глазомер, чувство цвета, формы и пропорций; воспитывать...
Магнитик — сувенир. План — конспект совместной деятельности. Средняя группа.
Тема: Магнитик – сувенир. Цель: Вылепить с детьми сувенир – магнитик. Задачи: Формировать умение лепить из природной глины различные предметы;...
«Окна в дыму» (фото отчет детского творчества по теме «Безопасность»)
Прошла у нас неделя безопасности. Как результат работы было рисование « С дымом мешается облако пыли. » В работе с детьми мы использовали различные...