Игровой тренинг для детей «Защити себя сам!»

Светлана Чернова
Игровой тренинг для детей «Защити себя сам!»

Игровой тренинг для детей «Защити себя сам

ЦЕЛЬ: Научить ребенка делать выбор в критической ситуации, чтобы не получить физической, ни психической травмы.

ЗАДАЧИ:

• учить детей говорить твердое и решительное «НЕТ!»

• учить детей как вести себя при ссоре с родителями

• напомнить детям куда они могут обратиться за помощью в критической ситуации

Стулья по количеству участников(6-8 человек) расставлены полукругом.

Здравствуйте, дети! Меня зовут (одновременно прикрепляя нагрудную табличку с именем.) Чтобы запомнить ваши имена, возьмите таблички (раздаются таблички с именами детей). Пока вы их прикрепляете, пусть каждый ответит мне на такой вопрос: кто должен заботиться о вас и защищать вас?

- Родители!

-Бабушки и дедушки!

-Старший брат!

-Воспитатель!

-Государство!

-Вы перечислили так много, но одного, самого главного, почему-то забыли.

- Самого себя! Каждый человек – и большой, и маленький – должен сам заботиться о себе. Согласны?

-А как?

Именно этому: «Как себя защитить, как себя вести, чтобы не попадаться в неприятные ситуации, и что делать если всё – таки в такой ситуации оказались» - мы с вами и будем учиться.

Все решения будете принимать самостоятельно. Сможите? Тогда – вперед!

Встаньте те, кто остаётся дома один, когда родители уходят. Теперь пересаживаемся: те, кто встал, садятся справа, вы будете игроками, а остальные – слева, будете судьями, будете решать, правильно ли поступают игроки.

(Дети пересаживаются, один из игроков выходит в центр круга)

Итак, родители ушли, ты остался один. Только сел рисовать, и вдруг… (раздаётся звонок)

- Что будешь делать?

- Ребёнок подбегает к двери и начинает её открывать.

- Стой, не надо!

- Уходите, никого нет дома!

- Кто там?

А теперь судьи решат, кто поступил правильнее (Кто там)

Ребёнок подходит к двери: «Кто там?»

- Я врач из поликлиники. (Что делать)

- Я вам не открою.

- Взрослых пока нет дома, придите, пожалуйста, позже или перезвоните.

Следующий вариант:

- Откройте, это милиция.

- Впустите, мне нужно проверить газ.

- Откройте, телеграмма.

- Я друг твоего папы, он скоро придёт, и велел тебе впустить меня…

Когда начинают уговаривать и здесь нужно уметь сказать твёрдое «Нет!»

Хотите узнать, как дракончик Памси научился говорить «Нет!»?

Когда дракончик Памси был маленьким, он очень любил говорить слово «нет». Его спрашивали: «Ты вымыл руки?» - «Нет!» - отвечал Памси.

«Ты любишь кашу?» - «Нет!» - «Ты убрал игрушки?» - опять «Нет!».

Но когда он подрос, то заметил, что всё чаще ему стало трудно говорить слово «Нет». Это случалось тогда, когда его приятели звали Памси делать то, что было, по его мнению, опасно, вредно и нехорошо. Если в таких случаях он не мог сказать «нет», то потом чувствовал себя очень плохо. Что-то мешало ему сказать «нет». Это были мысли: «Если я скажу «нет», то я кого-то обижу», «Если я скажу «нет», то со мной не будут играть, меня будут считать трусом»

-Что мешало Памси сказать «нет»? (страх)

-Бывали ли у вас ситуации, когда вам было трудно сказать «нет»?

(Когда предлагают кого – то обидеть, сказать кому – то неправду, пососать сосульку, покататься на машине с незнакомым человеком, играть там, где тебя не видит мама)

Памси понимал, что ему необходимо научиться говорить «нет» даже тогда, когда это бывает трудно. «Я смогу сделать то, что мне надо!», - решил дракончик Памси.

Он сложил лапы рупором и очень громко крикнул: «Нет!» Это было больше, чем просто звук его голоса, это был звук его силы, звук победы над своим страхом.

Памси знал, что нужно много тренироваться для того, чтобы чего-то добиться.

Он сел и стал тренироваться.

Памси вспомнил случай, когда его звали разорять птичьи гнёзда, испачкать друга, а он боялся сказать «нет», потому что думал, что с ним тогда перестанут дружить. И сейчас, вспоминая это, он крикнул:

«Нет!» «Нет!» «Нет!»

Сначала это было неуверенно, а потом стало получаться всё лучше и лучше.

Мы тоже с вами потренируемся. Педагог предлагает ситуации, а дети отвечают «нет».

• Пойдём, толкнем того мальчика.

• Давай сломаем его горку.

• Сосулька такая вкусная, холодная. Хочешь?

• Хочешь вкусный торт? Идем ко мне домой.

• Я подарю тебе компьютер идем со мной.

• Может, покатаемся на машине с тем дядей.

• Давай, залезем в подвал.

• Идём, поиграем в соседнем дворе.

В голосе должна быть решительность, уверенность. Голос твердый, громкий.

Есть и другие способы сказать «нет» Например:

• Я в этом не нуждаюсь

• Мне это не надо

• Я таких вещей боюсь

• Не сегодня

• Нет, я не хочу

• Нет, спасибо

• Мои родители мне не разрешают

• Нет, я подожду, когда мне это разрешат

• Я без этого обойдусь

• Мне есть чем заняться

• Нет, я вас не знаю

• Нет, я знаю это опасно для жизни, для меня

• Нет, лучше я позову брата (родителей ит. д.) и мы будем играть.

Говорить это нужно уверенно, решительно.

Если вы чувствуете, что у вас не получается, то лучше убежать к своему дому, родителям, хорошим знакомым.

Нарисовать ситуации в виде запрещающих знаков то, от чего они хотели бы отказаться, чему они хотели бы научиться говорить: «Нет!».

Рассматривание рисунков.

Запомните на всякий случай!

Не все люди, даже взрослые, хорошо понимают, что делать хорошо, а что – плохо, что можно, а что нельзя. Некоторые заставляют детей делать неприятные и гадкие вещи. Поэтому лучше всего, если ты не станешь играть в одиночестве там, где тебя некому будет защитить – на всяких пустырях, чердаках, в подвалах, незнакомых местах.

Чужие люди могут позвать тебя с собой – погулять или покататься. Они могут уговаривать тебя и обещать в подарок интересные вещи, о которых ты давно мечтаешь или что-то вкусное. Ты сделаешь правильно, если не пойдешь и не поедешь с ними, а от подарков откажешься. Значит ты смог сам себя защитить.

Конечно, не все люди плохие, но ты ведь не можешь угадать, что на уме у чужого, незнакомого человека. Если это хороший человек, он всё поймёт и не обидится на твой отказ гулять с ним или принять от него подарок.

Если всё – таки чужой человек не отстаёт от тебя, как поступить в этом случае?

Лучше всего убежать или позвать на помощь других людей.

Совсем хорошо, если ты расскажешь о приставании чужих людей своим родителям – они постараются сделать так, чтобы чужие люди больше тебя не беспокоили.

- Пойдем со мной!

- Нет, я не иду с вами! (пантомима)

Работаем в кругу. Представьте ситуацию:

-Незнакомые взрослые уговаривают пойти погулять вместе с ними. (Твой друг предлагает убежать из дома. Незнакомый просит проводить его домой, обещая за это подарок)

Покажите с помощью мимики и жестов свой отказ. (Что будут делать руки. Положение туловища. Выражение лица.)

Звонит звонок.

«Маска откровения»

Входит лисенок очень грустный.

- Что случилось? Поделись с нами своей бедой.

Лисёнок рассказывает.

На лесной полянке всегда было спокойно. Зайчихи сидели на пеньках. Белки скакали с ветку на ветку. Ежи играли в камешки под ветвистым деревом. А лесные малыши резвились в песочнице. А по вечерам мы, зверята постарше, собирались на поляне, играли в лапту, разговаривали о многих интересных вещах. Однажды на нашей поляне появились чужие звери, которые были старше нас. Откуда они пришли, никто не знал. С тех пор на поляне собираться стало невозможным. Каждый раз эти звери обижали того, кто попадался на их пути: ругались плохими словами, дразнили, отнимали игрушки, сладости и просто били нас.

Однажды я не выдержал и дал сдачи одному хулигану. Тогда они стали постоянно меня преследовать, избивали, когда я был один, обижали. Мои друзья их боятся и поэтому не защищают меня. Я не знаю, как поступить в данной ситуации. Подскажите, что мне делать.

Предложения детей.

-Рассказать родителям.

-Не быть одному на поляне.

Нанесение обиды, жестокое обращение можно предотвратить, защищая себя самого, обратиться за помощью к родителям, другим родственникам, воспитателю, заведующему детским садом, родителям твоих друзей, к хорошим соседям, в милицию.

Лисенок благодарит детей и угодит.

(Звонит телефон.)

Звонит Марья – рукодельница. Что-то случилось. Марья рассказала, что занималась рукоделием и не заметила как порезала красивую кружевную скатерть и теперь боится, что будет за это наказана.

- Ребята, как вы думаете, что чувствует Марья? (страх)

- Чего боится Марья? Почему?

-Наказывают ли вас родители?

-Как ругают вас родители? (Грозят отшлёпать, ставят в угол, кричат, говорят обидные слова)

- Что вы делаете в ответ?

Предлагаю вам и Марье ряд советов, которые помогут вам при ссоре с родителями.

1. Скажите взрослым, что вам страшно, когда они на вас кричат. (Мама мне страшно, когда ты ругаешься. Папа мне больно и страшно, когда ты ругаешься и шлёпаешь меня.)

2. Покажите готовность исправить свою ошибку: «Что мне сделать, чтобы ты не сердилась на меня?” Это помогает смягчить гнев взрослого.

3. Иногда полезно переждать «бурю». Пусть взрослый человек сам успокоится, и вы сможете с ним спокойно поговорить. (подождать и предложить попить чай)

Разыграть ситуацию. Разделиться по парам. Один участник - «мама», а другой – «Марья». Затем меняются ролями.

Итог занятия: каждый ребенок может предотвратить неприятные ситуации и сделать правильный выбор в критической ситуации, чтобы не получить физической, ни психологической травмы.

Используя приемы: сказать уверенное и твердое «Нет!»; говорить о своих чувствах; уйти от этой ситуации, переждать «бурю»,а затем поговорить об этом; обратиться за помощью к родственниками и хорошим знакомым, кому вы доверяете.

Список используемой литературы:

1. Зеленова Н. Г., Осипова Л. Е. Я — ребенок, и я имею право. - М: «Издательство Скрипторий 2003», 2007. - 96с.

2. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Авт. -сост.: Е. В. Соловьева, Т. А. Данилина, Т. С. Лагода, Н. М. Степина. - 3-е изд., испр. И доп. - М.: АРКТИ, 2004. - 88с.

3. Крюкова С. В., Слободняк Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста: Практическое пособие — М.: Генезис, 2000. - 208с., илл.

4. Профилактика ВИЧ — инфекции и СПИДа: Учебное пособие А. А. Быков, Е. Н. Худякова, Т. И Бочкарёва, Н. В. Шокурова. Самара: СИПКРО, 2002.-226с.

Публикации по теме:

Проект мойдодырия Наша миссия - великое искусство -Знания в дошкольников вложить, Это нужно делать столь искусно, Чтоб при этом научить их жить. Правда, через.

Тренинг «Как приучить ребенка к дисциплине. Границы» .

Библиотека изображений:
  • Фразеология
  • Транспорт
  • Транспорт
Автор публикации:
Игровой тренинг для детей «Защити себя сам!»
Опубликовано: 13 марта 2013 в 11:00
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект НОД по нетрадиционному рисованию с детьми средней группы в технике...
Программные задачи . Развивать навыки и умения детей в технике"пластилинография":растирание пластилина по поверхности картона, передавать образность...
Детский мастер-класс открытки ко Дню Матери «Мамочка, моя вот цветочки для тебя!»
Добрый день, уважаемые коллеги, гости моей странички! Сегодня я хочу предложить Вашему вниманию небольшой мастер-класс по изготовлению открыток, которые...
Родительское собрание с детьми показ НОД «Путешествие с дорожными знаками по математике»
Тема: «Путешествие с дорожными знаками по математике» Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия; продолжать...
Фотоотчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов «Букет...
Фото-отчет занятия по пластилинографии с применением нетрадиционных материалов на тему: «Букет для любимой мамочки» с детьми 6-7 лет. Доброго времени...
Конкурс игр изготовленных своими руками «Веселая сенсорика» (фотоотчет)
Игра – ведущий вид деятельности дошкольника. Игра играет огромную роль во всестороннем развитии ребенка, формировании его личности, а также является основным...