Лучший педагог года

Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи (3 фото)

Анастасия Глинина
Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Фото №1 Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи

Нарушение речи у детей с ограниченными возможностями здоровья – очень распространенное явление, имеющее стойкий характер и затрагивающее как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую стороны речи. Одним из распространенных речевых нарушений является - нарушение произношения звуков. Очень часто это нарушение входит в состав других, более сложных речевых расстройств. В последнее время проблемы коррекции речи приобретают особую актуальность. Число детей с нарушениями звукопроизношения постоянно возрастает. Четкое, верное произношение необходимо для уверенного общения ребенка со сверстниками и взрослыми, гармоничного развития и дальнейшего обучения.

Публикация «Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи» размещена в разделах

Коррекционная работа над звукопроизношением у детей состоит из трех этапов : развитие моторики речевого аппарата; отработка правильного произношения звуков; автоматизация и дифференциация звуков до степени автоматизма в спонтанном речевом потоке.

Дефектологам и логопедам известно, что зачастую самым трудным и длительным является третий этап. Нередко дефекты звукопроизношения у детей с ОВЗ по тем или иным причинам имеют весьма стойкий характер. Порой проходят месяцы упорных кропотливых занятий, прежде чем ребенок привыкает к новым звукам с правильной артикуляцией. При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать кабинет логопеда. Поэтому необходим квалифицированный и творческий подход в процессе коррекционной работы. Я часто сталкиваюсь с необходимостью разнообразить приёмы своей работы и удерживать внимание детей в процессе занятия. На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи : в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности детей-дошкольников.

Необходимое условие быстрой автоматизации звука – постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. Если к этому процессу подключить зрительный, слуховой и тактильный анализаторы, дело пойдет быстрее, так как даст возможность развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую моторику рук и умение свободно и правильно использовать поставленный звук в речи.

Для того чтобы сделать процесс автоматизации звука более увлекательным и эффективным, можно использовать вспомогательные приемы. Одним из них является использование в работе мелких объемных или плоских игрушек. Этот прием также помогает активизировать внимание ребенка и максимально поддерживать его интерес к изучаемому материалу на протяжении всего занятия (что особо важно при работе с детьми с ОВЗ). Игровая ситуация создает непринужденную обстановку на занятии, освобождает ребенка от скованности, побуждает его к общению, повышает речевую мотивацию.

Этот прием мы используем в своем пособии «ПРИКЛЮЧЕНИЕ СТАРИЧКА ЗВУКОВИЧКА».

Чем больше анализаторов задействовано в коррекционной работе над звукопроизношением, тем эффективнее ее результат. С целью превращения автоматизацию звуков в увлекательную и эмоциональную игру было разработано пособие «ПРИКЛЮЧЕНИЕ СТАРИЧКА ЗВУКОВИЧКА». В коррекционную работу был введен персонаж – старичок Звуковичок, который приходит в гости и путешествует по волшебной стране звуков. Для выработки устойчивого интереса к занятиям, ускоренного достижения положительного результата, стремление детей достигнуть цели у Звуковичка имеется такая форма поощрения, как сладкий приз.

Пособие «Приключение старичка Звуковичка» состоит из 4 разделов:

«Сказки старичка Звуковичка» :

- развитие дыхания;

- артикуляционная гимнастика для звука;

- правильное положение языка (артикуляционный профиль);

- развитие мелкой моторики (пальчиковые игры);

- отработка произношения изолированного звука;

- автоматизация звука на уровне слога.

«Письмо старичка Звуковичка» (конверт с картинками).

ЦЕЛЬ: автоматизация звука в словах, дифференциация смешиваемых звуков в словах.

«Расскажи Звуковичку».

ЦЕЛЬ: автоматизация звука в словосочетаниях, предложениях.

«Логопедический островок». Сочиняем сказку.

- автоматизация звука в связной речи (рассказы, скороговорки, стихи)

- обучение сочинению коротких сказок на заданную тему используя плакат речи используем поставленный звук). Принцип работы с пособием: логопед обращается к детям – «Старичок Звуковичок предлагает нам стать волшебниками и превратить этот островок в живой мир». Островок «заселяется» различными персонажами. Дети придумывают о них сказки, далее могут самостоятельно выбирать героев.

Данное пособие развивает у дошкольников интерес к занятиям, обеспечивает контроль за своей речью и тем самым превращает коррекционное занятие в увлекательную и эмоциональную игру. Сказочный персонаж Старичок Звуковичок приходит и на фронтальные занятия.

Работая над звукопроизношением, можно также использовать упражнения на автоматизацию с двигательными заданиями.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе

отработки изолированных звуков.

• расправив руки-«крылья», «летать на самолете» по комнате – р-р-р;

«ездить» на маленькой игрушечной машине по нарисованным дорожкам разной длины, и произносить звуки р-р-р.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на уровне слога.

• запоминание и повторение слоговых рядов в словосочинении с движениями рук, туловища:

ша – руки вперед шо – руки вверх шу – руки опустить

«игра на пианино» (картонный муляж). «Нажимать на клавиши» поочередно всеми пальцами руки и петь: су-со-сы-са. Можно предложить спеть грустную или веселую песенку, громкую или тихую.

«Волшебной палочки», которая своим стуком упражняет детей в счёте и просит повторить слог несколько раз.

• Игра «Проведи слог по звуковой дорожке» : одна дорожка ровная и, идя по ней, слоги нужно произносить спокойным, негромким голосом, другая дорожка ведёт по кочкам и слоги произносятся то громко, то тихо, а вот третья дорожка ведёт в гору, и в начале пути слог произносится очень тихо, затем всё громче и громче, а на вершине горы – очень громко.

Варианты заданий при работе над звукопроизношением на этапе автоматизации звуков в словах.

• игры с перебрасыванием (перекатыванием) друг другу мяча («Скажи наоборот», «сложи слово», «Назови детеныша» и др.)

«Шаги» : сделать шаг вперед при успешном выполнении задания (правильно повторить слово вслед за логопедом, назвать лишнее слово). При ошибочном ответе - шаг назад.

«Рыбалка» : в аквариуме находятся рыбки, на которых прикреплены буквы и с помощью удочки с магнитиком мы вытаскиваем рыбку на заданный звук. Поймав «рыбки» – слова, дети учатся не только правильно произносить звук, но и делить слова на слоги, определять позицию этого звука в слове.

Варианты заданий при работе на уровне предложения.

«Живые слова» : каждый ребенок выполняет роль определенного слова, его задача – занять свое место в предложении;

«Скажи и покажи» : составить предложение по сюжетной картинке, а затем продемонстрировать его с помощью пантомимы;

«Прошагай предложение» : ребенок идет и произносит предложение. Каждому шагу должно соответствовать одно слово.

Из вышесказанного, можно сделать вывод, что углубленная работа по автоматизации звуков с использованием игровых методов и приемов позволяет ускорить процесс автоматизации звуков, вызывает интерес к логопедическим занятиям, повышает уровень речевого развития дошкольников и позволяет качественно подготовить их к школе. Логопедические занятия, как и любые другие, дают нам возможность проявлять творчество и фантазию. Учитесь играть с детьми, используя для этого любой подходящий момент.

Фото №2 Одним из распространенных речевых нарушений является нарушение произношения звуков
Публикации по теме:

Кружковая работа. «Корзина с фруктами»Кружковая работа. «Корзина с фруктами» Н вая работа детей с ограниченными возможностями, посещающими мой кружок "Разноцветная палитра". Работа выполнена в нетрадиционной технике.

Нетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностямиНетрадиционные техники изобразительной деятельности в работе с детьми с ограниченными возможностями Дети и подростки с ограниченными возможностями, находящиеся на реабилитации в нашем центре, активные участники всевозможных конкурсов и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые методы и приёмы на этапе автоматизации поставленных звуков у дошкольников с тяжёлыми нарушениями речи
Опубликовано: 6 января 2014 в 17:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД