Игровые словари

Наталья Диппель
Игровые словари

Игровые словари

Технология работы с дидактическими пособиями

«Игровые словари»

1. Оформление словарей по лексическим темам:

-словарь должен быть оформлен в виде книги, блокнота с легко перелистываемыми страницами; можно сделать в виде книжки-раскладушки или оформить в виде игрового табло (с кармашками);

словаре должен быть иллюстративный материал, который поможет детям запомнить внешний вид предмета или объекта, его отличительные особенности;

-словарь должен иметь форму разрезанных страниц, которые легко перелистываются для того, чтобы ребёнок мог совместить название предмета с картинкой;

-оформление должно быть эстетичным, ярким; можно сделать по принципу книги-вырубки или по принципу настольного перекидного календаря, а также разные по цвету, например, «времена года» (словарь на тему «зима» - синий, «осень» - жёлтый и т. д.);

-особого оформления требуют словари по художественным текстам; они должны иметь яркое оформление; там должны присутствовать иллюстрации, яркие портреты героев, рисунки, обозначающие названия слов, вышедших из употребления или непонятных слов; если это авторское произведение, то должен быть портрет автора;

2. Содержание словарей по лексическим темам:

-на первой странице или первом листе должно быть изображение, по которому дети называют этот предмет (выявление уровня словаря по данной теме или произведению);

-обогащение словаря по лексической теме или по художественному тексту; обязательное условие – слово должно быть связано с рисунком, фотографией, иллюстрацией;

-работа с существительными строится по двум направлениям: неодушевлённые и одушевлённые предметы. Работа с вопросами «кто?», «что?», употребление существительных с предлогами, постановка ударения в словах;

-обогащение словаря детей глагольной лексикой, т. е. подбор разнообразных действий по теме;

-работа с прилагательными –работа идет через вопросы «какая?», «какой?», «какое?», «какие?»;

-отдельным разделом вводится работа с наречиями в соответствии с лексической темой или конкретным художественным произведением;

-в содержании работы по словарю входит раздел «Синтаксис»; это составление словосочетаний и предложений разных конструкций; а также игра «Объяснялки»; (например, «Что это за дерево?», дети описывают, как оно выглядит).).

-для закрепления и повторения слов по теме данное пособие используется, как дидактическая игра, когда дети перелистывают страницы и соотносят слово с картинкой; дидактическая задача: найти к названию нужную картинку;

Особый раздел – творческо-речевая деятельность детей по словообразованию; дети могут придумывать или составлять новые слова:

-по аналогии, например, подберёзовик, черника и т. д. («А как будет называться гриб, который растёт под елью?» (подъельник) «Придумайте название жёлтой ягоде» (желтушка);

-по качеству, например, «кислый овощ» (дети описывают: «это огурец, но он маленький, жёлтенький и с пупырышками и т. д).

-по действиям (глагольная лексика, например, «птица, которая рисует, как её можно назвать?» (рисовальщик, красильщик и т. д.); или – «сапоги, которые не промокают, не рвутся, безразмерные» (новое назначение предмета); можно придумать новые слова, например, «новый вид птицы – хвост павлина, лапы гуся, клюв дятла» и т. д.

-составление загадок о предмете; можно использовать игру «Да-нетки» (например, вопросы: «этот фрукт здесь нарисован? он красного цвета? он кислый и т. д.)

3. Оформление словарей по художественным текстам:

-эти словари удобнее всего оформлять в файловые папки, поскольку эта работа будет носить творческую направленность; работу по словарям с художественными текстами следует разделить по жанрам:

а) басня

б) сказки:

-казахские

-русские

-украинские

-авторские

-в соответствии с видом сказки, папки можно группировать по цвету, по соответствующим картинкам (титульный лист должен соответствовать виду сказки; например, волшебные сказки – волшебные предметы; сказки о животных – изображение животных; бытовые сказки – предметы быта; авторские сказки – портреты писателей; басни – портрет И. Крылова);

4. Содержание словарей по художественным текстам:

-словарь по тексту произведения (существительные делятся на одушевлённые и неодушевлённые, качества предметов, действия предметов);

-герои произведения;

-характеристики героев;

-незнакомые слова; слова, вышедшие из употребления; объяснение незнакомых слов;

-вопросы-ответы (вопросы по тексту);

-творческие задания по ИЗО деятельности:

*расцветить (например, «море какого цвета?» - синего, голубого, чёрного и т. д.);

*рисование (схематичное по тексту, в свободное время);

*составление сказки из силуэтов, геометрических фигур;

*жгутиковое рисование (пластилин);

*аппликация;

*конструирование

*поделки из бросового материала;

-творческие задания по озвучиванию (желательно записывать на магнитофон, чтобы озвучивание можно было прослушать;

-подбор рифмы к словам;

-составление портретов героев произведений (используются шаблоны разных частей лица);

-театральные методы:

*изобразить походку (характерные жесты);

*рассказать о себе (от лица предмета);

*метод пантомимики (показать какой-то образ через мимику и движение);

*работа с костюмом- составить его для героя сказки (используетсяткань, ленточки, одежда);

*собери картинку (из частей – целое);

Результат

Через игровые словари можно решать практически все задачи по развитию речи. Новой формой работы с дошкольниками по развитию словаря являются дидактические пособия «Говорим о …», «Сказка учит говорить…». В результате использования данных словарей в работе с детьми на занятиях и в индивидуальных видах работы прослеживается динамика изменения уровня речевого развития детей. Эти игровые словари являются универсальным дидактическим пособием, мы стараемся не повторяться, каждый раз используем новое игровое задание. Дети с удовольствием работают по таким пособиям, быстро запоминают новые слова, без труда соотносят слово с картинкой. И только в таком случае новое слово входит в жизнь и в активный словарный запас детей.

Публикации по теме:

Наши дракончикиНаши дракончики А мы сделали две  шапочки в виде дракончиков для сынули и его двоюродного братика, отмечать Новый год будем вместе с семьёй сестры. Будут.

Салат «Футбол» (мамам мальчишек)Салат «Футбол» (мамам мальчишек) Вот так можно оформить салатик в виде футбольного мяча, своему любимому сыночку:) [cut=Читать далее. ]Рецепт и процесс изготовления.

Библиотека изображений:
  • Орфография
  • Орфография
  • Домашние животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые словари
Опубликовано: 7 декабря 2011 в 23:21
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...