Получи документы

Игровые технологии для развития речи дошкольников через художественно-эстетическое восприятие.

Оксана Лазарева
Игровые технологии для развития речи дошкольников через художественно-эстетическое восприятие.

№1 Игровые технологии для развития речи дошкольников через художественно- эстетическое восприятие.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребёнка, считается богатство его речи, поэтому взрослым важно поддержать и обеспечить развитие познавательных и речевых способностей дошкольников.

Одним из эффективных средств развития речевых способностей у дошкольников является применение игровых технологий.

Публикация «Игровые технологии для развития речи дошкольников через художественно-эстетическое восприятие,» размещена в разделах

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разнообразных педагогических игр, которые отличаются вообще от игр тем, что они обладают поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые в свою очередь обоснованны, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровые технологии речевого развития дошкольников условно можно разделить на четыре большие группы:

1. Развитие артикуляционного аппарата

2. Развитие моторики

3. Театрализованная деятельность

4. Пальчиковая гимнастика.

Театрализованная деятельность является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей. Решение задач, направленных на развитие художественно-творческих способностей, требует определения иной технологии, использования театральных методик и их комбинаций в целостном педагогическом процессе.

Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Театрализованная деятельность – один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей, а также та деятельность, в которой наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. И наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

Основные задачи театрализованной деятельности:

1. Совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется. Формирование выразительности речи ребенка, интеллектуальное и художественно-эстетическое воспитание. Театрализованная деятельность — неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу; познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

2. Расширение и закрепление словарного запаса дошкольников. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков. Так, например, при знакомстве детей со сказкой «Колобок» новые слова (сусеки, амбары, печка) вводят в речь детей, тем самым активизация их словарь. Театрализованные игры обогащают продуктивную речевую деятельность дошкольников (сочинение собственных сюжетов или импровизация заданного) и развивают исполнительское творчестве (музыкально – речевое, двигательное).

№2

Сегодня наши дети живут в мире «говорящей техники» и постоянно учатся молчать, хотя по своей натуре они очень любознательны и хотят многое постичь и узнать. А если дети молчат, то и словарь их становится скудным, речь безграмотной.

Но тем не менее, как не поглощены дети компьютером, все-таки они бессознательно стремятся к творчеству, к познанию, к прекрасному. И через некоторое время работы я обратила внимание на то, что дети охотно, с удовольствием выполняют образные движения, любят песни, в которых изображены конкретные персонажи, что они стремятся выразительно передавать их действия. Это навело меня на мысль, что нужно уделять больше внимания театрально – игровой деятельности и её роли в развитии творческого воображения детей.

№3 Чтобы интерес к самостоятельной театрализованной деятельности у детей не угас, необходимо чем-то его подкрепить, тем, что послужило бы мотивом развития дальнейшей деятельности. Таким средством служит предметно-пространственная среда, которая является одним из основных средств развития личности ребенка, его творческих способностей.

Эта среда не только обеспечивает театрализованную деятельность, но и является основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой самообразования.

4 Наши пособия и оборудование возможно разделить на два типа:

1) требующие участия педагога (аудиовизуальные средства, ширмы, таблицы и т. д.);

2) пособия, в которых ребенок ориентируется самостоятельно (музыкальные инструменты, элементы костюмов, игрушки кукольного театра, разнообразные атрибуты, музыкально-дидактические игры и прочее).

При проектировании предметно-пространственной среды мы, как воспитатели, учитываем особенности развития детей, их интересы, склонности, любознательность, творческие способности, предпочтения и потребности.

№5 Дети охотно и увлеченно играют в кукольный, пальчиковый театры. №6,7,8 В нашей группе имеются театр на фланелеграфе, теневой, настольные театры, элементы костюмов, шапочки для игр-драматизаций.

№9 Дети с удовольствием надевают наряды во время игры, и сразу же преображаются: двигаются иначе, говорят, поют. И все это без всякого нажима со стороны взрослых. Они живут в своем мире.

В нашей работе мы используем различные формы по исправлению речевых нарушений у детей. Одной из них является кружковая работа по театрализованной деятельности. Свой кружок мы назвали «Театральная гостиная».

10 Целью работы в кружке является:

Развитие речи и навыков театрально-исполнительской деятельности у детей;

• Создание атмосферы творчества;

• Социально-эмоциональное развитие детей.

№11 Работа над спектаклем ведется в несколько этапов.

«приглашение в театр» - создание и развитие интереса детей к конкретному виду театрализованной деятельности;

«творческая мастерская» - обогащение знаний детей о театральной атрибутике, профессиях, связанных с театром;

«театр своими руками» - изготовление персонажей театра, декораций, атрибутов;

«театральная разминка» - развитие умений и навыков социального воздействия, эмпатии, умения импровизировать, быстро реагировать и находить решения поставленной задачи. Развитие артикуляции голоса, расширение словаря;

«играем в сказку» - репетиции и показ театрализованного представления;

№12 Во время непосредственно образовательной деятельности и кружковой работы мы стали использовать театральные этюды. Они развивают у детей творческое воображение, фантазию, мышление, восприятие, память.

№13 Например, упражнение «Мое настроение». Дети мимикой стараются выразить заданное настроение: №14 «мне грустно», №15 «я радуюсь», №16 «я злюсь», №17 «я удивлен», №18 «мне страшно».

№19 Для того, чтобы раскрепостить детей мы используем игры с жестами. Например, покажи жестами: №20 «иди сюда», №21 «уходи», №22 «не балуй», №23 «нельзя», №24 «тихо», №25 «до свиданья».

Такие игры рассчитаны на активное участие в них ребенка, который становится не пассивным исполнителем указаний педагога, а соучастником педагогического процесса.

Большое внимание мы уделяем речи ребенка, правильному произношению слов, построению фраз, стараемся обогатить речь. Вместе с детьми мы сочиняем маленькие истории, придумываем диалоги для героев. Дети могут самостоятельно сочинить и обыграть какую-либо историю.

26 Для занятий театрализованной деятельностью у нас подобран и систематизирован материал: специальные упражнения, этюды, задания. Они все проводятся в игровой форме, позволяют вовлекать застенчивых и нерешительных детей, и, в то же время, развивают мелкую моторику, помогают детям расширять словарный запас, улучшать качество речи, закрепляют уверенность в себе.

Например, «облачко и птичка» - развивает плавность движений рук, укрепляет мышцы пальцев, развивает образное мышление; «звонок», «муха», «многоэтажный дом» - упражнения на силу голоса; «найди слово» - на расширение словаря; «назови предмет», «назови действие» - этюды на развитие пантомимики и др.

Все это основано на программах «Театр всевозможного» А. И. Бурениной, «Кукляндия» М. И. Родиной, А. И. Бурениной, «Театр – творчество - дети» Н. Ф. Сорокина, Л. Г. Миланович.

И вот сейчас, уважаемые коллеги, мы предлагаем вам превратиться ненадолго в наших маленьких воспитанников и поиграть.

Упражнения на дыхание. №27 «Самовар» : глубоко вдохнуть и, медленно выдыхая, произнести «пых…». №28 «Пчела» : вдохнуть и на выходе резко произносить звук «ж-ж-ж-ж…», губы должны то складываться в трубочку, то растягиваться в улыбочку.

Упражнение на развитие артикуляции. №29 Предлагается скороговорка «Под топотом копыт пыль по полю летит». Нужно произносить скороговорку четко и быстро, при этом меняя силу голоса от тихого до громкого и наоборот.

Этюд на создание музыкально-игрового образа. №30 «Барыня». Участники делятся на три команды. У каждой команды своя партия. Дирижер показывает какая команда сейчас играет. 1 команда – «В ступе пряники толчены», 2 команда – «в бане веники мочены», 3 команда – «Барыня, барыня, сударыня барыня».

Благодаря систематическому выполнению таких упражнений в организованной деятельности дети научились изображать разных сказочных персонажей, разных героев и даже природные явления. №31 Таким образом, возникла идея постановки детской музыкальной сказки, в которой артистами, декораторами, костюмерами выступили бы сами дети.

№32 Ведь музыка в таких спектаклях звучит по ходу сюжета, когда персонажи поют, танцуют или слушают игру на различных музыкальных инструментах. Детям нравится самими обыгрывать песни, разыгрывать действия сказок, знакомых литературных сюжетов. Потому что театр для них - настоящий праздник, но параллельно проводится работа по совершенствованию певческих и двигательных навыков.

33 Постановке нашей сказки предшествовала кропотливая работа: этюды, упражнения, превращения, постановка спектакля настольного театра, музыкально – пластические импровизации.

№34 Но возникла проблема, к которой необходимо было подойти крайне деликатно. Это выбор детей на главные роли. Необходимо, чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в роли того или иного персонажа.

35 Для этого можно использовать разные приемы:

- выбор детьми роли по желанию;

- назначение на главные роли не только смелых, но и робких, застенчивых детей;

- распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

- проигрывание всех ролей всеми детьми по очереди (если одну и ту же роль захотели исполнить несколько человек).

№36 Благодаря проделанной работе, дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка - дошкольника : активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес.

№37 Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Игровые» технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. «Игровые» технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста. Воспитатель: Кошельникова Н. С г. Славянск-на-Кубани.

Из опыта работы. Игровые технологии как средство музыкального развития дошкольников Накопление у детей музыкального опыта – актуальная проблема для всего периода дошкольного детства в целом, и для каждого музыкального руководителя.

Анализ-сообщения «Технологии развития связной речи современных дошкольников» Сегодняшних дошкольников мы воспитываем, обучаем и развиваем не так как воспитывали детей еще 10-15 лет назад. К современному ребёнку мы.

Игровые технологии в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования.

Игровые технологии развития системного мышления дошкольников как условие формирования у них целостной картины мира ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМНОГО МЫШЛЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ ФОРМИРОВАНИЯ У НИХ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В современное е время.

Мастер-класс «Воспитание экологического сознания дошкольников через художественно-эстетическое развитие»Мастер-класс «Воспитание экологического сознания дошкольников через художественно-эстетическое развитие» Есть на Земле огромный дом - Под крышей голубой. Живут в нём солнце, дождь и гром, Лес и морской прибой. Живут в нём птицы и цветы, Весёлый.

Педагогический проект «Художественно — эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой» ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно – эстетическое развитие детей через знакомство с дымковской игрушкой»ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «Художественно.

План саморазвития «Развитие коллективных творческих способностей у дошкольников через художественно-эстетическое воспитание» План-программа профессионального саморазвития педагога на 2013-2016 учебный год Тема: «Развитие коллективных творческих способностей у детей.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через художественно-эстетическое развитие Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 16 «Петушок» Развитие речи.

Музыкально-обогащенная среда как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы Музыкально- обогащенная среда- как средство развития эмоциональной сферы дошкольников через восприятие образов природы. Развитию эмоциональной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии для развития речи дошкольников через художественно-эстетическое восприятие.
Опубликовано: 12 января 2017 в 19:50
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД