Папки-передвижки

Игровые технологии «Классификация игр природоведческого содержания»

Юлия Гущина
Игровые технологии «Классификация игр природоведческого содержания»

Какова же роль игры в природоведческой деятельности дошкольни-ков?

1) В первую очередь необходимо говорить о влиянии игр на расшире-ние диапазона знаний, представлений о мире природы. Играя, дети познают природное окружение, их знания об объектах, предметах, явлениях приро-ды заметно расширяются и конкретизируются.

2) Далее, игровая деятельность способствует развитию способностей ребенка видеть эстетическую красоту и неповторимость природного окру-жения, учит любоваться ее своеобразием.

Публикация «Игровые технологии „Классификация игр природоведческого содержания“» размещена в разделах

3) Игровая деятельность оказывает также влияние на развитие у детей гуманных чувств по отношению к природе и познавательного к ней отноше-ния.

Для успешного осуществления этой деятельности необходимо, чтобы во время экологических занятий с детьми использовались все виды игр до-школьников - как с готовым содержанием и правилами, так и требующие творческих подходов.

Особое место и значение в системе экологического образования до-школьников занимают дидактические игры. Это игры, в которых процесс обучения детей осуществляется опосредованно, через различные элементы занимательного и одновременно познавательного материала, с которым взаимодействуют дети.

Дидактические игры - это игры с готовым содержанием и правилами. В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепля-ют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о приро-де. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мысли-тельных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и пр., развивает память и внимание. В процессе экологиче-ского образования дошкольников используются следующие виды дидакти-ческих игр:

• предметные;

• настольно-печатные;

• словесные;

• творческие;

• подвижные.

Предметные игры. Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т. д.) : Предметные игры реко-мендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей об-следовать, развивают сенсорику ребенка. Как пример предметных игр мож-но привести - «Чудесный мешочек», «Вершки и корешки», «С чьей ветки детки»и т. д.

Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах, как в коллективных занятиях, так и индивидуальных, усложняя содержание игры в зависимости от возрастных и индивидуальных возможностей детей.

Настольно-печатные игры. Это игры типа лото, домино, разрезных картинок («Ботаническое лото», «Ягоды и фрукты», «Грибы» и пр.). Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, жи-вотных, явлениях природы. Большое влияние они оказывают на развитие логического мышления дошкольников, развивают способность быстро, мо-бильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруп-пой детей. Эффективны они и при организации индивидуальной коррекци-онной работы.

Словесные игры. Это игры, не требующие никакого наглядного мате-риала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имею-щихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто пры-гает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто жи-вет на земле?» и пр. Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире при-роды. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.

Творческие игры. Большое значение в системе занятий с детьми на экологическую тему имеют творческие игры (строительные с применением природного материала и сюжетно-ролевые). В них дети излагают свои впе-чатления, полученные от общения с природными объектами в процессе наблюдений и экскурсий, а также знания, полученные на экологических за-нятиях. Специфической особенностью данных игр является то, что они орга-низуются по инициативе самих детей. Самостоятельный характер творческих игр дошкольников помогает воспитателю выявить уровень экологических знаний и отношение детей к природе, что имеет большое значение для дальнейшей организации системы образовательной работы с детьми по во-просам экологии.

Строительные игры с природным материалом (песок, вода, глина, шишки, камешки и пр.). Они оказывают положительное влияние на процесс познания детьми специфических свойств и качеств предметов природы. В процессе этих игр у детей обогащается, совершенствуется чувственный опыт, развиваются познавательные способности. Строительные игры можно ис-пользовать и для подготовки детей к практическо-исследовательской дея-тельности, так как в процессе этих игр дети нередко познают проблемные ситуации, связанные с физическими свойствами материалов (например, по-чему сухой песок рассыпается, а из влажного можно лепить куличики). При условии создания определенной развивающей среды (песочницы малень-кие и большие, формочки, совочки и пр.) строительные игры можно успеш-но использовать как в помещении, так и на участке.

Сюжетно-ролевые игры. Это игры, в которых дети отражают свой опыт, знания, приобретенные в процессе общения, взаимодействия с миром природы. Большое значение для оптимального влияния данного вида игр на результативность экологического образования дошкольников будет иметь расширение и обогащение опыта детей посредством проведения при-родоведческих экскурсий, использования диафильмов, диапозитивов, ви-део- и кинофильмов, отображающих не только непосредственно мир при-роды, но и труд людей в природных условиях. Особое влияние оказывает на игры детей рассказы взрослых о своей работе.

Необходимо создавать определенные условия для развертывания творческих игр природоведческого содержания : в группах должны быть специальные наборы игрушек - животные, овощи, фрукты, сельскохозяй-ственные машины и т. д.

В каждой возрастной группе должны быть созданы условия для игр с природным материалом во все времена года. Это песочные дворики и сто-лы, резиновые фигурки людей и животных, фанерные силуэты домов и де-ревьев, шишки, веточки, желуди, репейник, металлические каркасы, с по-мощью которых лепят снежные фигурки, печатки для создания «картин» на снегу, оборудование для поделки цветного льда и т. д.

Ценность природного материала - в возможности его разнообразного использования, что помогает детям открывать все новые и новые свойства и качества предметов.

Подвижные игры удовлетворяют потребность растущего ребёнка в движении, способствуют накоплению разнообразного двигательного опыта.

Активность ребёнка, радостные переживания, связанные с игрой, всё это благотворно влияет на самочувствие, настроение, создавая положитель-ный фон для общего физического развития. Подвижные игры включают комплексы движений разного вида, большинство из которых связаны с крупными мышечными группами. Это делает данный вид игр важным сред-ством физического воспитания, развития движений детей.

Методика проведения подвижных игр аналогична методике проведе-ния дидактических игр и направлена на постепенное формирование у детей умения, самостоятельно организовать эти игры.

Проводя с детьми подвижные игры, основанные на представлениях о природе, происходит закрепление знаний которые дети получили в наблю-дениях. В основном это игры, знакомящие детей с повадками животных или с явлениями неживой природы. Дети, подражая повадкам животных, ими-тируя их образ жизни, отображая явления природы, глубже усваивают зна-ния о мире природы. А положительные эмоции, которые сопутствуют этим играм, стимулируют развитие познавательных интересов детей.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Игровые технологии в дошкольном возрасте Содержание Введение 1. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике. 2. Игровые технологии, ее значение в дошкольном возрасте.

Консультация «Игровые технологии в ДОУ» Большинство психологов и педагогов рассматривают игру в дошкольном возрасте как деятельность, определяющую психическое развитие ребенка,.

Игровые технологии в дошкольном образовании. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем.

Презентация к уроку технологии «Классификация сплавов» В списке важнейших для людей материалов металлы занимают одно из первых мест. Все металлы делятся на две группы: черные и цветные. Металлы.

Консультация «Игровые технологии»Консультация «Игровые технологии» Консультация «Игровые технологии. Квест-игра»Подготовила: Моисеева Л. М. 1 слайд: «Игра - пространство «внутренней социализации» ребенка,.

Классификация игр дошкольников Игра занимает ведущее место в системе физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Она активизирует ребенка,.

Загадки природоведческого содержания для детей старшего дошкольного возраста Методическая разработка «Ужасно интересно всё то, что неизвестно» методическая разработка содержит загадки природоведческого содержания.

Игровые технологии в детском саду Игровые технологии в детском саду Что такое технология? Как и любая технология, педагогическая представляет собой процесс, при котором.

Игровые технологии в ДОУ Игровые технологии в ДОУ. Жизнь человека начинается с детства, А детство немыслимо без игры… Игра – лучшая подготовка ребёнка к будущей.

Здоровьесберегающие технологии в ДОУ: классификация и краткая характеристика Здоровьесберегающие технологии в ДОУ Цель: сохранение здоровья и совершенствование двигательных возможностей воспитанников с учетом индивидуальных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровые технологии «Классификация игр природоведческого содержания»
Опубликовано: 27 мая 2018 в 00:49
+31Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД