Папки-передвижки

Игровые технологии в дошкольном возрасте

Наталья Чернышева
Игровые технологии в дошкольном возрасте

Современная методика преподавания музыки и актуальные

педагогические технологии

в условиях реализации ФГОС.

Игровые технологии.

Игровая деятельность в обучении и воспитании.

Игра наряду с трудом и ученьем — один из основных видов деятельности человека. Игра — это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

В практике игровая деятельность выполняет такие функции:

Публикация «Игровые технологии в дошкольном возрасте» размещена в разделах

— развлекательную (это основная функция игры — развлечь, пробудить интерес); — коммуникативную: освоение общения;

— самореализации в игре ;

терапевтическая игра: преодоление различных трудностей;

диагностическая игра: выявление отклонений от норм поведения, самопознание в процессе игры;

коррекции: внесение позитивных изменений в структуру личностных показателей;

социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.

Большинству игр присущи четыре главные черты (по С. А. Шмакову) :

— свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребёнка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата;

— творческий, в значительной мере импровизационный;

— эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция и т. п. («эмоциональное напряжение»);

— наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность её развития.

В структуру игры как деятельности органично входит - цель, планирование, реализация цели, а также анализ результатов.

Мотивация игровой деятельности обеспечивается её добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательного характера, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.

В структуру игры входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т. е. замещение реальных вещей игровыми;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет — область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно - творческими возможностями. В том и состоит её феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. Игру как метод обучения и воспитания, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Игровая форма занятий создается на занятиях при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций на занятиях происходит по таким основным направлениям как - дидактическая цель ;

учебная деятельность подчиняется правилам игры;

учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;

успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Место и роль игровой технологии в учебном процессе, сочетание элементов игры и ученья во многом зависят от понимания воспитателем функций и классификации педагогических игр.

Виды педагогических игр.

В первую очередь следует разделить игры по виду деятельности на физические (двигательные, интеллектуальные (умственные, трудовые, социальные и психологические.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;

б) познавательные, воспитательные, развивающие, социализирующие;

в) продуктивные, творческие;

г) коммуникативные, диагностические и др.

Три большие группы составляют:

1 игры с готовыми «жёсткими» правилами;

2 игры «вольные», правила которых устанавливаются по ходу игровых действий;

3 игры, которые сочетают и свободную игровую стихию, и правила, принятые в качестве условия игры и возникающие по её ходу.

Важнейшие из других методических типов: предметные, сюжетные, ролевые, деловые, имитационные и игры-драматизации.

По содержанию игры с готовыми правилами различают:

спортивные, подвижные, интеллектуальные (дидактические, строительные и технические, музыкальные (ритмические, хороводные, танцевальные, лечебные, коррекционные (психологические игры-упражнения, шуточные (забавы, развлечения, ритуально-обрядовые и т. д.

По содержанию «вольные» (свободные) игры различают по той сфере жизни, которые они отражают: военные, свадебные, театральные, художественные, бытовые игры в профессию, этнографические и т. п.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда : различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные и с ТСО, а также с разными средствами передвижения.

По форме (форма есть способ существования и выражения содержания) можно выделить в самостоятельные типовые группы следующие игры: игры-празднества, игровые праздники;

игровой фольклор; театральные игровые действия;

упражнения; игровые анкеты, вопросники, тесты;

эстрадные игровые импровизации; соревнования, состязания, противоборства, соперничества;

конкурсы, эстафеты, старты; игровые обычаи, розыгрыши, сюрпризы; карнавалы, маскарады и т. д.

Спектр целевых ориентаций игровых технологий.

Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;

формирование определённых умений и навыков, необходимых

в практической деятельности;

развитие трудовых навыков.

Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли;

формирование определённых подходов, позиций,

нравственных, эстетических и мировоззренческих установок;

воспитание сотрудничества, коммуникативности.

Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать,

сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии,

творческих способностей, умения находить оптимальные решения;

развитие мотивации учебной деятельности.

Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества;

адаптация к условиям среды; стрессовый контроль,

саморегуляция;

обучение общению; психотерапия.

Концептуальные основы игровых технологий. Психологические механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, саморегуляции, самореализации. Игра — форма психогенного поведения, т. е. внутренне присущего личности (Д. Н. Узнадзе).

Игра — пространство «внутренней социализации» ребёнка, средство усвоения социальных установок (Л. С. Выготский).

Игра — свобода личности в воображении, «иллюзорная реализация нереализуемых интересов» (А. Н. Леонтьев).

Игра — школа жизни и практика развития детей (С. Л. Рубинштейн).

Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности. Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми. В возрастной периодизации детей (Д. Б. Эльконин) особая роль отведена ведущей деятельности, имеющей для каждого возраста своё содержание. В каждой ведущей деятельности возникают и формируются соответствующие психические новообразования. Игра является ведущим видом деятельности для дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Игровые технологии в дошкольном возрасте Содержание Введение 1. Теория игровой деятельности в отечественной педагогике. 2. Игровые технологии, ее значение в дошкольном возрасте.

Психологическое развитие в дошкольном возрасте Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей.

Закаливание детей в дошкольном возрасте Закаливание детей в дошкольном возрасте Воспитатель первой квалификационной категории Купирова Наталья Леонидова МКДОУ детский сад №3 г. Приволжска.

Игровые технологии в дошкольном периоде Игровые технологии в дошкольном периоде Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями,.

Игровые технологии в дошкольном образовании. Игра как одно из древнейших педагогических средств обучения и воспитания переживает в настоящее время период своеобразного расцвета. Чем.

Презентация «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании» Предлагаю вашему вниманию презентацию «Игровые педагогические технологии в дошкольном образовании» содержание презентации 1. Игровые педагогические.

Тестопластика в дошкольном возрасте Учёными доказано, что развитие логического мышления, связной речи, памяти и внимания тесно связано с развитием мелкой моторики и координации.

Развитие мышления в дошкольном возрасте Этапы развития мышления Как и в любой сфере развития личности, мышление ребенка проходит несколько стадий формирования. В психологии принято.

Современные игровые технологии в дошкольном образовательном учреждении. Квест-игра Насыщенная информационная среда окружает современного ребенка с самого рождения. Современных детей все сложнее чем-либо удивить. Это, безусловно,.

Технология ТРИЗ в дошкольном возрасте Процесс воспитания и обучения ребенка – это взгляд человечества в будущее. Мы живем в стремительно меняющемся мире, в эпоху информации,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игровые технологии в дошкольном возрасте
Опубликовано: 9 сентября 2018 в 12:17
+24Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД