Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза

Светлана Мишланова
Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу.

Ход игры: водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал его по имени.

«Далеко — близко»

Цель: определение местонахождения предмета или товарища.

Ход игры: играющие с закрытыми глазами определяют на слух, далеко или близко находится предмет (человек, издающий звук.

«Угадай, кто это»

Цель: развитие слухового восприятия и внимания.

Ход игры: водящий с закрытыми глазами определяет, кто из играющих подал голос (пи-пи-пи, ко-ко-ко и т. д)

«Повтори за мной»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Ход игры: играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)

«Глухой телефон»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Ход игры: играющие должны без ошибок передать по цепочке набор слогов или слов (па – та – ма, кошка – мошка – ложка)

«Найди похожие слова»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки, названия которых отличаются одним звуком.

Ход игры: дети подбирают парные картинки (кошка – мошка, суп - зуб)

«Найди неправильное слово»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: педагог произносит цепочку слов, дети определяют «неправильное слово» (дочка – точка - вочка).

«Замени звук»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог называет слог или слово, дети заменяют один звук другим и получают новый слог или новое слово (са – за, коса - коза)

«Придумай рифму»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог называет слово, дети придумывают к нему рифму (ложка – кошка, дом - ком).

«Найди ошибку»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: педагог называет слова, в которых заменены звуки (вместо «жук»«зук», дети определяют ошибку и исправляют её.

«Телеграф»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Ход игры: играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)

«Лишний слог»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры: педагог произносит цепочку слогов, дети находят «лишний» слог (па – па – па – та)

«Скажи мягко (твёрдо)»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют твёрдый (мягкий) звук на мягкий (твёрдый) звук (с – с’, са – ся, т’ – т, ать – ат,)

«Скажи звонко (глухо)»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют звонкий (глухой) звук на глухой (звонкий) звук (п – б, та – да, том – дом, ж – ш, за – са, жить - шить)

«Поймай звук»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звуки, слоги. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков или в слоге, хлопают.

«Сигнальщики»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, поднимают фишку.

«Узелочки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: шнурочки.

Ход игры: педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, завязывают узелок.

«Что как звучит, кто как кричит»

Цель: развитие неречевого слуха.

Ход игры: играющие на слух определяют, кто или что издаёт звуки.

«Гласный — согласный»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: символы гласного и согласного звуков.

Ход игры: педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.

«Твёрдый — мягкий»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: символы твёрдого и мягкого согласных звуков.

Ход игры: педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.

«Шипит, свистит, жужжит, звенит»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: педагог показывает картинку. Дети произносят тот звук, с которым ассоциируется объект, изображённый на картинке (гусь – «ш», насос – «с»).

«Цветные карандаши»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: цветные карандаши (красные, синие, зелёные).

Ход игры: каждый участник получает карандаш и придумывает 3 слова с тем звуком, на который начинается название цвета («к», «с’», «з’») или на звук, который обозначается данным цветом (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

«Прохлопай слово»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Ход игры: дети прохлопывают слова, определяя количество слогов.

«Паровозик»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: паровозик с 4-мя вагонами с кармашками, предметные картинки.

Ход игры: дети определяют количество слогов в названии картинок и вставляют в соответствующий кармашек (1 слог – 1ый вагон, 2 слога – 2ой вагон и т. д.)

«Пирамидка»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: пирамида с кармашками.

Ход игры: дети определяют количество слогов в слове, вставляют картинку в нужный кармашек.

«Найди картинку»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети называют картинки на заданное количество слогов.

«Найди игрушку»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: мелкие игрушки.

Ход игры: дети находят игрушки, в названии которых заданное количество слогов.

«Живые звуки»

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: символы звуков.

Ход игры: дети получают символы звуков, выстраиваются в заданной последовательности.

«Сколько звуков

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: индивидуальные кассы с символами звуков.

Ход игры: педагог произносит несколько звуков, дети выкладывают символы. Проверяется, правильное ли количество фишек выложено.

«Какой последний звук

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют последний звук, называют его, дают характеристику.

«Хлопни, если услышишь слово со звуком

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог называет слова, дети хлопают, услышав слово с заданным звуком.

«Придумай слово»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: дети называют слова, в которых есть заданный звук.

«Подбери картинки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети называют те картинки, в названии которых есть заданный звук.

«Запомни слова»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог читает стихотворение или рассказ, дети запоминают слова, в которых есть заданный звук.

«Лишние картинки»

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети выбирают те картинки, в названии которых нет заданного звука.

«Что подаришь?»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: две куклы.

Ход игры: дети придумывают имена для кукол на заданные звуки («с» - Соня, «з» - Зоя, и «дарят» им подарки – слова, в названии которых есть заданные звуки (Соне – собаку, Зое – зайца и т. д.)

«Подскажи словечко»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог читает двустишие или четверостишие, дети подсказывают недостающее слово с заданным звуком.

«Закончи фразу»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры: педагог начинает фразу, а дети заканчивают, подбирая слово с заданным звуком.

«Какой первый звук

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют первый звук, называют его, дают характеристику.

«Где спрятался звук

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют заданный звук, определяют место звука в слове.

«Назови картинку»

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети называют только те картинки, в которых заданный звук

находится в начале (в середине, в конце) слова.

«Какой гласный звук

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют гласный звук, называют его.

«Какой звук поётся

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры: педагог называет слово, дети выделяют гласный звук, называют его.

«Крайние звуки»

Цель: развитие фонематических представлений, простых форм фонематического анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры: дети выбирают картинки, названия которых начинаются (заканчиваются) на заданный звук.

«Цепочка слов»

Цель: упражнять в определении первого и последнего звуков в словах.

Ход игры: дети придумывают слова, которые начинаются на последний звук предыдущего слова.

«Кто в домике живёт»

Цель: закреплять умение находить по схеме картинку, упражнять в звуковом анализе.

Оборудование: домики с кармашками и схемой звукового анализа, предметные картинки.

Ход игры: дети подбирают картинки, подходящие к заданной схеме звукового анализа. Ставят картинки в кармашки.

«Найди предмет»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: сюжетная картина.

Ход игры: дети находят предметы, изображённые на картине, на заданный звук.

«Звуковичок»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: «Звуковичок» - бабочка с кармашками на крыльях.

Ход игры: дети определяют одинаковый звук в названиях картинок. Дают характеристику этому звуку, находят правильное обозначение, вставляют карточку в кармашек.

«Найди игрушку»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа, навыков деления слов на слоги.

Оборудование: мелкие игрушки.

Ход игры: дети находят игрушки, в названии которых есть заданный звук, или название которых состоит из 1, 2, 3х слогов.

«Какой звук загадала»

Цель: развитие фонематического анализа.

Оборудование: карточки с картинками и схемой, на которой обозначен определённый звук в слове.

Ход игры: получив карточки, дети должны определить, какой звук загадал педагог.

«Кубик»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: кубик с разным количеством точек на сторонах (1, 2, 3, 4 точки)

Ход игры: педагог бросает кубик, дети придумывают слова, состоящие из 1, 2, 3, 4х слогов в зависимости от выпавших точек на кубике.

«Пирамида»

Цель: упражнять в определении количества звуков в словах.

Оборудование: пирамида с кармашками, предметные картинки.

Ход игры: дети получают картинки, определяют количество звуков в названии картинки, ставят в нужный кармашек.

«Звуковая линейка»

Цель: упражнять в определении места звука в слове.

Оборудование: линейка с передвигающейся бусиной.

Ход игры: педагог называет слово, дети определяют место заданного звука в слове, передвигают бусину на нужную отметку на линейке.

«Составь слово из звуков»

Цель: упражнять в составлении слов из звуков.

Ход игры: педагог называет звуки, дети составляют слова («к», «о», «т» - «кот»)

«Найди общий звук»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть одинаковые звуки.

Ход игры: дети определяют одинаковый звук в названиях картинок.

Публикации по теме:

Развитие навыков звукового анализа и синтеза Подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом, важно знать, что наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово»Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово» Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.

Дидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятияДидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятия Развитие звуковой стороны речи, фонематического слуха и восприятия закладывается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Поэтому важно.

Игры для развития фонематического восприятия. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях Игры на развитие фонематического восприятия. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях. Имена и любимые блюда. Цели: обогащение.

Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ) Учитель-дефектолог, сурдопедагог высшей категории Аменицкая Т. С. МБДОУ «Детский сад № 465» Кохлеарная имплантация - это система мероприятий,.

Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ.Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Формирование навыков звукового.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Профессии и труд
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза
Опубликовано: 14 января 2018 в 11:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Методическая разработка «Дневничок моей жизни»
Методическая разработка " Дневничок моей жизни" в подготовительной группе . [/b] Воспитатель высшей квалификационной категории Милаева Людмила...
Конспект логопедического открытого занятия Дифференциация С-I в подготовительной...
Конспект открытого занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи у детей подготовительной логогруппы с ОНР. Тема: Дифференциация звуков С и Ш....
Проект «Мюзикл как способ изучения иностранного языка детьми дошкольного возраста»
Проект «Мюзикл как способ изучения иностранного языка детьми дошкольного возраста» Автор проекта: музыкальный руководитель ГБОУ Школа №554 Маторина Елена...
Проект «Маленькие исследователи» по опытно-экспериментальной деятельности во второй...
Проект «Маленькие исследователи» по опытно-экспериментальной деятельности во второй группе раннего возраста. Тип проекта : опытно – экспериментальный....
Организация образовательной деятельности по направлению «Физическое развитие» в...
Целевые ориентиры: -активное взаимодействие со сверстниками, проявление любознательности, освоение различных видов движения, развитие воображения, овладение...