Получи документы

Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза

Светлана Мишланова
Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза

«Угадай, чей голосок»

Цель: определить товарища по голосу.

Ход игры : водящий с закрытыми глазами на слух определяет, кто из играющих позвал его по имени.

«Далеко — близко»

Цель: определение местонахождения предмета или товарища.

Ход игры : играющие с закрытыми глазами определяют на слух, далеко или близко находится предмет (человек, издающий звук.

«Угадай, кто это»

Публикация «Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза» размещена в разделах

Цель: развитие слухового восприятия и внимания.

Ход игры : водящий с закрытыми глазами определяет, кто из играющих подал голос (пи-пи-пи, ко-ко-ко и т. д)

«Повтори за мной»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Ход игры : играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)

«Глухой телефон»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Ход игры : играющие должны без ошибок передать по цепочке набор слогов или слов (па – та – ма, кошка – мошка – ложка)

«Найди похожие слова»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки, названия которых отличаются одним звуком.

Ход игры : дети подбирают парные картинки (кошка – мошка, суп - зуб)

«Найди неправильное слово»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры : педагог произносит цепочку слов, дети определяют «неправильное слово» (дочка – точка - вочка).

«Замени звук»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог называет слог или слово, дети заменяют один звук другим и получают новый слог или новое слово (са – за, коса - коза)

«Придумай рифму»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог называет слово, дети придумывают к нему рифму (ложка – кошка, дом - ком).

«Найди ошибку»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры : педагог называет слова, в которых заменены звуки (вместо «жук»«зук», дети определяют ошибку и исправляют её.

«Телеграф»

Цель: развитие слухового внимания и памяти.

Ход игры : играющие повторяют за педагогом цепочку слогов или слов (та –да – та, том – дом – ком)

«Лишний слог»

Цель: развитие слухового внимания.

Ход игры : педагог произносит цепочку слогов, дети находят «лишний» слог (па – па – па – та)

«Скажи мягко (твёрдо)»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют твёрдый (мягкий) звук на мягкий (твёрдый) звук (с – с’, са – ся, т’ – т, ать – ат,)

«Скажи звонко (глухо)»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог произносит звук, слог или слово. Дети заменяют звонкий (глухой) звук на глухой (звонкий) звук (п – б, та – да, том – дом, ж – ш, за – са, жить - шить)

«Поймай звук»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог произносит звуки, слоги. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков или в слоге, хлопают.

«Сигнальщики»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, поднимают фишку.

«Узелочки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: шнурочки.

Ход игры : педагог произносит звуки, слоги или слова. Дети, услышав заданный звук в ряду звуков, в слоге или слове, завязывают узелок.

«Что как звучит, кто как кричит»

Цель: развитие неречевого слуха.

Ход игры : играющие на слух определяют, кто или что издаёт звуки.

«Гласный — согласный»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: символы гласного и согласного звуков.

Ход игры : педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.

«Твёрдый — мягкий»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: символы твёрдого и мягкого согласных звуков.

Ход игры : педагог произносит ряд звуков. Дети показывают соответствующее обозначение.

«Шипит, свистит, жужжит, звенит»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры : педагог показывает картинку. Дети произносят тот звук, с которым ассоциируется объект, изображённый на картинке (гусь – «ш», насос – «с»).

«Цветные карандаши»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: цветные карандаши (красные, синие, зелёные).

Ход игры : каждый участник получает карандаш и придумывает 3 слова с тем звуком, на который начинается название цвета («к», «с’», «з’») или на звук, который обозначается данным цветом (гласный, согласный твёрдый, согласный мягкий).

«Прохлопай слово»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Ход игры : дети прохлопывают слова, определяя количество слогов.

«Паровозик»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: паровозик с 4-мя вагонами с кармашками, предметные картинки.

Ход игры : дети определяют количество слогов в названии картинок и вставляют в соответствующий кармашек (1 слог – 1ый вагон, 2 слога – 2ой вагон и т. д.)

«Пирамидка»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: пирамида с кармашками.

Ход игры : дети определяют количество слогов в слове, вставляют картинку в нужный кармашек.

«Найди картинку»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры : дети называют картинки на заданное количество слогов.

«Найди игрушку»

Цель: упражнять в делении слов на слоги.

Оборудование: мелкие игрушки.

Ход игры : дети находят игрушки, в названии которых заданное количество слогов.

«Живые звуки»

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: символы звуков.

Ход игры : дети получают символы звуков, выстраиваются в заданной последовательности.

«Сколько звуков

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: индивидуальные кассы с символами звуков.

Ход игры : педагог произносит несколько звуков, дети выкладывают символы. Проверяется, правильное ли количество фишек выложено.

«Какой последний звук

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют последний звук, называют его, дают характеристику.

«Хлопни, если услышишь слово со звуком

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог называет слова, дети хлопают, услышав слово с заданным звуком.

«Придумай слово»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : дети называют слова, в которых есть заданный звук.

«Подбери картинки»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры : дети называют те картинки, в названии которых есть заданный звук.

«Запомни слова»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог читает стихотворение или рассказ, дети запоминают слова, в которых есть заданный звук.

«Лишние картинки»

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры : дети выбирают те картинки, в названии которых нет заданного звука.

«Что подаришь?»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Оборудование: две куклы.

Ход игры : дети придумывают имена для кукол на заданные звуки («с» - Соня, «з» - Зоя, и «дарят» им подарки – слова, в названии которых есть заданные звуки (Соне – собаку, Зое – зайца и т. д.)

«Подскажи словечко»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог читает двустишие или четверостишие, дети подсказывают недостающее слово с заданным звуком.

«Закончи фразу»

Цель: развитие фонематического восприятия.

Ход игры : педагог начинает фразу, а дети заканчивают, подбирая слово с заданным звуком.

«Какой первый звук

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют первый звук, называют его, дают характеристику.

«Где спрятался звук

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют заданный звук, определяют место звука в слове.

«Назови картинку»

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры : дети называют только те картинки, в которых заданный звук

находится в начале (в середине, в конце) слова.

«Какой гласный звук

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют гласный звук, называют его.

«Какой звук поётся

Цель: формирование элементарных навыков звукового анализа.

Ход игры : педагог называет слово, дети выделяют гласный звук, называют его.

«Крайние звуки»

Цель: развитие фонематических представлений, простых форм фонематического анализа.

Оборудование: предметные картинки.

Ход игры : дети выбирают картинки, названия которых начинаются (заканчиваются) на заданный звук.

«Цепочка слов»

Цель: упражнять в определении первого и последнего звуков в словах.

Ход игры : дети придумывают слова, которые начинаются на последний звук предыдущего слова.

«Кто в домике живёт»

Цель: закреплять умение находить по схеме картинку, упражнять в звуковом анализе.

Оборудование: домики с кармашками и схемой звукового анализа, предметные картинки.

Ход игры : дети подбирают картинки, подходящие к заданной схеме звукового анализа. Ставят картинки в кармашки.

«Найди предмет»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: сюжетная картина.

Ход игры : дети находят предметы, изображённые на картине, на заданный звук.

«Звуковичок»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: «Звуковичок» - бабочка с кармашками на крыльях.

Ход игры : дети определяют одинаковый звук в названиях картинок. Дают характеристику этому звуку, находят правильное обозначение, вставляют карточку в кармашек.

«Найди игрушку»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа, навыков деления слов на слоги.

Оборудование: мелкие игрушки.

Ход игры : дети находят игрушки, в названии которых есть заданный звук, или название которых состоит из 1, 2, 3х слогов.

«Какой звук загадала»

Цель: развитие фонематического анализа.

Оборудование: карточки с картинками и схемой, на которой обозначен определённый звук в слове.

Ход игры : получив карточки, дети должны определить, какой звук загадал педагог.

«Кубик»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: кубик с разным количеством точек на сторонах (1, 2, 3, 4 точки)

Ход игры : педагог бросает кубик, дети придумывают слова, состоящие из 1, 2, 3, 4х слогов в зависимости от выпавших точек на кубике.

«Пирамида»

Цель: упражнять в определении количества звуков в словах.

Оборудование: пирамида с кармашками, предметные картинки.

Ход игры : дети получают картинки, определяют количество звуков в названии картинки, ставят в нужный кармашек.

«Звуковая линейка»

Цель: упражнять в определении места звука в слове.

Оборудование: линейка с передвигающейся бусиной.

Ход игры : педагог называет слово, дети определяют место заданного звука в слове, передвигают бусину на нужную отметку на линейке.

«Составь слово из звуков»

Цель: упражнять в составлении слов из звуков.

Ход игры : педагог называет звуки, дети составляют слова («к», «о», «т» - «кот»)

«Найди общий звук»

Цель: развитие сложных форм фонематического анализа.

Оборудование: предметные картинки, в названии которых есть одинаковые звуки.

Ход игры : дети определяют одинаковый звук в названиях картинок.

Публикации по теме:

Развитие навыков звукового анализа и синтеза Подготавливая ребёнка к овладению чтением и письмом, важно знать, что наша речь состоит из предложений. Предложение - это законченная мысль.

Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово»Развитие фонематического слуха и навыков звукового анализа. Дидактическая игра «Узнай слово» Цель. Развитие фонематического слуха. Закрепление навыка деления слов на слоги, умения определять количество слогов в словах, находить слова,.

Дидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятияДидактические игры для развития звукового анализа слова и фонематического восприятия Развитие звуковой стороны речи, фонематического слуха и восприятия закладывается и совершенствуется в дошкольном возрасте. Поэтому важно.

Игры для развития фонематического восприятия. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях Игры на развитие фонематического восприятия. Автоматизация звуков в словосочетаниях и предложениях. Имена и любимые блюда. Цели: обогащение.

Игры для развития слухоречевого восприятия у детей с нарушением слуха после кохлеарной имплантации (КИ) Учитель-дефектолог, сурдопедагог высшей категории Аменицкая Т. С. МБДОУ «Детский сад № 465» Кохлеарная имплантация - это система мероприятий,.

Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ.Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Использование игровых приёмов для формирования навыков звукового анализа у учащихся младших классов с ОВЗ. Формирование навыков звукового.

Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста Консультация для воспитателей «Дидактические игры и упражнения для формирования и развития фонематического восприятия у детей старшего дошкольного.

Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у дошкольников Развитие фонематического анализа, синтеза и представлений с целью профилактики дислексии и дисграфии у детей дошкольного возраста. Дошкольное.

Развитие и формирование навыков звукового анализа и синтеза. Звуковой анализ слова – необходимое условие для полноценного обучения детей чтению и письму. На основе звукового анализа и синтеза дети.

Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов различной звуковой структуры Конспект логопедического занятия по коррекции дисграфии во 2 классе. Тема: Развитие фонематического анализа и синтеза на материале слов.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры для развития фонематического слуха и восприятия, формирования навыков звукового анализа и синтеза
Опубликовано: 14 января 2018 в 11:57
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД