Игры для развития фонематического слуха.

Елена Вотинова
Игры для развития фонематического слуха.

Игры для развития фонематического восприятия

и звукового анализа:

1. «УГАДАЙ, ГДЕ ЗВЕНИТ?» - ребенок отворачивается или ему закрывают глаза, логопед производит шум. Ребенок должен сказать, где он слышит этот шум (справа, слева, вверху, в низу, у уха, у правой ноги и т. д.)

2. «УГАДАЙ, ЧТО ЗВЕНИТ?» - логопед подбирает несколько предметов, которые производят какие-либо звуки, затем эти предметы убираются за ширму. Логопед производит шум каким-либо предметом, а ребенок должен отгадать, что звенело.

3. «ТИХО - ГРОМКО» - логопед стучит в какой-либо музыкальный инструмент, то тихо, то громко. Если звук тихий, то ребенок идет на носочках, если более громкий – обычным шагом, а если еще громче – бежит.

3. «НУ-КА, УШКО ЗВУК ЛОВИ» - ребенку предлагается вычленить заданный звук из ряда других звуков; слогов; слов.

4. «НУ-КА, ПОВТОРИ!»- ребенку предлагается повторить ритмический рисунок, либо звуков, либо слогов:

- по хлопкам, по топоту, по ударам по столу каким-либо предметом…

5. «ЧТЕНИЕ ЗВУКОВ И СЛОГОВ» - по рисунку (например, \\ \ \\\ \ \ \\, следовательно, ребенок должен прочитать – рара ра рарара ра ра рара,

- ребенку задается: синий кружок – ла, зеленый кружок – ра, затем рисуется узор из синих и зеленых кружков, ребенку нужно прочитать узор,

- логопед называет слоги: ла-ра-ла

Ребенок должен выложить узор из соответствующих кружков, т. е. синий - зеленый – синий, затем прочитать.

- говорим и рисуем. С ребенком договариваемся, какая фигура, какой звук обозначает, а затем ребенок прописывает узор в строчку и одновременно, чередуя, называет звуки.

6. «ВЫДЕЛИ ЗВУК» - ребенку нужно определить, какой звук чаще других слышится в тексте.

(Например: ЖУК ЖУЖЖИТ, ЖУК ДРОЖИТ, ЖУК ЖУЧОНКА СТОРОЖИТ.) 7. «В ЗООПАРКЕ»- ребенку предлагается ряд картинок (или игрушек)-животных и птиц, которых нужно разместить по клеткам; в низкие клетки располагаем животных и птиц в названии которых встречаются звуки /Н/ и /НЬ/, а в высокие клетки-животных, в названии которых есть звуки /Т/ и /ТЬ/.

(тигр, петух, кит, дятел, слон, носорог, синица, норка, пингвин, ворона).

8. «ТЕЛЕВИЗОР» - ребенку предлагается включить телевизор, но включится он только тогда, когда ребенок прочитает схему слова. (Например, выставляется схема из 3 окошек. Ребенку предлагают отгадать 3 загадки, и от каждой отгадки берется по одной букве, обозначающей первый звук, и буквы вставляются в окошечки схемы. Затем схема читается, и вместо нее появляется картинка по которой можно провести беседу. Загадки:

1. На крыше дома медведь пляшет. ДЫМ

2. Не на полу, не на потолке,

с улицы в дом глядит, а из дома - на улицу. ОКНО

3. Под полом таится, кошки боится. МЫШКА

В схеме получается слово ДОМ.)

В телевизоре могут оказаться несколько картинок и тогда ребенку можно предложить следующие задания:

-найди все слова со звуком /…/

-найди картинку, которая начинается со звука /…/, а заканчивается на звук /…/.

9. «ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК?» - ребенку предлагается найти место звука /…/ в словах (начало, середина, конец).

10. «ЧТО СЪЕЛ ЗВУКОЕДИК?»

Наприме: .ак, .от, .ука, то. т…

Если ребенок отгадывает, то выкладывается картинка.

11. Логопед читает текст, а ребенку предлагается выбрать из текста слова с заданным звуком:

-можно выкладывать фишкой во время чтения,

-можно запоминать, а затем назвать.

12. «ВОЛШЕБНАЯ КОРОБОЧКА» - ребенку, по заданному звуку, предлагается отгадать, что лежит в коробочке. Если ребенок отгадывает, то та картинка, которая там лежала, преподносится ребенку в подарок.

13. «КАК ЗОВУТ ДЕТЕЙ?» - перед ребенком выкладываются картинки, в которых нужно определить первый звук.

а/ Сложив звуки, получишь имя.

(Например: картинки-автобус-ножницы-танк-окна-ножницы.

Получается имя мальчика – АНТОН.)

б/ Добавь или поменяй звук в имени на другой:

Аня-Саня

Аня-Ася

Аня-Аля

14. Игра-соревнование «КТО БОЛЬШЕ ПРИДУМАЕТ СЛОВ НА ЗВУК/…/». За правильный ответ ребенку дается фишка. У кого больше фишек, тот и победил, дается приз.

15. Ребенку дается карточка, на которой наклеены картинки с дифференцируемыми звуками. Ребенку предлагается слова со звуком /…/ обозначить кружком, а слова со звуком /…/ - квадратом.

16. «НАЙДИ ПАРУ».

А). Перед ребенком выкладываются 2 кучки картинок. Ему нужно взять картинку из первой кучки, определить последний звук, а из второй кучки взять картинку, которая начинается на этот последний звук первой картинки. Т. о. составляются парочки картинок. (Н-р: цыпленок - курица).

Б). Парочки составляются по принципу: первые звуки картинок из обеих кучек должны совпадать. (Н-р: каска - кошка).

В). Парочки составляют по принципу: последние звуки картинок из обеих кучек должны совпадать. (Н-р: мышь – ковш).

17. «ЦЕПОЧКА».

Перед ребенком выкладывается несколько картинок из которых нужно сложить цепочку, т. о., что последний звук первого слова является первым звуком следующего и т. д.

(например: дом-мышь-шар-рубанок-кошки-индеец-цыплята-арбуз)

18. «ПРИНЕСИ ЗВУК»

Приходит гость, его имя или название разбирается по звукам. Звуки обозначаются кружком, а затем под каждым кружком выставляется соответствующая буква.

19. «КТО БЫСТРЕЕ СОБЕРЕТ ВЕЩИ АСЕ, ЗОЕ».

Ребенку предлагается распределить вещи-картинки между девочками. Асе кладутся картинки в названии которых есть звук /с/, а Зое – со звуком /з/.

(Можно подбирать детей и картинки и на другие дифференцируемые звуки.)

20. «ПОДБЕРИ СЛОВО К СХЕМЕ» - на доске выставляется схема. Ребенку дается несколько картинок, ему нужно выбрать только те, которые соответствуют схеме.

(Например, дается схема: синий-красный-синий. Ребенку даются картинки: пес, кот, мак, рак, семечки, дом, коробка, замок, стол. Следовательно, к схеме подходят – кот, мак, рак, дом.)

21. «ЧТО ПРОДАЮТ В МАГАЗИНЕ?»

А/. Ребенку-продавцу предлагается распределить картинки по полкам: на первой полке стоят картинки в названии которых есть звук /С/, на второй картинки со звуком /Ш/, на третьей - со звуком /З/, на четвертой – со звуком /Ж/.

Б/. Ребенку-продавцу нужно распределить картинки по полкам: на первой стоят слова, состоящие из 3 звуков, на второй – из 4 звуков, на третьей – из 5 звуков…

В/. Ребенку - продавцу нужно распределить картинки по полкам: на первой слова, состоящие из 1 слога, на второй – из 2 слогов, на третьей – из 3 слогов, на четвертой – из 4 слогов.

22. «ЧТО КУПИЛИ В МАГАЗИНЕ?»

Ребенку предлагается отгадать загадки, за каждую отгадку ребенку дается денежка (на денежках разные картинки с дифференцируемыми звуками, например, мишка и мышка, если дифференцируются звуки /М/ и /МЬ/). Затем ребенок отправляется в магазин делать покупки. Если он дает денежку с мишкой, то должен попросить предмет с мягким звуком /МЬ/, а если с мышкой, то с твердым звуком /М/.

23. Игры на анализ и синтез слов (составлено автором):

А/ Выбрать картинки с определенным количеством слогов. Например, ежик отправился собирать листочки. Брал только те листочки, картинки на которых состоят из двух слогов (дракон, кенгуру, утка, эскимо, торт, телевизор, бубен). Выбрать первые звуки с этих слов, узнаешь под каким деревом ежик собирал листья (дракон, утка, бубен - /Д/,/У/,/Б/).

Б/. Из группы картинок выбери картинки с определенным звуком. По первым звукам этих слов составь новое слово. (Например: белочка, готовясь к зиме, собирает орешки. Если с каждого орешка из названия картинки, которая приклеена на нем, взять по первому звуку, то узнаешь, куда белочка кладет свои запасы. Дровосек, улитка, пони, луна, орден – дупло.)

В/. Из группы картинок выбери картинки с определенным звуком. По последним звукам этих слов (или оставшихся) составь новое слово. (Например: пчелка полетела собирать мед с цветов. Она садилась только на те цветы, картинки на которых заканчиваются на звук /К/. Если сложишь первые звуки с тех цветов на которые пчелка не садилась, то узнаешь с каких цветов пчелка на этом поле собирала мед. Мост, маяк, градусник, автобус, наездник, подбородок, чеснок, кактус, носик – мак, следовательно, поле было – маковое.)

Г/. С первой картинки берем 1 звук, со второй – 2, с третьей – 3 и т. д., получаем новое слово. (Например: белочка собирает грибы. Если с каждой картинки взять по звуку – С 1-первый звук, со 2- второй звук, с 3- третий, а с 4- четвертый, то узнаешь, к какому времени года готовилась белочка. Звонок, нитки, самокат, роза – зима.)

24. «ЗВУКИ РАЗЛЕТЕЛИСЬ» .

Ребенку предлагается отгадать загадку. Звуки в слове - отгадке все разлетелись. Попробуйте собрать их в одно слово. Отдохнули звуки и решили снова полетать, первым полетел звук /…/ (ребенок убирает из схемы этот звук, он стал звать с собой другой звук /…/ и т. д.

25. «КУБИК» - ребенок бросает кубик и составляет слово из того количества звуков, которое соответствует количеству точек на кубике. (На первых порах можно сначала предложить ребенку выбрать картинку, название которой соответствует количеству звуков.)

27. «ЗАПИШИ СЛОВА» - логопед называет слова, а ребенок записывает только одну букву, которая встречается во всех словах.

Например: луна, стол – Л

рак, топор – Р …

28. «ПОЕЗД» - ребенку предлагается сделать слого-звуковой анализ слова, следовательно, составить поезд: в поезде столько вагонов, сколько слогов в слове; в вагоне столько окон, сколько звуков в слоге.

29. «ПОСТРОЙ ДОМ» - ребенку предлагается разобрать предложение, следовательно, построить (нарисовать) дом: в доме столько подъездов, сколько слов в предложении, в подъезде столько этажей, сколько слогов в слове, на каждом этаже столько окон, сколько в слоге звуков.

Публикации по теме:

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Работа над методической темой «Формирование фонематического слуха младших дошкольников». Для работы по своей методической теме я разработала перспективный план, который использую в своей работе. Работа с детьми /Работа с родителями.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры для развития фонематического слуха.
Опубликовано: 17 января 2013 в 12:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Развивающая доска или Бизиборд
Любопытство малыша не знает границ! Всё нужно попробовать открыть, захлопнуть, расстегнуть. Бизиборд надолго увлекает ребенка, ставит перед ним много...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного...
Краткосрочный проект по ознакомлению дошкольников с достопримечательностями родного города «Памятник Колобку" Цель работы: формирование у детей интереса к...
Консультация для воспитателей ДОУ «Роль речи воспитателя в развитии речи детей»
Роль речи воспитателя в развитии речи детей Характерной особенностью детей дошкольного возра¬ста является подражательная речь, которая обусловлена...
Новогодний утренник для младшей группы.
МБДОУ№1 Новогодний утренник Воспитатель: Макаова Р. А. 2017г Ведущий : Здравствуй праздник Новогодний! Гости к нам пришли сегодня! Детки выучили...
Конспект итогового занятия по развитию речи «Ох, уж эти сказки…»
Образовательная область «Речевое развитие» Тема: Ох, уж эти сказки Цель: закрепить и расширить знания детей о хорошо знакомых сказках; создать у детей...