Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Инна Басараб
Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Фраза «учить играя» является девизом педагогов-дошкольников, тем более с учетом современных требований, когда образовательные стандарты требуют прежде всего развивать в ребенке любознательность, фантазию, воображение, уделять большое внимание развитию ребенка как личности.

Работа над лексико-грамматическим строем речи одна из составляющих в развитии речи ребенка. Данное направление сложно и трудоемко, потому и требует от самого педагога творческого подхода. Сложный материал нужно преподать детям так, чтобы они усвоили его легко и просто.

Для усвоения некоторых грамматических категорий мною были придуманы игры, которые можно использовать как в повседневной деятельности для закрепления материала, во время обучающей деятельности, а так же на праздниках и открытых мероприятиях.

Игра «Чьи хвосты?»

Цели:

1. Закрепить навык образование притяжательных прилагательных от существительных.

2. Развитие интонационной выразительности речи.

Дети встают в круг, берутся за руки. Идут по кругу, произнося слова.

Дети. Дружно по лесу шагали и лисицу увидали.

Девочка в шапочке Лисы выходит в центр круга.

Дети:

-Здравствуй хитрая лиса! Шубка у тебя краса.

А хвост чей?

Лиса:- Мой (показывает свой хвостик)

Дети:- Не твой, а лисий.

А уши чьи? (показывает ушки)

Лиса :- Мои

Дети:- Не твои, а лисьи.

А мордочка чья (показывает мордочку)

Лиса:- Моя.

Дети:-Не твоя, а лисья.

Дети:- Кого Лиса выбирает, с тем в ладоши поиграет.

Лиса выбирает любого ребенка из круга и под музыку проигрывает с ним в ладушки.

Дети аналогично встречают Зайца.

Дружно по лесу шагали и зайчишку увидали.

- Здравствуй заинька косой, поиграем мы с тобой.

Дети встречают Волка.

Дружно по лесу шагали, злого Волка увидали.

- Здравствуй Волк-волчище, острые зубищи.

Дети аналогично спрашивают у Волка про уши, хвост и зубы.

Игры для развития лексико-грамматического строя речи

Игра «Словесные снежки»

Цели:

1. Закрепление навыка образования родственных слов.

2. Развитие координации и ловкости движений.

Правила игры:

Дети становятся в круг, у каждого в руках снежок. В центр круга выходит водящий, изображающий либо снеговика, либо зимушку, либо мороз. Водящий произносит четверостишие, дети бросают в него снежки, подбирая родственные слова. Ребенок, назвавший слово последним, становится водящим.

Чоки-чоки, чоки-чок,

Я теперь СНЕГОВИЧОК,

Ты снежки в меня бросай и словечко называй.

Кто последний назовет, смело в круг ко мне встает.

Я Снеговик- Снег

Снегирь,

Снежный,

Снежинка,

Снегурочка,

Снеговая,

Снега,

Снежок,

Снегоход,

Снегокат.

Вот сама, вот сама

Вышла Зимушка-ЗИМА.

Ты снежки в нее бросай и словечки называй.

А МОРОЗ

а мороз красный нам покажет нос.

Ты снежки в него бросай и словечки называй.

Вот прозрачный скользкий ЛЕД прокатиться нас зовет.

Ты снежки в него бросай и словечко называй.

Игра «Словесные мячи»

Игра подобна предыдущей, но проводится в соответствии с сезонами- осенью и весной, вместо снежков используются мячи.

Грозный волк, грозный ВОЛК

, ты зубами щелк, да щелк.

Мячик ты в него бросай и словечко называй.

Кто последний назовет, смело к волку в круг встает.

Будешь ты у нас ЛЕСНИК

, что в лесочке жить привык.

Мячики в него бросайте и словечки называйте.

Кто последний назовет смело в круг встает.

Летит СКВОРУШКА

скворец, песни петь он удалец.

Мячик ты в него бросай и словечки называй.

Вот ВЕСНА, вот весна,

Нам подарки принесла.

Песню звонкую веснянку, что поем мы спозаранку,

На носу у нас веснушки, озорные канапушки.

Мячик ты в весну бросай и словечки называй.

Публикации по теме:

Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических игр и упражнений по лексической теме «Посуда» МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 11 "Олененок" Проект "Развитие лексико-грамматического строя речи детей посредством дидактических.

Презентация «Развитие связной речи дошкольников методом наглядного моделирования и мнемотехники» Развитие связной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Игры для развития лексико-грамматического строя речи
Опубликовано: 30 сентября 2013 в 09:49
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Цветы нашего участка
Фотоотчет по итогам работы над проектом "Украсим участок цветами" Каждое лето все мы стараемся украсить свои участки для прогулок. Цветы, со своим...
Наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста
Лето - отличная пора для наблюдений. Хочу предложить вашему вниманию наблюдение за подорожником с детьми старшего дошкольного возраста. Цель:...
Тематическая неделя в первой младшей группе «В гостях у сказки»
Тема: " Неделька в первой младшей группе " В гостях у сказки" Цель: Ознакомление детей с русскими народными сказками! Задачи:1. Вспомнить русские народные...
Фотоотчет «Лето перед школой»
«Лето перед школой» или Организация летнего оздоровления детей старшего дошкольного возраста в дошкольном учреждении. Вот и пролетел учебный год. Наступила...
Фотоотчет «Прогулки летом — это здорово!»
Лето солнышком вкатилось, Засияло, засветилось Вишнями, ромашками. Лето! Лето! Лето! Лето! В краски яркие одето, Жарким солнышком согрето, Пусть...