Игры для развития у детей самовосприятия.

Татьяна мартынова
Игры для развития у детей самовосприятия.

Игры для развития у детей самовосприятия.

Воспитатель: Мартынова Т. И.

Для детского сада Подвижные игры положительно влияют на развитие самовосприятия, чувств и эмоций, поскольку радость движений усиливается наличием веселых, комических ситуаций, юмора, шуток, соревновательного настроя, возможности самовыражения.

Подвижные игры.

«Горелки».

Играющие строятся в две колонны (парами, впереди водящий). Все хором произносят:

Гори-гори ясно,

Чтобы не погасло

Глянь на небо –

Птички летят,

Колокольчики звенят!

Раз, два, три — беги!

С последним словом дети, стоящие в последней паре, отпускают руки и бегут в начало колонн — один слева, другой справа. Водящий пытается поймать одного из них, прежде чем дети успеют встретиться и взяться за руки. Если водящему удалось это сделать, то он берет одного из бежавших игроков за руку и встает с ним в пару. Оставшийся становится водящим.

«Лошадки».

Играющие разбегаются по всей площадке и по сигналу:«Лошадки» переходят на бег высоко поднимая колени. По сигналу «Кучер» — обычная ходьба (или простой бег). Во время игры ходьба и бег чередуются. Воспитатель может повторить один и тот же сигнал. Игра развивает внимание.

«Пингвины».

Дети встают в 2-3 колонны. У первых номеров мяч. Они кладут его между колен. Для проведения игры можно (и лучше) использовать немного спущенный волейбольный мяч или мешочек с песком.

По сигналу первые номера прыгают на двух ногах к флажку (стойке, находящемуся на расстоянии 5-6м. Затем берут мяч (мешочек) в руку, огибают флажок, возвращаются к своей колонне и передают мяч следующему игроку. Выигрывает та команда, которая быстрее выполнит задание. Игра повторяется 2-3 раза.

«Метко в цель».

Посредине площадки проводят черту, на которую ставят 10-12 предметов (кубики, кегли и т. п.). Играющие распределяются на две равных команды. Первая получает малые мячи, выходит на исходную линию (линия огня, расположенную на расстоянии 5 м от предметов и метает мячи по кубикам и кеглям. Воспитатель подсчитывает количество выбитых предметов. Затем мячи бросает вторая команда. Каждая команда должна сделать одинаковое количество бросков. После общего подсчета сбитых предметов определяется победитель — самая меткая команда.

«Быстрые и ловкие».

Играющие распределяются на три команды и встают в колонны у линии старта, в руках у каждого мешочек с песком. Первые номера бегут к линии финиша (расстояние от старта до финиша —6м, бросают мяч в обруч, и бегом возвращаются в конец своей колонны. Второй номер начинает бег, как только первый пересечет линию старта. Побеждает команда, которая забросила больше - мячей и быстрее выполнила задание.

«Эстафета с обручами».

Дети встают в 2-3 колонны. Перед каждой колонной на расстоянии4м. лежит обруч (малый, диаметр 50 см). По команде «Марш!» первые игроки каждой команды бегут к обручам, поднимают их вверх, пролезают в них, кладут их на место, бегут к своим командам, касаются на линии старта рукой следующих игроков, а сами встают в конец строя. Каждый последующий игрок выполняет то же задание. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету.

«Дружные пары».

Игра проводится зимой с использованием санок. Команды строятся парами в колонны. У первой пары санки. По команде «Внимание!» пары готовятся к старту: один садится в санки, другой берет веревку и, натянув ее, ждет команды «Марш!». По этой команде первые игроки везут своих на санках партнеров до стойки (флажка, расположенной на расстоянии 10м. от старта. У стойки партнеры быстро меняются местами и возвращаются к линии старта. Там они передают санки второй паре, которая выполняет такое же задание и т. д. Команда, закончившая эстафету первой, становится победителем. Воспитатель должен проследить за тем, чтобы пары в командах составлялись с учетом физической подготовленности, роста и веса игроков.

«Беги-толкай».

Организация игры та же, но пары выполняют другое задание: один садится на санки, упираясь ногами и придерживаясь руками, а другой встает сзади и по команде «Марш!» толкает его за плечи вперед до флажка. У флажка партнеры меняются местами и возвращаются к линии старта. Вторая и последующие пары выполняют то же задание.

«Челночная эстафета в тройках».

Дистанция для бега,5-7 м, обозначена флажками. Команды делятся на тройки (тройка на одни санки) и строятся так, чтобы на старте и финише было по две-три тройки, т. е. одна половина команды стоит напротив другой половины у флажков. По команде «Внимание» первые тройки на линии старта готовятся к старту: один на санках, второй спереди, третий сзади. По команде «Марш!» они бегут к флажку, там игроки меняются местами и возвращаются назад, снова меняются местами и бегут к финишу. Получается челночный бег 3х10 м. Закончив бег, тройка отдает санки второй тройке и беговое упражнение повторяется. Воспитатель следит за тем, чтобы дети в тройках правильно менялись местами, для этого целесообразно дать им номера и сказать, что в первом забеге первый везет сайки за веревку, третий толкает сзади, а второй сидит. У флажка на санки садится третий, а второй везет и т. д. Игра продолжается до возвращения троек на свои первоначальные места.

Комические игры и эстафеты

«Вперед-назад».

Участники становятся парами спиной друг к другу и захватывают партнера согнутыми в локтях руками.

По команде воспитателя,пары устремляются к флажку, находящемуся в 5метрах от линии старта-финиша. Достигнув флажка (отметки, возвращаются. На первом этапе один участник движется лицом вперед, а другой — спиной; на обратном пути положение игроков меняется.

Побеждает пара, первой закончившая состязание.

Бег «на трех ногах».

Участники парами становятся на линии старта-финиша. Правая нога одного игрока и левая другого плотно связаны бинтом или скакалкой.

По сигналу руководителя соревнующиеся устремляются к флажку, обегают его и возвращаются на прежнее место.

Кто первым закончит дистанцию — тот победитель.

«Пролезть в обруч».

Гимнастический обруч, поставленный на пол, держат два помощника. Участник отмеряет от него 10 шагов, затем ему завязывают глаза и предлагают сделать 5—7 (нечетное количество) поворотов кругом. После этого игрок, отмерив 10 шагов, должен пролезть в обруч.

Победителем считается игрок, выполнивший это задание.

«Кто скорее».

На полу протягивается бечевка длиной 2 метра. Двое играющих, повернувшись спиной, друг к другу, встают так, чтобы концы бечевки находились у них между ступнями и выходили несколько вперед (ноги на ширине плеч, руки подняты вверх). Один из играющих громко считает до трех, после чего оба игрока быстро наклоняются и каждый из них старается первым схватить за конец бечевки и выдернуть ее из- под ног. Кому это удастся сделать — тот считается победителем.

«Проворные мотальщики».

Для игры необходимо иметь две пустые катушки. К ним привязывают прочную нитку длиной 3—4 метра. Середину нитки отмечают цветной ленточкой или бумажкой. Двое играющих берут катушки и отходят друг от друга, насколько позволяет длина нитки. По сигналу участники игры начинают быстро наматывать на катушку нитку и продвигаться вперед. Задача каждого игрока заключается в том, чтобы первым намотать нитку до середины.

Хороводные игры-забавы

Эти игры созданы по образцу народных игр и несут в себе элементы фольклора и народной культуры. Такие игры удовлетворяют потребности детей в движении, в общении и в образном поэтическом слове. Воспитателю эти игры помогут завоевать симпатии детей, их доверие и разумное послушание. Ведь они делают ребенка открытым для общения. Такая открытость создает важные предпосылки для формирования личности ребенка и является его основой. Общность движений и игровых интересов усиливает радостные переживания и эмоциональный подъем. Хороводные игры отличаются от других необычностью движений: они пластичны, выразительны, подчинены ритму текста и сопровождающей его мелодии.

Развивающее значение: развивает музыкальные способности, художественный вкус, сближает детей, т. е. создает естественную связь и общность между детьми, оказывает широкое воспитательное влияние на детей, и приводит их в прекрасное расположение духа. Хороводные игры-забавы: «Карусели», «Зимние хороводы», «Бабушка Маланья» и др.

«Мыши в кладовой».

Цель: развивать у детей умение выполнять движения по сигналу. Дети упражняются в подлезании, в беге.

Дети «мыши» сидят в норках – на стульях или на скамейках, поставленных вдоль стен комнаты или по одной стороне площадки. На противоположной стороне площадки протянута верёвка на высоте 50-40 см. это «кладовая». Сбоку от играющих сидит «кошка», роль которой исполняет воспитатель. Кошка засыпает, и мыши бегут в кладовую. Проникая в кладовую, они нагибаются, чтобы не задеть верёвку. Там они присаживаются и как будто грызут сухари или другие продукты. Кошка внезапно просыпается, мяукает и бежит за мышами. Мыши убегают в норки (кошка не ловит мышей, а только делает вид, что хочет поймать их). Возвратившись на место, кошка засыпает, и игра возобновляется. Повторить игру можно 4-5 раз. Правила игры: 1) Мыши могут бежать в кладовую только тогда, когда кошка заснёт. 2) Возвращаться в норки мыши могут лишь после того, как кошка проснётся и замяукает. Указания к проведению игры: 1) В тот момент, когда мыши убегают из кладовой, воспитатель поднимает верёвку, чтобы она не мешала детям, а затем опускает её и бежит догонять мышей. 2) Воспитатель должен следить, чтобы дети, подлезая под верёвку, не задевали её.

«Арина».

Играющие встают в круг, в середине водящий – Арина. Ей завязывают глаза. Все поют: «Дорогая Арина, встань выше овина, Рученьки сложи, чье имя укажи!» Арина ходит, напевая: «Хожу, гуляю вдоль караваю, Вдоль по караваю, кого найду, узнаю!» Затем, коснувшись одного из играющих, старается отгадать его имя. Чье имя отгадает, тот будет Ариной.

«Пузырь».

Дети вместе с воспитателем берутся за руки и образуют небольшой кружок, стоя близко друг к другу. Вместе произносят: «Раздувайся, пузырь, Раздувайся, большой, Оставайся такой Да не лопайся». Играющие отходят назад и держатся за руки до тех пор, пока воспитатель не скажет: «Лопнул пузырь!». Тогда они отпускают руки и приседают на корточки, говоря при этом: «Хлоп!». Можно также предложить детям после слов «лопнул пузырь» двигаться к центру круга, по-прежнему держась за руки и произнося при этом звук «ш-ш-ш» – воздух выходит. Затем дети снова надувают пузырь – отходят назад, образуя большой круг.

Игры развивающегося характера.

Буква алфавита.

Цель игры: развитие внимания

Каждому ребенку присваивается определенная буква алфавита. Ведущий называет букву, тот ребенок, которому присвоена буква, делает один хлопок.

Четыре стихии.

Цель игры: развивать внимание

Играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними что, если он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять руки вверх, слово «огонь» — произвести вращение руками в лучезапястных и локтевых суставах. Кто ошибается, считается проигравшим.

Слушай и исполняй.

Цель игры: развивать внимание и память

Ведущий называет и повторяет 1 —2 раза несколько различных движений, не показывая их. Дети должны произвести движения в той же последовательности, и какой они были названы ведущим.

Разведчики.

Цель игры: развивать наблюдательность.

В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.

Запомни свою позу!

Цель игры: развитие моторно-слуховой памяти

Каждый ребенок стоит «на своем месте». По команде ведущего все дети должны принять определенные позы (по желанию). Ведущий обходит детей и тем детям, которые приняли одинаковые позы, он предлагает сменить их. Затем играется веселая музыка. Под музыку дети двигаются, танцуют, бегают и проч. (1-1,5 минуты). Музыка внезапно обрывается, дети должны быстро разбежаться по своим местам и принять те позы, которые они учили в начале игры.

Вот так позы.

Цель игры: развитие наблюдательности и памяти

По желанию детей из группы выбираются 5 человек. Один из них — водящий, остальные дети садятся на стулья, они — зрители. Четверо из пяти выбранных детей показывают водящему свои позы. Он обходит детей и запоминает их позы. Затем дети уходят в зал и садятся на стулья, а водящий повторяет их позы в той последовательности, в какой он их увидел.

Зрители кричат из зала, правильно повторяется поза или нет. Если неправильно, то один из зрителей (по желанию) выходит на сцену и повторяет позу, какая была показана в начале игры.

Тень.

Цель игры: развитие наблюдательности, памяти, раскованности

Звучит фонограмма спокойной музыки. Из группы детей выбираются два ребенка. Остальные — зрители. Один ребенок — «путник», другой — его «тень». «Путник» идет через поле, а за ним, на два-три шага сзади, идет второй ребенок, его «тень». Последний старается точь-в-точь скопировать движения «путника».

Желательно стимулировать «путника» к выполнению разных движений:

«сорвать цветок», «присесть», «поскакать на одной ноге», «остановиться посмотреть из-под руки» и т. д. Модифицировать игру можно, разбив всех детей на пары - «путник» и его «тень».

Зеркала.

Цель игры: развитие наблюдательности и коммуникативных способностей

Из группы детей выбирается один водящий. Представляется, что он пришел в магазин, где много зеркал. Водящий встает в центр, а дети — полукругом вокруг него Водящий показывает движение, а «зеркала» тотчас же повторяют это движение, и т. д. Водящему разрешается показывать разные движения.

Замечание. В роли водящего должны побывать все желающие дети.

Сова.

Цель игры: развитие произвольности

Дети сами выбирают водящего — «сову», которая садится в «гнездо» (на стул) и «спит». В течение дня дети двигаются. Затем ведущий командует: «Ночь!» Дети замирают, а сова открывает глаза и начинает ловить. Кто из играющих пошевелится или рассмеется, становится совой.

Подарки.

Цель игры: развитие выразительности движений, воображения, коммуникативных навыков

Дети стоят в кругу, и ведущий просит придумать каждому подарок для стоящего справа соседа (это могут быть различные предметы, цветы и т. д.). Игра проходит в полной тишине. Ведущий первый передает свой подарок соседу справа при помощи выразительных движений (пантомимики, мимики, не называя предмет. Ребенок должен догадаться, что это и принять подарок, затем показать и передать подарок для соседа и т. д.

Замечание. Важно стимулировать фантазию и выразительность детей.

Паровозики.

Цель игры: развитие коммуникативных навыков, произвольности.

Группа детей разбивается на тройки, в каждой тройке дети стоят друг за другом, взявшись руками за талию впереди стоящего. Первый из них выполняет роль «паровозика» (у него закрыты глаза и руки вытянуты вперед, второй — «пассажир)/, третий — «машинист». Задача «машиниста» —управлять паровозиком, избегать столкновений. «Пассажир» является передаточным звеном команд «машиниста» «паровозику». Один из группы детей выполняет роль «диспетчера», он задает ритм движения составов хлопками, убыстряя или замедляя их движение.

По команде ведущего составы начинают движение, затем через некоторое время по команде останавливаются, и дети и тройка меняются ролями (первый становится третьим и т. д.). Важно, чтобы все дети побывали в трех ролях.

Замечание. Целесообразно после игры, обсудить с детьми какая роль им понравилась больше всего и почему.

Пресс-конференция.

Цель игры: снятие боязни школы, развитие мышления, речи и воображения

Детям предлагается представить, что они находится на пресс-конференции, посвященной их школьной жизни. Из группы выбирается 5—6 человек, которые будут давать интервью (отвечать на вопросы). Эта группа детей выбирает себе роли различных животных (например, трусливый заяц, хитрая лиса, злой волк, спящая сова и т. п., игрушек и т. д. Остальные дети играют роли: корреспондента журнала «Мурзилка», учителя, директора школы, родителей, бабушки, сестер, братьев и т. п. Из своих ролей они должны задавать вопросы на волнующие их темы школьной жизни присутствующих «зверей» («игрушек» и т. п.).

Замечание. Важно следить, чтобы дети не выходили из своих ролей, помогать формулировать как вопросы, так и ответы, стимулировать активность детей. После игры, можно обсудить какой вопрос понравился больше всего, и какой ответ понравился больше всего.

Город.

Цель игры: развитие фантазии, коммуникативных способностей

Детям предлагается создать сказочный город с помощью бумаги, ножниц, клея, где были бы дворцы, дома, в которых можно было бы закрывать окна и двери. Затем город необходимо населить людьми и придумать историю этого города (кто живет, чем занимаются, кто с кем дружит, кто глава города и т. д.).

Карта.

Цель игры; развитие коммуникативных способностей, воображения, коллективного мышления

На полу расстилается большой лист бумаги, на котором детям предлагается нарисовать карту военных действий или создать совместное панно с помощью клякс.

Художники.

Цель игры: развитие коммуникативных способностей, воображения, коллективного творчества и мышления

Дети разбиваются, на четверки и каждой четверке предлагается набор карандашей (пастель) и лист ватмана. Каждый ребенок произвольно разрисовывает свой угол ватмана. Затем лист переворачивается на 90 градусов и ребенку предлагается для дорисовки рисунок, сделанный предыдущим художником.

После этого лист снова переворачивается и повторяется то же самое задание. Таким способом необходимо «заполнить» весь лист. Затем группа придумывает название картины и демонстрирует ее остальным.

Замечание. Важно, чтобы учитель следил за своевременной сменой положения листа. При обсуждении задать позитивный тон оценки произведении друг друга.

Упражнения для коррекции трудностей во взаимоотношениях со сверстниками.

Парные упражнения.

"Приветствие". Дети, разбившись на пары (по ходу игры могут поменять нескольких партнеров, по команде воспитателя быстро здороваются друг с другом или протянув руки (правую руку к правой руке, или носом к носу, или пяткой о пятку, или бедром о бедро, или спиной о спину, или ухом об ухо.

"Насос и надувная кукла". Один ребенок, расслабленно лежа на полу, изображает надувную куклу, из которой выпущен воздух. Другой как бы с помощью насоса ритмично накачивает куклу воздухом: наклоняется вперед, произнося на выдохе звук с-с-с. Кукла постепенно "наполняется" воздухом - фигура распрямляется, выравнивается, затем снова "сдувается". После этого игроки меняются местами.

"Танцы противоположности". Под ритмичную музыку пары изображают танец, но один танцует, весело подпрыгивая, другой - грустно вальсируя. Через 1-2 минуты игроки меняются ролями.

"Упражнение на доверие". В каждой паре один участник играет роль компаса, другой - туриста. Турист встает за спину компаса, кладет ему руки на плечи и закрывает глаза. Компас должен очень аккуратно провести туриста мимо других детей и препятствий. По достижении цели партнеры меняются ролями.

"Ладонь в ладонь". Пары, прижав ладони друг к другу, двигаются по комнате, в которой установлены различные препятствия. Основная цель: преодолеть препятствия, не разъединяя ладоней.

"Сиамские близнецы". Партнеры встают как можно ближе друг к другу. Воспитатель обматывает партнеров бинтом: правую руку одного с левой рукой другого (аналогичным образом можно забинтовать и ноги). Задание: пройтись по комнате, или станцевать, или что-то нарисовать.

"Мост дружбы". По предложению педагога дети, составив пары, сначала придумывают и показывают, например, мостик соприкасаются головами или ладонями, затем строят мостик втроем, вчетвером и т. д., до тех пор, пока находятся желающие. Заканчивается упражнение тем, что дети, взявшись за руки и подняв их вверх, изображают мост дружбы.

Групповые упражнения.

"Давайте поздороваемся". Играющие по сигналу ведущего (воспитателя) хаотично двигаются по комнате, здороваясь со всеми, кого встречают на пути. Один хлопок ведущего означает: следует поздороваться за руку, два - плечами, три - спинами.

"Бездомный заяц". Игроки, образовав круг, выбирают охотника и бездомного зайца. Остальные - зайцы - входят в домики-обручи, выложенные по кругу. По команде воспитателя "Раз, два, три! Зайца лови!" охотник отправляется на поиски. Где может спрятаться заяц? В любом обруче, но тогда роль бездомного зайца переходит к хозяину домика. Если охотник поймал зайца, они меняются ролями.

"Комплимент". Дети, сидя на полу, образуют круг. Задача игроков - сказать соседу справа (или слева) фразу, которая начинается словами: "Мне нравится в тебе. ". Цель упражнения: помочь ребенку со стороны увидеть свои положительные стороны, почувствовать, что его принимают партнеры по игре.

"Паровозик". Дети выстраиваются друг за другом, держась за пояс впереди стоящего; у всех, кроме первого игрока, глаза закрыты. Первый, паровозик, начинает движение и тащит за собой вперед вагончики извилистым путем. По команде ведущего (воспитателя) поезд останавливается. Первый ребенок уходит в хвост состава, чтобы дать возможность следующему исполнить роль паровозика. И так до тех пор, пока все участники не исполнят роль паровозика.

Публикации по теме:

Анализ двигательной активности .

Развивающая среда. Педагоги и врачи рекомендуют начинать подготавливать ребёнка к школе уже с трёхлетнего возраста. Ведь это наилучшее время для развития мелкой.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры для развития у детей самовосприятия.
Опубликовано: 11 февраля 2012 в 16:50
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
День матери в детском саду.
День Матери в детском саду. В конце ноября, мы в своём детском саду чествовали мамочек! Так совпало, что праздник « День Матери» совпал с Неделей...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...