МААМ-картинки

Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики

Олеся Апраксина
Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики

Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики

Олеся Апраксина

Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики

Публикация «Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики» размещена в разделах

Игровые приёмы и формы работы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном (формирование соответствующих артикуляционных укладов и развитие артикуляционной моторики, на этапе постановки звука, на этапе его автоматизации (закреплении правильного произнесения звука в слогах, словах, при дифференциации поставленного звука со сходными по акустическим и артикуляционным признакам звуками.

Остановимся более подробно на вопросах использование игровых приёмов при проведении подготовительного этапа и в процессе автоматизации звуков.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Артикуляционная гимнастика - это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Цель артикуляционной гимнастики - выработка полноценных движений и определённых положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.

На предварительном этапе коррекции нарушений звукопроизношения при проведении артикуляторной гимнастики используются игровые приемы : «Сказка о Веселом язычке», знакомство с органами артикуляционного аппарата, стихотворное сопровождение артикуляционных поз.

При разучивании и отработке артикуляционных упражнения весьма эффективным является приём «обыгрывания» отдельных артикуляционных движений, поз или всей артикуляционной гимнастики в целом. Он предполагает включение того или иного артикуляционного упражнения в соответствующую условно - игровую ситуацию :

«Пальцевый дождик» — постукивание подушечками пальцев по губам.

«Клоунская улыбка» — растяжка губ с фиксацией в уголках рта.

«Кривые рожицы» — ассиметричные растягивания в разные стороны верхней и нижней губ.

«Дракоша» — удерживание оскала верхних и нижних зубов.

«Птичка» — верхние и нижние губы захватываются большими и указательными пальцами с образованием складки. Потягивание губ вправо и влево, кручение и потряхивание по часовой стрелке и против нее.

• Растирание губ маленькими мячиками tetra-kid.

Примечание: время стимуляции губ — до 3 мин.

«Поцелуйчик» — вытягивание сомкнутых губ — возвращение в нормальное положение.

«Клоун» — вытягивание губ — растягивание губ в улыбку при раскрытых челюстях.

«Мартышка» — вытягивание верхней губы вместе с языком (язык толкает верхнюю губу).

«Никому не скажу!» — втягивание губ внутрь рта, с плотным прижиманием к зубам.

«Кусака» — прикусывание нижней губы верхними зубами.

«Капризка» — втягивание нижней губы под верхнюю.

«Слоненок» — вращательные движения губ, вытянутых хоботком (желательно с помощью взрослого, который помогает удержать хоботок).

• Питье через трубочку или соломинку большого диаметра и выдувание через нее пузырей в воде.

• Удерживание трубочки или соломинки губами (зубами). Задача взрослого — в игровой форме делать попытки отобрать трубочку (выдернуть ее из губ ребенка).

Эти упражнения хорошо выполняются, когда ребенок ест любимое лакомство. Каждую ложечку можно сопровождать совместными движениями:

«Все проглотил?» — высовывание языка.

«Достань ложечку» — поворачивание сильно высунутого языка вправо-влево. Язык удерживает ложку возле уголка губ.

• Облизывание губ.

Для упражнения «Качели» можно рекомендовать следующие игровые ситуации :

«Язык делает зарядку»,

«Язык и ребёнок качаются на качелях».

При этом можно сопровождать движение стихотворным текстом:

На качелях я качаюсь

Вверх, вниз, вверх, вниз.

Выше крыши поднимаюсь,

А потом спускаюсь вниз.

Для упражнения «Парус» - дети на лодке с парусом переплывают через реку в лес, который на другом берегу реки.

Игровой приём «Ступеньки у крыльца» используется для выработки подъёма языка вверх (на верхнюю губу, к носу, высовывания вниз к подбородку.

Следует специально подчеркнуть, что ко всем упражнениям различных

артикуляционных комплексов могут быть подобраны соответствующие

игровые вводные упражнения, задающие ту или иную условно - игровую

ситуацию. Например, для упражнения на подготовку артикуляции свистящих звуков используются следующие приёмы :

Посмотри на картинку : Звукознайкин отправился в лес, но по дороге колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой (а если делаешь упражнение сидя – опусти руки вдоль туловища) и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с.

А сейчас помоги Звукознайкину-дровосеку заготовить дрова на зиму, начинай вместе с ним пилить осинку. Пила пилит и мягко свистит: с'-с'-с'-с.

В лесу комаров — полным-полно, замучили вас со Звукознайкиным, и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звонит своим твё рдым голосом: з-з-з-з, а ему вторит маленький комаришка, выводит мягким звонким голоском: зь-зь-зь-зь. Подразни комаров — позвени твёрдым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими, как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьётся.

Представь, что в лес вдруг пришла весна. Все ей обрадовались, потому что весной оживает природа. Запели свои весенние песенки синички: ц-ц-ц — слышатся вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички.

Обыгрывание артикуляционных упражнений направлено не только на создание эмоционально-игрового фона логопедических занятий, но и облегчает успешное выполнение упражнений на определённую деятельность, длительность, удерживания артикуляционной позы и др. Примером может служить игровое условие к упражнению для постановки шипящих звуков «Парус», где результат игрового действия может быть достигнут только при условии удерживания артикуляционной позы определенное время, например до счета I 5-20.

В качестве иллюстраций можно привести также игровые условия для других упражнений:

«Чашечка» («Сделаем так, как было у фокусника, чтобы чашечка не упала и не разбилась»,

«Маляр» («Потолок нужно покрасить, как следует, краска должна ложиться ровно, а не пятнами»,

«Дятлы перестукиваются» (выполнение упражнения представлено как перестук, своеобразное «соревнование» двух дятлов, живущих в разных концах небольшою леса).

Игровые ситуации, создаваемые словесными описаниями, во всех случаях подкрепляются соответствующими картинками (в альбомах детей) или простыми по форме пособиями. Например:

• к упражнению «Парус» - ситуационная картинка-иллюстрация с изображением реки, деревни, леса; плоскостная фигурка лодочки с парусом, передвигаемая за нитку по вкладышу (или по стержню в прорези макета);

• к упражнениям «Качели», «Ступеньки» - иллюстрация с перемещаемой по ней фигуркой смешного «язычка», поднимающегося по ступенькам к дому, спускающегося с крыльца, раскачивающегося на качелях.

Ко многим артикуляционным упражнениям могут быть подобраны сразу несколько условно-игровых вводных ситуаций. Например, для обыгрывания подъема широкого языка вверх, к альвеолам «Парус», «Штора на окне» и др.

Варьирование игровых вводных упражнений и, соответственно, применение различного иллюстративного материала позволяют обеспечивать необходимую кратность выполнения тренировочных упражнений, что особенно важно в работе с детьми со стертой формой дизартрии, органической дислалией, ринолалией.

Публикации по теме:

Использование современных образовательных технологий в коррекционной (логопедической) работе с детьми дошкольного возраста Речь является одной из важнейших психических функций человека и сложной функциональной системой, в основе которой лежит использование знаковой.

Двигательно-дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста Тема: Двигательно- дидактические игры в работе с детьми дошкольного возраста 5-7 лет. Цель: расширить знания педагогов в вопросах использования.

Игры с песком в работе с детьми с ЗПР дошкольного возрастаИгры с песком в работе с детьми с ЗПР дошкольного возраста Игры с песком в работе с детьми с ЗПР дошкольного возраста. Автор: Макаренко С. Н. - воспитатель коррекционной группы Метод песочной терапии.

Игры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возрастаИгры со счётными палочками для развития мелкой моторики пальцев с детьми дошкольного возраста «Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев». В. А. Сухомлинский Играя с детьми в различные игры, огромное внимание уделяю играм на развитие.

Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики Игровые приёмы и формы работы должны максимально широко использоваться на всех этапах формирования правильного произнесения звуков: подготовительном.

Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В течение 2-х лет я использую логопедическую ритмику на занятиях с детьми, страдающими различными нарушениями. Движения.

Использование социо-игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста. Приёмы деления группы на команды С внедрением ФГОС ДО на смену традиционным методам приходят такие методы обучения и воспитания, которые направлены на всестороннее развитие.

Использование элементов сказкотерапии в логопедической работе с детьми дошкольного возраста Сказки, сказки, сказочки… Почему их так любят дети и взрослые? Почему их до сих пор читаю я? Когда мои старшие дети: дочь и сын были маленькими,.

Применение артикуляционной гимнастики в работе с детьми младшего возраста (по методике Т. А. Куликовской) Введение Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать.

Применение бумагопластики в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с дизартрией .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры и игровые приёмы в логопедической работе с детьми дошкольного возраста на развитие артикуляционной моторики
Опубликовано: 16 октября 2017 в 17:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД