Игры и игрушки в жизни вашего ребенка

Марина Валентиновна Караваева
Игры и игрушки в жизни вашего ребенка

«Очень часто родители заботятся о том,

чтобы накупить детям как можно

больше игрушек, и притом сложных,

дорогих, всячески разукрашенных.

Они думают тем доставить больше

удовольствия детям и способствуют их

развитию. Но в этом они ошибаются.

Дети ценят игрушки не с точки зрения,

с которой ценят их взрослые. Детям в

игрушках дороги побуждения,

толчки к собственному творчеству и

гибкий материал для выражения их замыслов.»

П. Ф. Каптерев

Игры играют важнейшую роль в процессе взросления. Во время свободной игры ребенок удовлетворяет свое любопытство и узнает назначение предметов. Он учится планировать и классифицировать, давать оценку, определять качество, предсказывать, задавать вопросы, узнавать новое, делать умозаключения и решать проблемы. Кроме того, играя, ребенок учится общаться со сверстниками и имитировать других людей. Ребенок, который играет без указаний со стороны взрослых («Небо нужно рисовать голубой краской, а траву зеленой», «Если ты поставишь на пирамиду еще один кубик, она упадет», вырастает уверенным в себе, без страха попасть впросак. Некоторые родители недооценивают значение игр, делая упор на образовательных упражнениях. На самом деле ребенок не нуждается в образовательных программах, чтобы учиться. Лучший способ развивать ребенка - это поддерживать его интересы и давать возможность играть в разнообразные игры, доставая подходящие игрушки и материалы. Какие же игрушки являются наиболее подходящими для ребенка?

Давно известно, что развитие богатого эмоционального мира ребёнка немыслимо без игрушек. Именно игрушки позволяют ребёнку выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя. У каждого взрослого воспоминания о своей любимой в детстве игрушке сохраняются на всю жизнь. Это были не обязательно дорогие и шикарные куклы и машины. У кого-то это невзрачный мишка, переданный по наследству мамой, малюсенький пупсик, для которого с любовью и заботой шились разнообразные наряды. Выбор игрушек для ребёнка – очень важное и серьёзное дело. Только сам ребёнок способен выбрать из огромного количества игрушек именно то, что ему необходимо. Этот выбор внутренне обусловлен теми же эмоциональными побудителями, что и выбор взрослыми друзей и любимых.

Поэтому, каждого ребёнка должна быть такая игрушка, которой он может пожаловаться, которую поругает и накажет, пожалеет и утешит. Именно она поможет преодолеть ему страх одиночества, когда родители куда-то уйдут, страх темноты, когда выключается свет и надо уснуть, но не в одиночестве, а с подружкой-игрушкой. На них иногда злятся, их наказывают и даже ломают, забрасывая в дальний угол, но их вспоминают в минуты детского горя, достают из угла, чинят, дорисовывают стёршиеся глаза и губы, шьют новые наряды, пришивают уши и хвосты.

Естественно, что подобное отношение ребёнок не будет испытать к роботу - трансформеру, «человеку-пауку», взмывающему ввысь самолёту, ревущей машине.

"Подружкой" малыши скорее выберут существо, очень похожее на человека, близкое ему и понятное (например, куклу, Мишку, котёнка, зайчонка и т. п.) Поэтому, узнав о желании ребёнка иметь ту или иную игрушку, подумайте сначала, нужна ли она ему.

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

Это в первую очередь так называемые игрушки из реальной жизни, а именно: кукольное семейство (может быть и семья зверюшек, кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т. д.

Не менее важны игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию: это солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т. д.

Крайне необходимы игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения. Кубики, матрёшки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т. д. дают возможность ребенку проявить творчество, фантазию, когда один и тот же предмет может выполнять различные функции.

Поэтому, игрушки, какими их представляют себе взрослые, с точки зрения ребёнка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребёнка. Ребёнку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети в возрасте 6-7 лет любят делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребёнке тот факт, что он умеет делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребёнка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребёнке самостоятельность, трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим. Таким образом, ненавязчиво у ребенка вырабатываются качества, необходимые для школьного обучения.

Периодически, становясь старше, ребёнок сам сделает "инвентаризацию" своих игрушек. Никогда не заставляйте ребёнка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья. Намного психологически логичнее отремонтировать их и отдать другим детям, подарить детскому саду, отдать в детский дом или приют.

Какого бы ни был ваш ребенок возраста, помните, не стоит покупать ему слишком много игрушек, это ограничит его творческие способности. Когда игрушек слишком много, они сваливаются в кучу. Ребенок играет в одни и те же игры и не дает волю фантазии. Постарайтесь покупать игрушки, в которые можно играть по-разному, и те, которые помогают развивать воображение. К примеру, не стоит покупать пластиковый конструктор с кубиками, на которых уже нарисованы картинки. Вместо этого можно купить кубики без картинок, чтобы ребенок мог разрисовать их сам.

Важно помнить, что все, кроме любимой игрушки, надо периодически менять и обновлять. Если вы заметили, что малыш долго не берёт в руки какую-то игрушку, значит, она ему сейчас просто не нужна. Спрячьте её подальше, а через некоторое время, её появление вызовет новый эмоциональный или познавательный интерес у ребёнка. Возможно, он даже придумает новые игры с ними, поскольку его интересы, а следовательно, и игры постоянно меняются.

Таким образом, мы убеждаемся, что игры и игрушки имеют первостепенное значение в жизни детей, и важно очень тщательно подбирать их для ребенка, поэтому при покупке игрушек пользуйтесь простым правилом: игрушки следует выбирать, а не собирать!

Литература:

1. Крылова Т. А., Сумарокова А. Г. "Чувства всякие нужны, чувства всякие важны". Издательство Речь. СПб., 2010

2. Смирнова Е. О. Мещерякова С. Ю. Ермолова Т. В. Игры и игрушки для детей раннего возраста М.: МГППУ М.: МГППУ, 2004.

3. Панфилова М. А. Игротерапия общения. Издательство: Гном, 2010 г.

Интернет-ресурсы:

http://kristallik64.ru/soveti/kakie-igrushki-neobhodimy-detyam

http://mame66.ru/vospitanie/-igrushka/

http://www.winalite.cc/kak-sdelat-kuklu-zaychik-na-palchik-obereg.html

http://www.livemaster.ru/topic/94531-narodnaya-igrushka-zajchik-na-palchik

Публикации по теме:

Конспект родительского собрания на тему: «Роль игрушки в развитии ЗКР дошкольников». Сценарий родительского собрания Тема: «Роль игрушки в развитии ЗКР дошкольников» Предварительная работа:1. Провести анкетирование родителей.

Мини-анкета «Ваш малыш, какой он? А Вы? Давайте познакомимся!» Думаю, что многие воспитатели используют в своей работе, такую форму работы с родителями, как анкетирование. Хочу предложить Вашему вниманию.

Библиотека изображений:
  • Новый год
  • Новый год
  • Новый год
Автор публикации:
Игры и игрушки в жизни вашего ребенка
Опубликовано: 5 ноября 2013 в 11:43
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Дидактическое пособие. Алгоритмы к сюжетно — ролевым играм.
Игрa - этo не только удовoльствие и рaдость для детей. С ее пoмощью мoжно рaзвивать воображение, пaмять, мышление, речь. Игрaя, ребенок может приобретaть...
Конспект открытого занятия в младшей разновозрастной группе «Путешествие в сказку»
Цель: продолжать знакомить детей с литературным жанром-сказка, учить детей слушать сказку в инсценированном варианте, развитие понимание устной речи и...
Конспект занятия «Сувенир для мамы», техника граттаж, для воспитанников 4 группы...
Тема: «Сувенир для мамы» Назначение: подарок, украшение для интерьера. Цель: развитие творческих способностей через создание рисунка в технике...
Кукольный театр своими руками
Самое интересное волшебство-это кукольный театр. Ведь только там оживают куклы-актеры, разговаривают со зрителем. Какое множество разнообразия кукольного...
Смотр-конкурс «Зимняя сказка». Зимнее оформление
Данный смотр - конкурс проводится в нашем ДОУ в соответствии с годовым планом работы в рамках подготовки к празднованию Нового года. Цель...