Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием

Светлана Тюлякова
Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием

Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием

(старший дошкольный возраст)

МАКОВОЕ ЗЕРНЫШКО

(народная игра)

Цель. Активизировать глаголы, соотносить глагол и дополнение. Чувствовать игру звуков в глагольной рифме.

Материал. Элементы костюма Вороны

Организация. Из участников игры выбирают ведущего и Ворону. Ведущий переговаривается с Вороной.

- Ворона, ворона, куда полетела?

- К кузнецу на двор. (К ковалю).

- На что тебе кузнец?

- Косы ковать.

- На что тебе косы?

- Траву косить. На что тебе травка?

- Коровок кормить.

- А на что коровы?

- Молоко доить.

- А на что молочко?

- Пастухов поить.

- На что пастухи?

- Кабанов пасти.

- На что кабаны?

- Гору рыть.

- На что горы?

- На тех горах маковое зерно.

- Для кого зерно?

Ворона загадывает загадку.

Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной и загадывает новую загадку.

КУЗОВОК

(народная игра)

Цель. Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие и производный глагол.

Материал. Кузовок, расписной платок.

Организация. Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

Вот тебе кузовок, Клади в него что на – ок,

Обмолвишься – отдашь залог.

Дети поочередно называют слова с рифмой на – ок:

- Я положу в кузовок клубок (замок, сучек, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и проч.).

По окончании разыгрываются залоги - покрывают кузовок платком, и один из детей спрашивает:

- Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп: попрыгать по комнате на одной ножке или в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться;

Или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.

ОГОРОДНИК

(русская народная игра)

Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Материал: палка.

Организация. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

- Огородник.

- За чем пришел?

- За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

По середке толста,

К концу востра, прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:

- Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

ПОЛЕТУШКИ

(народная игра)

Цель: быть внимательным, быстро определять, кто летает (не летает) Соотносить действие и глагол

Организация. Все дети садятся вокруг стола и кладут один палец на стол.

Ведущий начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летающее насекомое (воробей, синица, снегирь, ворона, кукушка, стрекоза, муха и т. д.) и назвав, поднимает палец вверх и быстро опускает его на стол.

Дети должны делать то же. Если же кто-то прозевает, когда нужно «лететь», то есть поднять и опустить палец, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называя не летающее животное или вещь, тот дает залог (фант). Фанты в конце игры разыгрываются. Например ведущий, поднимая палец, говорит:

- Сова летит, сама летит!

Дети поднимают и опускают пальцы.

- Котелок летит! – говорит ведущий, поднимая и опуская палец.

Кто из детей «полетел» с котелком, тот дает залог (фант).

Разыгрывая фанты, придумывают шуточные задания:

По кукарекать, по куковать, по чирикать, по каркать, по дудеть, позвенеть, побренчать и т. д. (производные глаголы). Одновременно решается задача образования глагольных слов и их форм.

ГОРШКИ

(народная игра)

Цель. Отзываться на игру звуками при рифмовке производных и однокоренных слов.

Организация. Дети разделяются на пары и образуют круг таким образом, что один ребенок из пары сидит на корточках (он – Горшок, а второй (Хозяин) стоит рядом. К кому-нибудь из этих стоящих подходит водящий, который стоит вне круга (его выбирают по жребию) Водящий дотрагивается до Горшка 9 (кладет руки на голову сидящего ребенка) и спрашивает: «Нет ли горшков на продажу?». Хозяин отвечает: «Нет, уходи со двора!» (отрицательный ответ). Водящий обращается с тем же вопросом к соседу. Утвердительный ответ: «Купи. Что дашь?». Водящий: «Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце!» или «Шильце, мыльце, золотое зеркальце!». «Ладно по рукам!» - Отвечает Хозяин. Оба ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему, тот и становится Хозяином, а опоздавший делается водящим.

В этой игре могут принимать участие и младшие дошкольники, исполняя роль Горшков. В разновозрастном коллективе создаются естественные условия для передачи игрового опыта от старших детей к младшим.

КОРОЛЬ

(народная игра)

b]

Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

Организация. Кто-то из играющих по желанию становится королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

- Здравствуй король!

- Здравствуйте! – отвечает он.

- Нужны Вам работники?

- Нужны.

- Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.) Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять становится королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую было бы трудно угадать. А через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.

КОРШУН

(народная игра)

Цель. Активизировать употребление глаголов.

Организация. Ведущий – Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог.

- Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу.

- Коршун что делаешь?

- Ямочку рою.

- Зачем ямочка?

- Денежку ищу.

- Зачем тебе денежку?

- Иголку купить.

- Зачем тебе иголку?

- Мешочек сшить.

- Зачем мешочек?

- Камешки класть.

- Зачем камешки?

- В твоих детей шуркать - буркать.

- За что?

- Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет, игра кончается, когда переловит всех.

___

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.

источник

Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Спасибо!!!Спасибо!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО! ВСЕМ ДЕВОЧКАМ ПРОГОЛОСОВАВШИМ ЗА НАШУ РАБОТУ! [cut=Читать далее. ]ТАТЬЯНЕ ДЕДЛОВСКОЙСВЕТЛАНЕ ЛОГИНОВОЙМАРИНЕ.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием
Опубликовано: 27 октября 2011 в 22:19
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
День матери. Фотоотчёт и видео
Мама, Мамочка, Мамуля! Такие теплые, магические слова мы составили для любимых наших мамочек. Постарались каждую маму окружить заботой, вниманием и любовью...
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени»
Педагогический проект в старшей группе «Краски осени» Проект по социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому...
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора!»
Фото отчет родительского собрания «Осень в гости к нам пришла, подрастает детвора! » ( младшая группа) Подготовили и провели :воспитатели: Голубева Е. М,...
Конспект открытого занятия «Путешествие в сказочный лес»
Путешествие в сказочный лес. Цель: актуализация знаний детей по теме « Дикие животные», развитие фонематического восприятия, закрепление...
Фотоотчет. Украшение группы картинами к Новому году (пластилинография)
"Пластилинография"-интересная, нетрадиционная техника изобразительного искусства, которую я использую в своей работе с детьми. Детям нравится раскрашивать...