Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием

Светлана Тюлякова
Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием

Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием

(старший дошкольный возраст)

МАКОВОЕ ЗЕРНЫШКО

(народная игра)

Цель. Активизировать глаголы, соотносить глагол и дополнение. Чувствовать игру звуков в глагольной рифме.

Материал. Элементы костюма Вороны

Организация. Из участников игры выбирают ведущего и Ворону. Ведущий переговаривается с Вороной.

- Ворона, ворона, куда полетела?

- К кузнецу на двор. (К ковалю).

- На что тебе кузнец?

- Косы ковать.

- На что тебе косы?

- Траву косить. На что тебе травка?

- Коровок кормить.

- А на что коровы?

- Молоко доить.

- А на что молочко?

- Пастухов поить.

- На что пастухи?

- Кабанов пасти.

- На что кабаны?

- Гору рыть.

- На что горы?

- На тех горах маковое зерно.

- Для кого зерно?

Ворона загадывает загадку.

Кто первый отгадает загадку, тот становится Вороной и загадывает новую загадку.

КУЗОВОК

(народная игра)

Цель. Образовывать уменьшительно-ласкательные наименования; соотносить действие и производный глагол.

Материал. Кузовок, расписной платок.

Организация. Дети садятся играть. Один из них ставит на стол корзинку и говорит соседу:

Вот тебе кузовок, Клади в него что на – ок,

Обмолвишься – отдашь залог.

Дети поочередно называют слова с рифмой на – ок:

- Я положу в кузовок клубок (замок, сучек, коробок, сапожок, башмачок, чулок, утюжок, воротничок, сахарок, мешок, листок, лепесток, колобок, колпачок, гребешок и проч.).

По окончании разыгрываются залоги - покрывают кузовок платком, и один из детей спрашивает:

- Чей залог вынется, что тому делать?

Дети по очереди назначают каждому залогу выкуп: попрыгать по комнате на одной ножке или в четырех углах дело поделать: в одном постоять, в другом поплясать, в третьем поплакать, в четвертом посмеяться;

Или басенку сказать, загадку загадать, или сказочку рассказать, или песенку спеть.

ОГОРОДНИК

(русская народная игра)

Цель: Закрепить представление об огородных растениях, активизировать названия овощей. Развивать речевой слух (узнавать товарища по голосу) Чувствовать игру звуками в глагольной рифме.

Материал: палка.

Организация. Каждый из играющих называет себя каким-нибудь овощем: репой, редькой, луком, морковью, редисом и т. д. и становится в круг. Один из участников игры – огородник – выходит на середину круга и стучит палкой по земле. Его спрашивают:

- Кто там?

- Огородник.

- За чем пришел?

- За репой!

После этого все водят хоровод, приплясывают и поют:

Сверху репа зелена,

По середке толста,

К концу востра, прячет хвост под себя.

Кто к ней не подойдет, всяк за вихор возьмет.

Во время пения Огородник стоит с закрытыми глазами. Тот на кого ведущий укажет (глазами или жестом, подает голос, стараясь его изменить:

- Я репа, ау!

Огородник должен отгадать, кто из ребят назвал себя Репой. Если он угадает верно, Репа убегает, иначе Огородник поймает и оттреплет за вихор.

ПОЛЕТУШКИ

(народная игра)

Цель: быть внимательным, быстро определять, кто летает (не летает) Соотносить действие и глагол

Организация. Все дети садятся вокруг стола и кладут один палец на стол.

Ведущий начинает игру, называет какую-нибудь птицу либо летающее насекомое (воробей, синица, снегирь, ворона, кукушка, стрекоза, муха и т. д.) и назвав, поднимает палец вверх и быстро опускает его на стол.

Дети должны делать то же. Если же кто-то прозевает, когда нужно «лететь», то есть поднять и опустить палец, или полетит тогда, когда вожак обманывает, называя не летающее животное или вещь, тот дает залог (фант). Фанты в конце игры разыгрываются. Например ведущий, поднимая палец, говорит:

- Сова летит, сама летит!

Дети поднимают и опускают пальцы.

- Котелок летит! – говорит ведущий, поднимая и опуская палец.

Кто из детей «полетел» с котелком, тот дает залог (фант).

Разыгрывая фанты, придумывают шуточные задания:

По кукарекать, по куковать, по чирикать, по каркать, по дудеть, позвенеть, побренчать и т. д. (производные глаголы). Одновременно решается задача образования глагольных слов и их форм.

ГОРШКИ

(народная игра)

Цель. Отзываться на игру звуками при рифмовке производных и однокоренных слов.

Организация. Дети разделяются на пары и образуют круг таким образом, что один ребенок из пары сидит на корточках (он – Горшок, а второй (Хозяин) стоит рядом. К кому-нибудь из этих стоящих подходит водящий, который стоит вне круга (его выбирают по жребию) Водящий дотрагивается до Горшка 9 (кладет руки на голову сидящего ребенка) и спрашивает: «Нет ли горшков на продажу?». Хозяин отвечает: «Нет, уходи со двора!» (отрицательный ответ). Водящий обращается с тем же вопросом к соседу. Утвердительный ответ: «Купи. Что дашь?». Водящий: «Шильце, мыльце, белое белильце, белое полотенце!» или «Шильце, мыльце, золотое зеркальце!». «Ладно по рукам!» - Отвечает Хозяин. Оба ударяют по рукам в знак того, что покупка совершена, и затем бегут в разные стороны вокруг круга. Кто первый прибежит к сидящему, тот и становится Хозяином, а опоздавший делается водящим.

В этой игре могут принимать участие и младшие дошкольники, исполняя роль Горшков. В разновозрастном коллективе создаются естественные условия для передачи игрового опыта от старших детей к младшим.

КОРОЛЬ

(народная игра)

b]

Цель. Соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию.

Организация. Кто-то из играющих по желанию становится королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят:

- Здравствуй король!

- Здравствуйте! – отвечает он.

- Нужны Вам работники?

- Нужны.

- Какие?

Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий (пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д.) Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д., пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять становится королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую было бы трудно угадать. А через это заставить Короля подольше исполнять свою роль.

КОРШУН

(народная игра)

Цель. Активизировать употребление глаголов.

Организация. Ведущий – Коршун (избирается по жребию). Дети окружают его стайкой, и начинается диалог.

- Вокруг коршуна хожу, я на коршуна гляжу.

- Коршун что делаешь?

- Ямочку рою.

- Зачем ямочка?

- Денежку ищу.

- Зачем тебе денежку?

- Иголку купить.

- Зачем тебе иголку?

- Мешочек сшить.

- Зачем мешочек?

- Камешки класть.

- Зачем камешки?

- В твоих детей шуркать - буркать.

- За что?

- Они ко мне в огород лазят.

- Ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь, лови их!

Дети разбегаются кто куда. Коршун догоняет, игра кончается, когда переловит всех.

___

Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада.

источник

Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Спасибо!!!Спасибо!!! ОГРОМНОЕ СПАСИБО! ВСЕМ ДЕВОЧКАМ ПРОГОЛОСОВАВШИМ ЗА НАШУ РАБОТУ! [cut=Читать далее. ]ТАТЬЯНЕ ДЕДЛОВСКОЙСВЕТЛАНЕ ЛОГИНОВОЙМАРИНЕ.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Народные игры и упражнения с грамматическим содержанием
Опубликовано: 27 октября 2011 в 22:19
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Выставка поделок к Яблочному спасу. Фотоотчет.
Уважаемые коллеги! В нашем детском саду ежегодно проводится замечательный праздник Яблочный Спас. К этому празднику все готовятся заранее, ведь если...
Перспективное планирование «Полочка красоты». Вторая младшая группа
Дорогие коллеги, друзья! Педагогам, работающим по примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Радуга», под редакцией Т. И....
Фотоотчёт о праздновании Дня рождения Российского флага.
22 августа, в России проходят торжества посвящённые празднованию Дня рождения флага Российской Федерации, в которых принимают участие все граждане страны....
Авторский сайт педагога как образовательный ресурс повышения качества обучения.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется быстрым темпом внедрения инновационных технологий в практику работы детских садов....
Фотоотчет о проведении недели сказок
Участники недели сказок: Воспитатели: Кулижникова Татьяна Николаевна высшая квалификационная категория Гладкова Оксана Александровна первая...