Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах

Алла Пронина
Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в логопедической работе. Такая работа способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серий слогов развивает артикуляционный праксис, переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать у детей фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память (запоминание заданного количества слогов, формировать умение выражать эмоции мимикой (смешарики «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают» и т. д.).

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой) .

С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.

Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. Произнесение слогов с разной интонацией способствует формированию интонационной выразительности речи.

Механическое повторение слогов и слоговых сочетаний для ребенка процесс неинтересный и скучный, а значит, малорезультативный. Чтобы заинтересовать детей, следует включать в работу как можно больше игровых приемов. Для стимуляции интереса малышей необходима наглядность.

Я предлагаю воспроизводить различные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) с помощью игрового пособия «Разговорчивые смешарики», где происходит запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, выражение эмоционального состояния при помощи интонации и мимики, запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально, выражающее разное настроение детей (возмущение, спокойствие, радость — огорчение, недовольство). Кроме этого, происходит развитие мелкой моторики и самомассаж при помощи движений пальцев рук по различной шероховатой поверхности. Также происходит анализ произносимых слогов с помощью обозначенных соответствующим цветом сигнальных карточек. Происходит развитие речеслухового внимания и памяти (запоминание и воспроизведение слогового ряда из одинаковых согласных и разных гласных звуков (ра-ро-ру-ры; запоминание и воспроизведение ряда слогов со стечением согласных и разными гласными (шма-шмо-шму-шмы, сто-сты-сту-сты; запоминание и воспроизведение слогового ряда с оппозиционными звуками (са-ша, ла-ра-ла-ра, ста-шта). Все фигуры в игре подвижны (прикреплены на ленту дурасил (самоприклеивающаяся, возможность поменять героев местами и изменить слог для проговаривания. Дорожки от смешарика к смешарику разного качества покрытия – крупного, жёсткого и мелкого, мягкого.

Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах

Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Публикации по теме:

Дизартрия — это приговор или своевременная помощь? «Дизартрия – это приговор или своевременная помощь?» Пашковская О. П., Учитель-логопед МБДОУ «Машенька», Высшей квалификационной категории.

Сам себе логопед (тренинг с родителями) Эти трудные звуки При работе над формированием правильного звукопроизношения очень важна совместная работа родителями. Ведь требуется многократные.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Дикие животные
  • Цветы
Автор публикации:
Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах
Опубликовано: 2 января 2014 в 11:25
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Дружат дети на МAAM!
Всегда с большим удовольствием читаю все ваши публикации. С радостью узнаю, что многие уже подружились, делятся друг с другом профессиональными находками и...
Конспект экскурсии в зимний сад для детей средне — старшей группы «Незнайка, просит о...
Конспект экскурсии в зимний сад для детей средне – старшей группы «Незнайка, просит о помощи! » Цель: формирование экологической культуры у детей...
День радости — фотоотчет
В песне поется: к сожаленью, День рожденья , только раз в году. И конечно же дети с этим согласны. Ведь только в детстве День рожденья - это самый...
Конспект занятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Свойства...
Конспект занятия в группе раннего возраста по познавательному развитию «Свойства снега и льда» Восп-ль: Лед на реках Дети: Зимой. Вьюга гуляет Когда это...
План воспитательно-образовательной работы на июнь во второй младшей группе.
Июнь С 1 по 9 июня. 1. 06 «Лето - счастливая пора» Праздник, посвященный дню защиты детей «Встреча с клоуном! » Беседы: «Что о лете приметы говорят»,...