Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах

Алла Пронина
Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в логопедической работе. Такая работа способствует расширению и обогащению его речевого опыта. Последовательная смена серий слогов развивает артикуляционный праксис, переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. На слоговом материале можно одновременно развивать у детей фонематический слух, чувство ритма, внимание и слуховую память (запоминание заданного количества слогов, формировать умение выражать эмоции мимикой (смешарики «ссорятся», «мирятся», «убеждают», «угрожают» и т. д.).

Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков (по Л. С. Волковой) .

С точки зрения физиологии этап автоматизации звука является этапом закрепления условно-рефлекторных речедвигательных связей на разнообразном речевом материале. Звук, который только что поставили, является хрупким, условно-рефлекторные связи без особых подкреплений могут стремительно разрушиться.

Автоматизировать поставленный звук можно лишь тогда, когда ребёнок начнёт произносить его в изолированном состоянии абсолютно верно и внятно при продолжительном или многократном повторении. Автоматизация звука включает в себя ввод звука в слоги, слова, предложения, связную речь.

Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики. Произнесение слогов с разной интонацией способствует формированию интонационной выразительности речи.

Механическое повторение слогов и слоговых сочетаний для ребенка процесс неинтересный и скучный, а значит, малорезультативный. Чтобы заинтересовать детей, следует включать в работу как можно больше игровых приемов. Для стимуляции интереса малышей необходима наглядность.

Я предлагаю воспроизводить различные слоги (прямые, обратные, со стечением согласных) с помощью игрового пособия «Разговорчивые смешарики», где происходит запоминание и воспроизведение слогов и слоговых сочетаний, выражение эмоционального состояния при помощи интонации и мимики, запоминание и воспроизведение слоговых рядов со сменой ударения и интонации (вопросительно, убедительно, умоляюще, рассерженно, огорченно, печально, выражающее разное настроение детей (возмущение, спокойствие, радость — огорчение, недовольство). Кроме этого, происходит развитие мелкой моторики и самомассаж при помощи движений пальцев рук по различной шероховатой поверхности. Также происходит анализ произносимых слогов с помощью обозначенных соответствующим цветом сигнальных карточек. Происходит развитие речеслухового внимания и памяти (запоминание и воспроизведение слогового ряда из одинаковых согласных и разных гласных звуков (ра-ро-ру-ры; запоминание и воспроизведение ряда слогов со стечением согласных и разными гласными (шма-шмо-шму-шмы, сто-сты-сту-сты; запоминание и воспроизведение слогового ряда с оппозиционными звуками (са-ша, ла-ра-ла-ра, ста-шта). Все фигуры в игре подвижны (прикреплены на ленту дурасил (самоприклеивающаяся, возможность поменять героев местами и изменить слог для проговаривания. Дорожки от смешарика к смешарику разного качества покрытия – крупного, жёсткого и мелкого, мягкого.

Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах

Использование дидактических игр и игровой формы занятия в целом позволяют сохранить интерес ребенка к занятиям и повышает устойчивость его внимания и самоконтроля за правильностью произношения звука в собственной речи во время занятия.

Публикации по теме:

Дизартрия — это приговор или своевременная помощь? «Дизартрия – это приговор или своевременная помощь?» Пашковская О. П., Учитель-логопед МБДОУ «Машенька», Высшей квалификационной категории.

Сам себе логопед (тренинг с родителями) Эти трудные звуки При работе над формированием правильного звукопроизношения очень важна совместная работа родителями. Ведь требуется многократные.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Дикие животные
  • Цветы
Автор публикации:
Игры и задания, используемые при автоматизации звука в слогах
Опубликовано: 2 января 2014 в 11:25
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Мамин праздник». Календарно-тематическое планирование ОП в средней группе по...
Интегрирующая тема периода: Мамин праздник Развёрнутое содержание работы: Формировать элементарные представления о празднике 8 Марта. Знакомить с...
Оформление стенда «Защитники Родины»
Быть защитником – это призвание И нелегкий, ответственный труд! Солдаты – это гордость и слава нашей армии и, конечно же, страны. Во все времена солдаты...
Акция «Вторая жизнь ненужных вещей» приуроченная к году экологии в России. Часть 2...
" Мы в кафе ВСЕХ приглашаем, запаслись какао, чаем. А ещё у нас, для ВАС, есть особенный заказ! Он на блюде расписном с разукрашенным венцом, С...
Мастер-класс. Стенгазета к Международному женскому Дню 8 марта.
Мастер-класс. Стенгазета к Международному женскому дню 8 марта. Приближается прекрасный весенний женский праздник – 8 марта . Это праздник радости, тепла,...
Фотоотчет «По морям, по волнам» ко Дню защитника Отечества
Сегодня я покажу вам наши поделки к папиному празднику. Я долго выбирала в интернете, что бы такое предложить детям. Очень много поделок -рубашек. Они такие...