Игры как метод социализации детей в дошкольном образовательном учреждении

Светлана Богданова
Игры как метод социализации детей в дошкольном образовательном учреждении

Детские игры, по мнению специалистов, социальны по своей природе и, следовательно, по своему содержанию, необходимо учитывать, что игры передают из поколения в поколение национальный, народный характер. Игра занимает большое место в системе физической, нравственной, трудовой, эстетической, эмоциональной социализации ребенка и в семье, и в ДОУ. В игре дети берут на себя различные роли, в том числе, взрослых людей и в игровых ситуациях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выполняя определенную роль, пытается воспроизвести соответствующий образ.

В процессе игры воспитатель помогает осмыслить ребенку текст литературного или фольклорного произведения, используя игру как эффективное средство социализации дошкольника. Участие в игре детей носит коллективный характер, и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия и общения. При ознакомлении с литературными источниками ребенок учится понимать чувства, настроения героев, способы их выражения, осознают причины того или иного настроя – все оказывает непосредственное влияние на эмоциональное развитие ребенка. Велико значение игры для речевого развития, являясь средством самовыражения и самореализации ребенка.

Участие детей в игре учит их вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов, анализировать, оценивать и понимать поступки героев, конкретную обстановку, в которой развиваются события, при этом он учится использовать собственный опыт.

Рассматривая процесс социализации как комплексный, необходимо создавать условия, когда ребенок становится и объектом и субъектом социализации, помочь ему стать субъектом позволяет использование игровых технологий. Одновременно игра способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой сферы.

Одной из задач образовательного учреждения является разработка рекомендаций по использованию игровых технологий для эффективной социализации детей в ДОУ, с учетом личностных качеств, агрессивности, тревожности ребенка.

Наблюдение за игрой дошкольников позволяет воспитателю оценить особенности взаимодействия детей в игре, в том числе:

- умение играть в соответствии с принятой ролью, взаимодействовать с другими детьми, как участниками игры;

- распределение ролей в игре, в том числе, самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций или распределение ролей под руководством взрослого;

- поведение в сюжетно – ролевых отношениях;

- использование ролевой речи.

Воспитатель позволяет определить игровые мотивы, привлекающих детей к игре; степень агрессивности (которая выражается в физической, словесной, прямой или косвенной агрессивности, негативизме, раздражительности, подозрительности обиде) и наметить направления коррекции агрессивного поведения ребенка;

В результате проведенного эксперимента было определено, что у 40% дошкольников отношения между детьми не складывались, что выражалось в не желании играть в соответствии с ролью, а действовать, так как им нравится. Таким образом, эти дети не взаимодействуют с другими детьми.

20% дошкольников придерживались логики действий, принятой в действительности и каждый раз указывали партнеру на ошибку и действовали в соответствии с ролью. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована.

Игровая деятельность 40% детей с удовольствием выполняли предложенные роли, у них отмечается использование специфической игровой речи. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована в соответствии с возрастными особенностями.

Таким образом, исследование показало, что дошкольники в условиях ДОУ активно взаимодействуют со своими сверстниками. Однако такое взаимодействие чаще стихийное. Дети вступают во взаимодействие в играх, однако игры чаще всего носят стихийных характер. Наиболее всего дети участвуют в подвижных играх. Сложные виды игр (сюжетно – ролевые, игры драматизации) требуют социально-педагогического руководства со стороны специалиста. Кроме того, среди особенностей поведения было отмечено, что дети в процессе взаимодействия со сверстниками проявляют элементы агрессии. Все это указывает, что социализация детей в условиях ДОУ требует целенаправленной организованной работы.

Поэтому в работе с детьми в дошкольном учреждении была разработана программа развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, реализация этой программы позволяет сформировать навыки межличностного общения ребёнка, в том числе:

- развитие интереса к окружающим людям, потребности в общении;

- развитие самоконтроля поведения, формирование уважительного отношения к собеседнику;

- развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника;

- развитие адекватной оценки собственного поведения и поступков окружающих людей;

- формирование у детей положительных черт характера и форм общения в различных формах и ситуациях, например, приветствие, прощание, благодарность.

Разработка методов социализации дошкольника в ДОУ требует профессионального подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника при использовании игровых технологий.

Публикации по теме:

«Оборудование развивающей среды по развитию речи, целесообразность и рациональность ее содержания»«Оборудование развивающей среды по развитию речи, целесообразность и рациональность ее содержания» В дошкольном образовательном учреждении, во всех возрастных группах, выделяются места для организации самостоятельной речевой деятельности.

Анкетирование для родителей по теме «Реализация единой программы воспитания и развития ребенка» Анкетирование для родителей «Уважаемые___» Ваши откровенные ответы на вопросы анкеты.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Игры как метод социализации детей в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 28 октября 2013 в 14:00
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Снеговик нового года»
Зимушка - зима продолжает нас радовать снежком и солнечными денечками! Задавая деткам вопросы о том, как они провели выходными дни, слышу однообразные...
«Зима-прекрасное время года» фото отчет наших творческих работ.
Все времена года прекрасны по своему. Нельзя сказать, что одно время года лучше другого. Каждое приносит столько радости, красоты, запоминающихся моментов....
Мастер класс
Нестандартное физкультурное оборудование для детского сада из бросового материала своими руками. Цель: изготовление нестандартного оборудования из...
Наши пернатые друзья: коллажи с зимующими птицами
Приветствую Вас, дорогие коллеги! Когда однажды, я спросила детей с прошлого выпуска, каких зимующих птиц им хотелось бы нарисовать, они разделились во...
Формирование правильного произношения звуков у детей с ОВЗ.
Изучение недостатков речи у детей с ограниченными возможностями здоровья ( умственной отсталостью, это касается детей с лёгкими формами) показало, что в...