Игры как метод социализации детей в дошкольном образовательном учреждении

Светлана Богданова
Игры как метод социализации детей в дошкольном образовательном учреждении

Детские игры, по мнению специалистов, социальны по своей природе и, следовательно, по своему содержанию, необходимо учитывать, что игры передают из поколения в поколение национальный, народный характер. Игра занимает большое место в системе физической, нравственной, трудовой, эстетической, эмоциональной социализации ребенка и в семье, и в ДОУ. В игре дети берут на себя различные роли, в том числе, взрослых людей и в игровых ситуациях воспроизводят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребенок, выполняя определенную роль, пытается воспроизвести соответствующий образ.

В процессе игры воспитатель помогает осмыслить ребенку текст литературного или фольклорного произведения, используя игру как эффективное средство социализации дошкольника. Участие в игре детей носит коллективный характер, и создает благоприятные условия для развития чувства партнерства и освоения способов позитивного взаимодействия и общения. При ознакомлении с литературными источниками ребенок учится понимать чувства, настроения героев, способы их выражения, осознают причины того или иного настроя – все оказывает непосредственное влияние на эмоциональное развитие ребенка. Велико значение игры для речевого развития, являясь средством самовыражения и самореализации ребенка.

Участие детей в игре учит их вслушиваться в текст, улавливать интонации, особенности речевых оборотов, анализировать, оценивать и понимать поступки героев, конкретную обстановку, в которой развиваются события, при этом он учится использовать собственный опыт.

Рассматривая процесс социализации как комплексный, необходимо создавать условия, когда ребенок становится и объектом и субъектом социализации, помочь ему стать субъектом позволяет использование игровых технологий. Одновременно игра способствует развитию творческих и интеллектуальных способностей детей, коррекции эмоционально-волевой сферы.

Одной из задач образовательного учреждения является разработка рекомендаций по использованию игровых технологий для эффективной социализации детей в ДОУ, с учетом личностных качеств, агрессивности, тревожности ребенка.

Наблюдение за игрой дошкольников позволяет воспитателю оценить особенности взаимодействия детей в игре, в том числе:

- умение играть в соответствии с принятой ролью, взаимодействовать с другими детьми, как участниками игры;

- распределение ролей в игре, в том числе, самостоятельное распределение ролей при отсутствии конфликтных ситуаций или распределение ролей под руководством взрослого;

- поведение в сюжетно – ролевых отношениях;

- использование ролевой речи.

Воспитатель позволяет определить игровые мотивы, привлекающих детей к игре; степень агрессивности (которая выражается в физической, словесной, прямой или косвенной агрессивности, негативизме, раздражительности, подозрительности обиде) и наметить направления коррекции агрессивного поведения ребенка;

В результате проведенного эксперимента было определено, что у 40% дошкольников отношения между детьми не складывались, что выражалось в не желании играть в соответствии с ролью, а действовать, так как им нравится. Таким образом, эти дети не взаимодействуют с другими детьми.

20% дошкольников придерживались логики действий, принятой в действительности и каждый раз указывали партнеру на ошибку и действовали в соответствии с ролью. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована.

Игровая деятельность 40% детей с удовольствием выполняли предложенные роли, у них отмечается использование специфической игровой речи. Таким образом, игровая деятельность детей данной группы сформирована в соответствии с возрастными особенностями.

Таким образом, исследование показало, что дошкольники в условиях ДОУ активно взаимодействуют со своими сверстниками. Однако такое взаимодействие чаще стихийное. Дети вступают во взаимодействие в играх, однако игры чаще всего носят стихийных характер. Наиболее всего дети участвуют в подвижных играх. Сложные виды игр (сюжетно – ролевые, игры драматизации) требуют социально-педагогического руководства со стороны специалиста. Кроме того, среди особенностей поведения было отмечено, что дети в процессе взаимодействия со сверстниками проявляют элементы агрессии. Все это указывает, что социализация детей в условиях ДОУ требует целенаправленной организованной работы.

Поэтому в работе с детьми в дошкольном учреждении была разработана программа развития навыков общения у детей старшего дошкольного возраста, реализация этой программы позволяет сформировать навыки межличностного общения ребёнка, в том числе:

- развитие интереса к окружающим людям, потребности в общении;

- развитие самоконтроля поведения, формирование уважительного отношения к собеседнику;

- развитие умения принимать ведущую роль в общении, не ущемляя прав собеседника;

- развитие адекватной оценки собственного поведения и поступков окружающих людей;

- формирование у детей положительных черт характера и форм общения в различных формах и ситуациях, например, приветствие, прощание, благодарность.

Разработка методов социализации дошкольника в ДОУ требует профессионального подхода с учетом индивидуальных особенностей каждого дошкольника при использовании игровых технологий.

Публикации по теме:

«Оборудование развивающей среды по развитию речи, целесообразность и рациональность ее содержания»«Оборудование развивающей среды по развитию речи, целесообразность и рациональность ее содержания» В дошкольном образовательном учреждении, во всех возрастных группах, выделяются места для организации самостоятельной речевой деятельности.

Анкетирование для родителей по теме «Реализация единой программы воспитания и развития ребенка» Анкетирование для родителей «Уважаемые___» Ваши откровенные ответы на вопросы анкеты.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Игры как метод социализации детей в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 28 октября 2013 в 14:00
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по рисованию во второй младшей группе на тему «Спит в берлоге Мишка...
Цель: Учить детей рисовать красками несложный зимний сюжет. Задачи: 1. Упражнять в рисовании красками и кистью, 2. Закрепить умение правильно...
Проект «Безопасность в современном мире». Фотоотчет.
В начале ноября наш методист объявила о начале работы в саду по проекту "Безопасность в современном мире". Но каждой группе нужно было взять более узкую...
Мастер-класс для родителей и воспитанников младшей группы по тестопластике
Мастер-класс"Развитие творческих способностей воспитанников младшего дошкольного возраста с использованием приемов тестопластики" Автор воспитатель...
Проект нравственно — патриотический на основе взаимодействия с семьёй воспитанницы....
Берегите, люди, ветеранов! Их осталось мало среди нас. Защитите, залечите раны. В. Кайль Автор проекта: Жиляева Даша, её мама Жиляева Оксана...
Фотоотчет Детско-взрослый проект «Мамочка моя» ко Дню Матери.
Отражение государственного праздника «День матери» в работе с детьми дошкольного возраста. В настоящее время необходимо воспитывать у ребенка любовь к...