Игры малышей в семье

Галина Косарина
Игры малышей в семье

Консультация для родителей младших дошкольников

[/i]

Наблюдая за малышами, нетрудно заметить, что ребенок, умеющий играть, не капризничает, может и ненадолго, заняться интересным и полезным для себя делом. Он доверяет взрослому, любит с ним общаться, разговаривать. Такой ребенок любопытен, его интересуют дела и разговоры взрослого, он необыкновенно активен: в повседневной жизни малыш готов стирать, гладить, мыть посуду с мамой, заводить машину с папой, а когда взрослые ему этого не разрешают, то он без капризов переходит к игре (понарошку стирает, гладит, водит машину). Дети, умеющие играть, эмоционально отзывчивы, жизнерадостны. Они живут полнокровной, счастливой жизнью. И наоборот, дети, которые не умеют," не любят играть, требуют постоянного внимания и участия взрослого во всех занятиях. Такие дети часто раздражаются, капризничают, бывают вялыми, равнодушными. Их немногочисленные игры однообразны, неинтересны. Контакт со старшими у них нарушен: они затрудняются спросить, не умеют говорить со взрослыми, не доверяют им, становятся замкнутыми.

А. С. Макаренко указывал, что, каков ребенок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастит. Действительно, в хорошей игре ребенок получает многое: умение сосредоточиваться, самостоятельно осмыслить ситуацию, поставить цель, найти все необходимое для ее выполнения, довести дело до конца, представить и почувствовать, что думают и переживают другие. Доброе, внимательное отношение к окружающим, творческая активность закрепляются в ребенке на всю жизнь. Дети которые научились играть дома, спокойнее привыкают к детскому коллективу. Уже с полутора лет они умеют играть, не мешая сверстникам, рядом с ними, а позднее охотно вступают в совместные игры.

Полезная для ребенка игра сама по себе не организуется. Помочь малышу овладеть этим сложным и серьезным для него видом деятельности должны старшие: не только взрослые, но и братья, сестры, другие дети. Игра имеет свои законы развития и в каждом возрастном периоде у детей свое понимание мира, свои возможности отражения его в игре. Взрослые должны это учитывать, когда вмешиваются в игру ребенка. Прежде всего, надо знать, что игра с раннего возраста формируется взрослыми, как детская самостоятельная деятельность: хозяином положения в игре должен быть ребенок, а не взрослый. Руководство игрой со стороны взрослых должно быть особенно вдумчивым, тактичным, неназойливым. Придерживаясь в повседневной жизни правила: «Не делать за ребенка того, что он может сделать сам», необходимо следовать ему в игре. Несоблюдение этого правила отрицательно сказывается на самочувствии и поведении ребенка.

Дети второго года жизни удивительно непоседливы. Научившись самостоятельно ходить, они получают возможность подходить к ранее недоступным им предметам, пытаются всюду забраться. Это причиняет родителям много беспокойства, но необходимо предоставить ребенку больше возможности в присутствии взрослых свободно двигаться как на улице, так и в помещении.

Комнату, где играет малыш не следует загромождать мебелью, иначе он не сможет ходить, не наталкиваясь на вещи. На виду у ребенка должен быть детский стул, на котором можно было бы отдохнуть.

Игры малышей в семье

Для развития движений детям можно предложить игрушки-каталки, коляски, крупные машины, вожжи, мячи, обручи. Взрослый, предлагая ребенку игрушку, показывает, как играть с нею, или сам играет с малышом.

Гуляя с малышом по улице, следует учить его преодолевать небольшие естественные препятствия. Например, можно предложить ему ходить не только по асфальту, но и по земле, показать, как перешагнуть через палку, спуститься с барьера, подняться на невысокую горку. Эти действия ребенок охотно выполняет вначале вместе со взрослыми, а потом самостоятельно, радуясь каждому вновь приобретенному умению. Родители должны постоянно держать ребенка в поле зрения, но, не опекая его на каждом шагу, а подбадривать при неудачах. Не стоит огорчаться, увидев запачканные руки или одежду малыша. Неправильно поступают те родители, которые в качестве наказания за испачканные вещи запрещают ребенку двигаться. От этого ребенок становиться еще более беспокойным и упрямым. Следует не запрещать малышу двигаться, а терпеливо учить его выполнять движения правильно и аккуратно.

Иногда малыш, не замечая усталости, продолжает двигаться, утомляясь еще больше. Родителям надо следить, чтобы движения у ребенка не были однообразными. Следует своевременно переключать его внимание на более спокойные игры, необходимые для умственного развития. В спокойные игры ребенок часто по долгу играет самостоятельно. Из всех игрушек он предпочитает матрешку, кубики и т. д. Эти игрушки являются дидактическими, обучающими. Малыши любят катать забавные каталки, кружить юлу. Играя с предметами, дети раннего возраста подражают соответствующим действиям взрослого. Первые отобразительные игры, в которых ребенок, подражая взрослому, учится самостоятельно и по назначению обращаться с разнообразными предметами, необходимо поддерживать и развивать.

Взрослый создает для игры, условия, тактично учит играть, чередует в течений дня спокойные игры с подвижными, своевременно переключает внимание ребенка с одной игры на другую, если замечает, что малыш утомился от однообразной деятельности, а сам найти другое занятие не может.

Предметом особой заботы родителей должна быть детская самостоятельная игра, в которой отображается все знания и впечатления детей. Но только в семье, где бережно относятся к формированию познавательных интересов, активности ребенка, может быть создан комплекс условий для развития игры.

Перенести жизненный в игровой условный план на ранних этапах станов-ления игры дети без помощи взрослых не могут. Малышам надо показать, как играть, во что играть. Это может быть короткая инсценировка: как кукла гуляла с собачкой, как зайчик угощал петушка морковкой, как прошел день рождения у мышки и т. д. при этом не требуется специальной подготовки: наблюдая за ребенком, каждый увидит, как можно затронуть мысли и чувства малыша.

Взрослые, играя с ребенком, могут брать на себя какую-либо роль: шофера, продавца, покупателя. Это не только радует детей, но и многому их учит.

Когда ребенок самостоятельно играет, нет необходимости следить за каж-дым его шагом. Взрослые могут продлить игру ребенка, предложив дополни-тельную игрушку или поставив его перед новой игровой задачей, которую малыш с удовольствием выполняет сам.

В раннем возрасте игра начинает формироваться в виде индивидуальной деятельности детей. С приобретением игрового опыта двухлетние дети с удо-вольствием играют вместе.

Чем меньше малыш, тем большая помощь в игре требуется со стороны взрослого. Становясь старше, ребенок нуждается в более тонком вмешательстве в его игру. Малыш, овладевший самостоятельной игрой, чувствует себя по-настоящему счастливым.

Публикации по теме:

Осенняя фантазияОсенняя фантазия Каждую осень в нашем детском саду проходит выставка "Осенняя фантазия". В ней принимают участие дети, родители, педагоги. Сколько необычных.

Сердечное спасибо!!!Сердечное спасибо!!! Друзья!Сердечное  Вам спасибо!Елене СмирновойИрине Андрунь (Глаголевой)Татьяне Вячеславовне КузьминойОльге МарченкоСветлане.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры малышей в семье
Опубликовано: 22 января 2012 в 13:20
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне!»
Фотоотчёт «Мир, который нужен мне! » ( наблюдение за деревьями, кустарниками, цветами) Много есть примет у весны. Каждая из них веселит взгляд и радует...
Мастер-класс: «Обьёмная снежинка»
«Час работы научит большему , чем день объяснений , ибо, если я занимаю ребёнка в мастерской , его руки работают на пользу его ума». Жан-Жак Руссо....
Оформление группы к Новому году
Новый год уже не загорами и хотелось бы порадовать себя и моих маленьких воспитанников чем то красивым и сказочным, так как у меня ясельная группа,...