Игры на развитие восприятия цвета

Фируза Никулина
Игры на развитие восприятия цвета

Познание ребёнком окружающего мира начинается с ощущений. К 3-4 годам дети уверенно и точно различают некоторые звуки, тембр голоса близких людей, различают некоторые вкусы и запахи, но особенно хорошо они обычно узнают цвета. Они часто знают названия некоторых из них.

Различать цвета детям значительно легче, чем их называть и даже чем отбирать цвета названные взрослыми. Зная названия ряда цветов, дети часто не умеют еще достаточно хорошо пользоваться этими знаниями.

Позже цвет становится одним из опознавательных признаков знакомого ребенку предмета или явления. Цвет, его оттенки, его сочетания приобретают для ребенка такое же сигнальное значение, какое они имеют и для взрослого. Он будет узнавать морковку, потому что она красная, сливу – потому что она зеленая. Только по оттенкам цвета человек определяет изображенное на картине время дня: утро или ночь; по цветовым оттенкам определяется свежесть листьев на деревьях или их увядание, приближение грозы или яркость солнечного дня [4, с. 96-97].

Очень важной частью работы по развитию восприятия цвета являются игры и игрушки. В развитии восприятия цвета детей 2-4 лет помогают не только настольно-печатные и словесные игры, но и “живые игрушки”, т. е. игрушки мобили, которые легко можно изготовить своими руками.

Мне хотелось бы представить игры и пособия, которые я использую в своей работе и, которые учат ребенка различать предметы по цвету. В играх формируются образы предметов с характерными для них цветовыми свойствами.

Разноцветный кубик

Игры на развитие восприятия цвета

Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей 2-3 лет.

На каждой грани кубика один цвет и горлышко с крышкой. На крышке приклеен соответствующий цвет.

Ребёнок рассматривает кубик. Откручивает и завинчивает крышки, вначале хаотично. Через некоторое время после нескольких занятий, ребёнок начинает ориентироваться и соотносить цвет на крышке с цветом на грани куба.

Дети выкладывают крышки “паровозиком” на стол и называют цвета “вагончиков”. После каждый из них находит нужное “окошко” и закрывает его.

Играть с кубиком, можно играть сразу 2-3 детям одновременно.

Разноцветные зонтики

Цель: развитие восприятия цвета у детей 3-6 лет

Детям нравится играть с цветными зонтиками. Они необычные, под ними нельзя укрыться от дождя, потому что они бумажные.

Во время развивающих занятий и психодиагностики у детей 3 лет я заметила, детям не нравятся цветные коврики. После чего я предложила им игры с разноцветными зонтиками и стала их использовать и во время психодиагностики трехлеток.

– Посмотри у мишки в лапе несколько разноцветных зонтиков. Назови их цвета.

Веселых птичек стайка. “Живая” игрушка.

Цель: развитие восприятие цвета у детей 2-5 лет.

Подвесные игрушки – самоделки, называются мобили, что означает подвижные, движущиеся игрушки.

Эти птицы нравятся как малышам 2-4 лет, так и старшим дошкольникам.

Дети рассматривают птиц и называют какого они цвета, какие у них крылышки и хвостики.

Игрушку можно использовать и в артикуляционных упражнениях. Попросить ребёнка подуть на птичку помочь ей взлететь. Каждый ребёнок выполняет это упражнение с огромным удовольствием. Дети с восхищением наблюдают за движением птиц [1, с. 4-5].

Сказка о скворце

Во дворец

Влетел птенец.

Вырос из птенца Скворец.

Стало тесно

Во дворце.

Вот вся сказка

О скворце.

(Г. Р. Лагздынь) [1, с. 6].

Для любого из таких мобилей понадобится сделать каркас из картонного кольца или старого диска (или деревянных реечек, подвесные лески, и несколько одинаковых или разных фигурок – птичек, рыбок, бабочек, куколок и т. д.

Бабочка

Цель: развитие восприятия цвета и мелкой моторики у детей 2-3 лет.

Оборудование: дощечка, крышки от пластиковых бутылок четырёх цветов: красного, синего, желтого и зелёного цветов.

Правила игры: Ребёнок берёт “Бабочку” и завинчивает крышки соответствующего цвета крыльев. [3, с. 76-78].

Список используемой литературы:

1. Грушина Л. В. Живые игрушки. Азбука самоделок. Учебно-методическое пособие. //«Мастерилка» 4-10 лет. Издательский Дом «Карапуз», 2006. – 20с.

2. Грушина Л. В. Лютики-цветочки. Азбука самоделок. Учебно-методическое пособие. //«Мастерилка» 4-10 лет. Издательский Дом «Карапуз», 2006.

3. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. //Дошкольное воспитание 2005г., № 2. С. 76 – 78.

4. Люблинская А. А. Воспитателю о развитии ребёнка. Изд. 2-е, испр. и доп. – М. : «Просвещение», 1972. – 256с.

5. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятия цвета. //Игра и дети 2009, № 2, с. 8-9.

6. Никулина Ф. Х. Игры на развитие восприятия цвета. // Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" 2009-2010 уч. г.

Публикации по теме:

Дидактические игры: «Первые шаги», сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами природы.Дидактические игры: «Первые шаги», сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста средствами природы. Актуальность: Ребенок познает окружающий мир, а также явления природы, события общественной жизни, доступные наблюдению. Хорошо развитая.

Сенсорное развитие детей в группе.Сенсорное развитие детей в группе. Сенсорное развитие ребёнка - это развитие его восприятия и формирование представлений о свойствах предметов и различных явлений окружающего.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Изучаем цвета
  • Изучаем цвета
Автор публикации:
Игры на развитие восприятия цвета
Опубликовано: 14 февраля 2013 в 18:13
+15
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Создание макета «Живой уголок леса» для центра познания и экспериментирования группы....
Формирование экологической культуры у детей является неотъемлемой частью всего образовательного процесса в ДОУ. Цель экологического образования ДО–...
Кружок по нетрадиционному художественному творчеству «Волшебные пальчики».
Изобразительное творчество имеет насыщенное количество материалов и техник. Часто детям не хватает обычных способов рисования, чтобы выплеснуть полет своих...
«Новогодние игрушки — своими руками» фотоотчёт
Прошли новогодние праздники. Но осталось хорошее впечатление о том, как готовились к Новогоднему празднику. В группе бала создана «Новогодняя...
Паспорт предметно — пространственной развивающей среды в подготовительной группе
Паспорт предметно – пространственной развивающей среды в подготовительной группе ФИЗКУЛЬТУРНЫЙ УГОЛОК: Вспомогательные средства 1. Картотека подвижных...
Фото отчёт конкурса совместных поделок родителей и детей «Ёлочка-красавица»
Вот и прошли новогодние праздники, многие приготовления и заботы позабылись и остались в прошлом году. Но одним из них я хочу с вами поделиться. В конце...