Игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Гузелия Ахматьянова
Игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений

Огромную роль в умственном воспитании и развитии интеллекта играет математика. В ней заложены огромные возможности для развития мышления детей.

Используя различные игры и упражнения в своей работе, я смогу исправить проблемы знаний у детей

Я разделила игры на несколько групп:

1 Игры с цифрами и числами;

2 Игры путешествия во времени;

3 Игры на ориентировки в пространстве;

4 Игры с геометрическими фигурами;

5 Игры на логическое мышления;

6 Игры на закрепления понятий длина, высота, ширина.

Как в старшей, так и в подготовительной группах учу детей счёту в прямом и обратном порядке, добиваюсь от детей правильного использования как количественных, так и порядковых числительных. Использую сказочный сюжет, дидактические игры, игровые упражнения, знакомила детей с образованием всех чисел в пределах 10, путём сравнивания равных и неравных групп предметов.

Используя игры, учу детей преобразовывать равенство в неравенство и наоборот неравенство в равенство.

Играя в такие игры как: ,Какой цифры не стало?”, ,Сколько?”, ,Путаница”, ,Исправь ошибку”, ,Назови соседей”, дети учатся свободно оперировать числами в пределах 10 и сопровождать словами свои действия.

Такие игры как: ,Задумай число”, ,Число, как тебя зовут?”, ,Кто первый назовёт, какой игрушки не стало?” и многие другие использую на занятиях, в свободное время, с целью развития внимания, памяти, мышления.

Игра,Считай, не ошибись”, помогает усвоения порядка следования чисел натурального ряда, упражняя в прямом и обратном счёте. В игре использую мяч. Игра проходит в быстром темпе, задания повторяются многократно, чтобы дать возможность как можно большему количеству детей принять в ней участия. Такие разнообразные игры, упражнения, помогают усвоить программный материал. Для подкрепления порядкового счёта помогают таблицы, со сказочными героями. Например идём в гости к Вини-Пуху. ,Кто первый?”, ,Кто второй?”, ,Кто последний?” и т. д. Создаётся атмосфера доброжелательности, комфортности.

Знакомя детей с днями недели, объясняю, что каждый день недели имеет своё название. Для того чтобы дети лучше запоминали мы стали обозначать их кружками разного цвета. Взяли за основу 7 цветов спектра радуги. Это было сделано для того, чтобы дети смогли самостоятельно сделать вывод, что последовательность дней недели неизменна. Понедельник-1 день после окончания недели, вторник-второй, среда-серединка, четверг-четвёртый день, пятница-пятый день, суббота и воскресенье- выходные дни. После такой беседы я предлагаю различные игры с целью закрепления. (,Живая неделя”, делаю усложнение, предлагая детям строиться с любого другого дня недели. ,Назови скорее”, ,назови пропущенное слово”, ,круглый год”, ,12 месяцев”, которые помогают быстро запоминать названия дней недели и месяцев, их последовательность).

Пространственные представления детей постепенно расширяются и закрепляются в процессе всех видов деятельности. Дети овладевают простыми представлениями: слева, справа, вверху, внизу, вперед, назад, далеко, близко.

Я представила перед собой задачу, научить детей ориентироваться в специально созданных пространственных ситуациях и определять свое место по заданному условию. Дети свободно выполняют задание типа: встань так, чтобы справа от тебя был шкаф, а сзади – стул. Сядь так, чтобы впереди тебя сидела Таня, а сзади Дима. При помощи игр и упражнений дети овладевают умением определять, словом положение того или иного предмета по отношению к другому: справа от куклы стоит заяц, слева от куклы – пирамида и т. д. В начале каждого занятия проводила игровую минутку: любую игрушку прятала где-то в комнате, а дети ее находили, или выбирала ребенка и прятала игрушку по отношению к нему (за спину, справа, слева и т. д.). Это вызвало интерес у детей и организовало их на занятие. Выполняя задание по ориентировке на листе бумаги, некоторые дети допускали ошибки, тогда я давала этим ребятам возможность самостоятельно найти их и исправить свои ошибки. Для того чтобы заинтересовать детей, чтобы результат был лучше применялись предметные игры с появлением кого либо сказочного героя. Например, игра, найти игрушку” -, ночью, когда в группе никого не было - говорю детям, -, к нам прилетала синичка-“зинька” и принесла в подарок игрушки. Она любит шутить, поэтому и спрятала игрушки, а в письме написала, как их можно найти”. Распечатала конверт, читаю: и,надо встать перед столом воспитателя, и пройти три шага и т. д. ”. Дети выполняют задание, находят игрушку. Затем, когда дети стали хорошо ориентироваться, задание для них усложнила – то есть в письме было не написано нахождение игрушки, только схема. По схеме дети должны определить, где находится спрятанный предмет. Существует множество игр, упражнений, способствующих развитию пространственных ориентировок детей: ,найди похожую ”,, расскажи про свой узор”,, мастерская ковров”, ,художник ”,, путешествие по комнате” и многие другие игры. Играя с детьми я заметила, что они стали хорошо справляться со всеми заданиями, стали употреблять слова для обозначения положения предметов на листе бумаги на столе.

Для закрепления знаний в форме геометрических фигур, предлагала детям узнать в окружающих предметах форму круга, треугольника, квадрата, прямоугольника.

Например, спрашиваю: какую геометрическую фигуру напоминает дно тарелки? (поверхность крышки стола, лист бумаги и т. д.).

Проводила игру типа, лото ”. Детям предлагала картинки (по 3-4 шт. на каждого, на которых они отыскивали фигуру, подобную той, которую я демонстрировала.

Затем предлагала детям назвать и рассказать, что они нашли. Давала детям. Сначала простые предложения, а затем более сложные. Опираясь на полученные ранее знания, знакомила детей с понятием, ромб”.

При этом использовала имеющиеся у дошкольников представления о квадрате. В дальнейшем давала задание нарисовать на листе бумаги разные четырехугольники, нарисовать четырехугольники у которых все стороны равны, и сказать как они называются, сложить четырехугольник из двух равных треугольников и многое другое.

В своей работе использую множество игр и упражнений, различной степени сложности, в зависимости от индивидуальных способностей детей и их возраста. Например, такие как:

,найди такой же узор”, ,сложи квадрат ”, ,каждую фигуру на свое место ”,, подбери по форме”, ,чудесный мешочек ”, ,кто больше назовет ”.

Дидактическую игру,геометрическая мозаика ” использую на занятиях и в свободное время, с целью закрепления знаний о геометрических фигурах, с целью развития внимания и воображения у детей.

Перед началом игры детей делю на две команды в соответствии с уровнем их умений и навыков. Командам даю задание разной сложности. Например:

а) составление изображения предмета из геометрических фигур (работа по готовому расчлененному образцу);

б) работа по условию (собрать фигуру человека – девочка в платье);

в) работа по собственному замыслу (просто человека).

Каждая команда получает одинаковые наборы геометрических фигур. Дети самостоятельно договариваются о способах выполнения задания, о прядке работы. Каждый играющий в команде по очереди участвует в преобразовании геометрической фигуры, добавляя свой элемент, составляя отдельный элемент предмета из нескольких фигур. В заключении дети анализируют свои фигуры, находят сходства и различия в решении конструктивного замысла.

К каждому занятию стараюсь изготовить новую интересную таблицу. А некоторые таблицы использовала несколько раз, но давала уже более сложные задания, различные по цвету, форме и величине. Задание такого характера:

Назови самый большой треугольник?

Какого цвета самая маленькая фигура?

Назовите все квадраты, начиная с самого маленького и т. п.

Такие же задания дети выполняют в свободное от занятий время, только геометрические фигуры были разложены на столе и на полу. Использование игр на занятиях и в свободное время способствует закреплению у детей памяти, внимания, мышления. Поэтому в дальнейшем буду продолжать использовать в своей работе различные игры и упражнения, пополняя свою картотеку.

В дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементы логического мышления, то есть формируются умение рассуждать, делать свои умозаключения. Существует множество игр и упражнений, которые влияют на развитие творческих способностей у детей, так как они оказывают действие на воображение, и способствуют развитию нестандартного мышления у детей. Такие игры, найдите нестандартную фигуру”,, чем отличаются? ”, ,мельница ”и другие. Они направлены на тренировку мышления при выполнении действий.

С целью развития у детей мышления, я использую различные игры и упражнения. Это задание на нахождение пропущенной фигуры, продолжение ряда фигур, знаков, на поиск чисел. Знакомство с такими заданиями начала с элементарных заданий на логическое мышление – цепочки закономерностей. В таких упражнениях идет чередование предметов или геометрических фигур.

Детям предлагала продолжить ряд и найти пропущенный элемент. Кроме того давала задание такого характера: продолжить цепочку, чередуя в определенной последовательности квадрата, большие и маленькие круги желтого и красного цвета. После того как дети научились выполнять такие упражнения, задания для них усложняю.

Предлагаю выполнить задание. В котором необходимо чередовать предметы, учитывать одновременно цвет и величину. В дальнейшем перешла на отвлеченные предметы, детей очень увлекают игры типа: ,кого не хватает?”

Особое место среди математических игр занимают игры на составление плоскостных изображений предметов, животных, птиц из фигур. Детям нравится составлять изображения по образцу, они радуются своим результатам, и стремятся выполнить задание еще лучше.

Немаловажное место занимают игры на сравнение предметов по длине, ширине, высоте. Дети с удовольствием играют в игры:, найдите отличия”,, измерь длину с помощью шагов”,, лыжные гонки”,, сравни по высоте”,, что шире?”,, что длиннее?”, это позволяет сравнивать произвольное внимание, мыслительные операции, речь, закрепить понятия высота, ширина, длина, умение измерять с помощью различных мерок, закрепления счетных умений, наблюдательности, зрительной памяти.

Для закрепления знаний, я даю детям домашнее задание. Например: ,собери буквы ”, ,найди ошибку ”,, какие цифры потерялись” и т. п.

Дети стараются выполнять правильно, без ошибок, чтобы получить веселое солнышко, а не хмурую тучку с дождиком.

Публикации по теме:

Кружок Угадай-ка. Математика может и должна играть особую роль образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания нужны не ради.

Настольная дидактическая игра для старших дошкольников «Путешествие по стране знаний»Настольная дидактическая игра для старших дошкольников «Путешествие по стране знаний» Настольная развивающая игра «Путешествие по стране знаний». Игра предназначена для развития старших дошкольников. Обширные возможности.

Библиотека изображений:
  • Изучаем цвета
  • Зима
  • Одежда, обувь
Автор публикации:
Игры на занятиях по формированию элементарных математических представлений
Опубликовано: 31 октября 2013 в 08:57
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс по сборке лэпбука «Логопедический тренажер. Звуки [К’] и [К]. Зима»
Доброго всем! Давно не появлялась на сайте, так как было очень много работы. Но все же не терпится поделиться своими новыми творениями. Одно из который это...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...