Игры по формированию ориентировок в пространстве

Дарья Степанова
Игры по формированию ориентировок в пространстве

Очень важно детей как можно раньше научить ориентироваться в пространстве. Пространственные представления являются для детей сложным предметам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение удаленности пространственных отношений между предметами).

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося. Многие исследования ученых утверждают, что овладение пространственными восприятиями, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности продуктивно-творческой, трудовой, совершенствует сенсорные и интеллектуальные способности.

Представляю вашему вниманию группу игр, направленных на развитие у детей пространственных ориентировок.

"Угадай, что изменилось"

Задача игры. Упражнение в наблюдательности.

Пособия. Игрушки, предметы.

Ход игры. Воспитательница назначает ребенка, который должен определить изменения в игрушках, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь под столом; домик стоял по средине стола, теперь – под столом и пр. (число, состав, положение предметов следует разнообразить).

Можно играть без предметов, а чтобы дети меняли свои места в комнате.

"Что где находится?"

Задача игры. Упражнение в определении положения предмета.

Пособия. Кукла, кроватка, мяч.

Ход игры. Дети называют различные предметы. Воспитательница кладет куклу на кровать и спрашивает: «Где лежит кукла?» - «На кровати». – «Где стоит маленькая куколка?» - «Перед большой куклой». – «Мяч под столом; если его подбросить, где он будет?» - «Над ними» и т. д.

"Куда мы бросили мяч?"

Задача игры. Закрепить понятие «близко, далеко, маленький, большой».

Пособия. Маленький и большой мячи.

Ход игры. Воспитательница берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко какой близко.

"Угадай, где лежит"

Задача игры. Уметь по памяти ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Воспитательница ставит ребенка с завязанными глазами на какое-нибудь место в комнате. По просьбе воспитательницы или детей ребенок должен сказать, в каком направлении лежит тот или иной предмет, например, по памяти показывает, где находится дверь, шкаф и пр.

Вариант (для старших детей). Ребенок переходит в другой угол комнаты и оттуда определяет расположение предметов.

"Кого нам не хватает?"

Задача игры. Упражнять наблюдательность детей.

Ход игры. Дети сидят в кругу или полукругом. Одному Ребенку завязывают глаза, потом кого – либо прячут. Водящему развязывают глаза и предлагают угадать, кого из детей не хватает. Если он угадывает, то садится на свое место и ведущий становится ребенок, который был спрятан.

"Где твои руки?"

Задание: спрятать руки за спину. Воспитатель сначала отгадывает, где правая рука у ребенка, где левая, а затем предлагает одному (или нескольким детям) показать свои руки и назвать их.

"Где шарик?"

Задание: спрятать шарик в ладошку. Задача воспитателя отгадать, в какой он руке – в правой или в левой. Затем он предлагает детям поочередно показать руки – правую и левую, назвать их, сказать, в какой руке спрятан шарик.

"Возьми флажок?"

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая рука правая (левая, и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку кверху, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или: синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый – в левой. Задание: поменять флажки местами. После этого педагог спрашивает: «Какого цвета флажок? В какой он руке?»

"В какой руке игрушка?"

Воспитатель сначала предлагает одному из воспитанников взять игрушку правой (левой) рукой, затем той, какой он захочет, и сказать, в какой руке игрушка. Второе задание: ребенку дают две игрушки, он должен сказать, какая из них у него в правой, какая в левой руке.

"Переложи камешки в другую руку?"

Несколько камешков (5-6) следует по одному перекладывать из одной руки в другую. В процессе выполнения задания ребенок различает свои руки, обозначает их. Одновременно он учится различать термины «один» и «много».

Дальнейшие упражнения на различение своих рук в ходе более сложных результативных действий.

"Какой рукой дальше?"

Задание: прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняются представления детей о расстоянии (далеко – близко, дальше - ближе, о направлении движения мяча (мяч катится вперед, в сторону, назад).

"Какой рукой точнее?"

Задание: попасть мячом в цель, например: в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзину (коробку, в нарисованный на земле круг. Практическое значение упражнения: дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как одним из основных видов движения, тренируются в пространственной точки двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота. Дальность расположения не должна вначале превышать одного метра.)

"Какой рукой быстрее?"

Задание: собрать камешки (пуговицы, желуди) сначала одной рукой, потом другой. Воспитатель может предложить детям самим определить, какая рука проворнее – правая или левая.

"Что тяжелее?"

Задание: определить какой из двух предметов тяжелее (легче); определить, в какой руке, правой или левой, предмет легче, в какой – тяжелее.

Публикации по теме:

«Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями 6–7 лет» Умение ориентироваться в пространстве - важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно.

Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей.Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей. Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным.

Библиотека изображений:
  • Математика
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Игры по формированию ориентировок в пространстве
Опубликовано: 12 января 2014 в 08:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер класс: «Чайник-для чайных пакетиков»
Чай- напиток, который пришел к нам из Китая, и стал известен человечеству очень давно. Уже стало традицией встречать гостей за чашечкой чая. Даже русская...
Конспект занятия по лепке из пластилина с детьми среднего возраста «Осьминожки»
Цель: Вылепить фигурку осьминога Задачи: * закреплять навыки лепки простых элементов пластическим, конструктивным и комбинированным способом; *...
Мастер-класс «Рисуем город пластилином»
В честь Дня города мы решили провести мастер-класс по пластилинографии. Пластилинография - увлекательное занятие развивающее индивидуальные творческие...
Конспект НОД по обрывной аппликации во второй младшей группе «Носит одуванчик желтый...
Цель: Учить передавать в аппликации задуманный объект, используя усвоенные ранее приемы. Задачи: • Вызвать интерес к созданию выразительного образа...
Взаимодействие с родителями. Мастер-класс к международному Дню семьи.
Как заметил известный французский писатель Антуан де Сент- Экзюпери, "единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения", которые актуальны...