МААМ-картинки

Игры по формированию ориентировок в пространстве

Дарья Степанова
Игры по формированию ориентировок в пространстве

Очень важно детей как можно раньше научить ориентироваться в пространстве. Пространственные представления являются для детей сложным предметам.

Пространственная ориентировка осуществляется на основе непосредственного восприятия пространства и словесного обозначения пространственных категорий (местоположение удаленности пространственных отношений между предметами).

Публикация «Игры по формированию ориентировок в пространстве» размещена в разделах

В понятие пространственной ориентации входит оценка расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положение относительно ориентирующегося. Многие исследования ученых утверждают, что овладение пространственными восприятиями, представлениями и ориентировкой повышает результативность и качество познавательной деятельности продуктивно-творческой, трудовой, совершенствует сенсорные и интеллектуальные способности.

Представляю вашему вниманию группу игр, направленных на развитие у детей пространственных ориентировок.

"Угадай, что изменилось"

Задача игры. Упражнение в наблюдательности.

Пособия. Игрушки, предметы.

Ход игры. Воспитательница назначает ребенка, который должен определить изменения в игрушках, размещенных на столе. Важно, чтобы дети предварительно внимательно посмотрели, как размещены игрушки: кубик был на столе, а теперь под столом; домик стоял по средине стола, теперь – под столом и пр. (число, состав, положение предметов следует разнообразить).

Можно играть без предметов, а чтобы дети меняли свои места в комнате.

"Что где находится?"

Задача игры. Упражнение в определении положения предмета.

Пособия. Кукла, кроватка, мяч.

Ход игры. Дети называют различные предметы. Воспитательница кладет куклу на кровать и спрашивает: «Где лежит кукла?» - «На кровати». – «Где стоит маленькая куколка?» - «Перед большой куклой». – «Мяч под столом; если его подбросить, где он будет?» - «Над ними» и т. д.

"Куда мы бросили мяч?"

Задача игры. Закрепить понятие «близко, далеко, маленький, большой».

Пособия. Маленький и большой мячи.

Ход игры. Воспитательница берет два мяча разной величины и бросает один далеко, другой ближе. Спрашивает у детей, какой из мячей она бросила далеко и какой близко. Во второй раз спрашивает, куда бросила большой и куда маленький мяч. Потом мяч бросают двое детей, а остальные определяют, какой мяч бросили далеко какой близко.

"Угадай, где лежит"

Задача игры. Уметь по памяти ориентироваться в пространстве.

Ход игры. Воспитательница ставит ребенка с завязанными глазами на какое-нибудь место в комнате. По просьбе воспитательницы или детей ребенок должен сказать, в каком направлении лежит тот или иной предмет, например, по памяти показывает, где находится дверь, шкаф и пр.

Вариант (для старших детей). Ребенок переходит в другой угол комнаты и оттуда определяет расположение предметов.

"Кого нам не хватает?"

Задача игры. Упражнять наблюдательность детей.

Ход игры. Дети сидят в кругу или полукругом. Одному Ребенку завязывают глаза, потом кого – либо прячут. Водящему развязывают глаза и предлагают угадать, кого из детей не хватает. Если он угадывает, то садится на свое место и ведущий становится ребенок, который был спрятан.

"Где твои руки?"

Задание: спрятать руки за спину. Воспитатель сначала отгадывает, где правая рука у ребенка, где левая, а затем предлагает одному (или нескольким детям) показать свои руки и назвать их.

"Где шарик?"

Задание: спрятать шарик в ладошку. Задача воспитателя отгадать, в какой он руке – в правой или в левой. Затем он предлагает детям поочередно показать руки – правую и левую, назвать их, сказать, в какой руке спрятан шарик.

"Возьми флажок?"

Воспитатель предлагает детям вспомнить, какая рука правая (левая, и взять в нее флажок; переложить флажок в другую руку, поднять руку кверху, помахать флажком и вновь переложить в правую. Или: синий флажок (ленточка) в правой руке, желтый – в левой. Задание: поменять флажки местами. После этого педагог спрашивает: «Какого цвета флажок? В какой он руке?»

"В какой руке игрушка?"

Воспитатель сначала предлагает одному из воспитанников взять игрушку правой (левой) рукой, затем той, какой он захочет, и сказать, в какой руке игрушка. Второе задание: ребенку дают две игрушки, он должен сказать, какая из них у него в правой, какая в левой руке.

"Переложи камешки в другую руку?"

Несколько камешков (5-6) следует по одному перекладывать из одной руки в другую. В процессе выполнения задания ребенок различает свои руки, обозначает их. Одновременно он учится различать термины «один» и «много».

Дальнейшие упражнения на различение своих рук в ходе более сложных результативных действий.

"Какой рукой дальше?"

Задание: прокатить или бросить мяч как можно дальше, сначала правой рукой, потом левой. В ходе выполнения упражнения уточняются представления детей о расстоянии (далеко – близко, дальше - ближе, о направлении движения мяча (мяч катится вперед, в сторону, назад).

"Какой рукой точнее?"

Задание: попасть мячом в цель, например: в щит, расположенный на расстоянии не более полутора метров, в устойчивую корзину (коробку, в нарисованный на земле круг. Практическое значение упражнения: дети учатся различать правую и левую руку, осваивают метание как одним из основных видов движения, тренируются в пространственной точки двигательных реакций. (С этой же целью можно предложить прокатить мяч, шарик в ворота. Дальность расположения не должна вначале превышать одного метра.)

"Какой рукой быстрее?"

Задание: собрать камешки (пуговицы, желуди) сначала одной рукой, потом другой. Воспитатель может предложить детям самим определить, какая рука проворнее – правая или левая.

"Что тяжелее?"

Задание: определить какой из двух предметов тяжелее (легче); определить, в какой руке, правой или левой, предмет легче, в какой – тяжелее.

Публикации по теме:

«Занимательные игры и упражнения для формирования пространственных представлений у детей с речевыми нарушениями 6–7 лет» Умение ориентироваться в пространстве - важнейший навык для каждого человека. Ведь для успешного обучения в школе ребёнку важно свободно.

Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей.Авторская игра на развитие пространственно-аналитической деятельности детей. Формирование у детей представлений о пространственных отношениях, умения ориентироваться в пространстве, ознакомление с пространственным.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по формированию ориентировок в пространстве
Опубликовано: 12 января 2014 в 08:50
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД