Получи документы

Игры по лексическим темам

Юлия Волосникова
Игры по лексическим темам

Лексическая тема "Домашние животные"

1. Словесные игры

- Назвать маму, папу, детёныша.

- Где живут (коровник, свинарник, конюшня, хлев, конура, будка, дом, как кричат (мяукает, лает, мычит, ржёт, хрюкает, блеет)

- Составьте предложение:

мяу – мяу, хрю – хрю – кошка, мяукает, а свинья хрюкает

и т. д.

2. Артикуляционная гимнастика

«Корова жуёт жвачку» - имитировать жевание.

«Лошадь фыркает» - вибрация губ.

«Кошка лакает молоко» - высунуть «широкий» язык изо рта, поднять кончик языка вверх «чашечкой» и спрятать язык в рот.

Публикация «Игры по лексическим темам» размещена в разделах

«Кошка облизывается» - повернуть голову влево – облизать верхнюю губу, повернуть голову вправо – облизать нижнюю губу.

3. Дидактическое упражнение «Кем был – кем будет?» (по иллюстрациям)

Составить предложение про щенка со словом «будет»; про корову со словом «была» и т. д.

4. Дидактическое упражнение «Лилипуты - великаны»

Кот – котик – котище

Собака – собачка – собачище

Лошадь – лошадка – лошадище

Корова – коровка – коровище

Свинья – свинка – свинище

Баран – баранчик – баранище

Козёл – козлик – козлище

5. Дидактическое упражнение «Один - много»

Один котёнок лакает молоко. – Много котят лакают молоко.

Один телёнок мычит. - ….

Один щенок бежит. - …

Один козлёнок скачет. - …

Один поросёнок ест. - …

Один ягнёнок жуёт - …

6. Дидактическое упражнение «Измени слово»

1, 2, 3, 4, 5 –

Будем слово «кот» менять.

У норы добычу ждёт,.

Притаившись серый … (кот).

Мышь осталась без хвоста,

Убегая от … (кота,

А теперь и за версту

Не приблизится к … (коту).

Крыса старая, и та,

Видя грозного … (кота,

Убежит скорей под дом,

Чтоб не встретиться с … (котом).

Там дрожит и в темноте

Вспоминает о … (коте).

7. Дидактическое упражнение «Кто что делает?» (составление предложений)

8. Профессии людей (доярка, конюх, свинарка, пастух, ветеринар)

Лексическая тема "Овощи"

Обогащаем и активизируем словарный запас. Закрепляем знание существительных: салат, суп, сок, огурец, помидор (томат, картофель, свекла, морковь, лук, репа, капуста, редиска, перец, чеснок, баклажан, кабачок, патиссон, зелень, петрушка, укроп, редька, тыква, бобы, фасоль, горох, стручки, ботва, корни, плоды, семена, клубни, листья, кочан, салат, свекольник, винегрет, сок, мешок, ящик, дорожка, урожай, огород, грядка, земля, посадка, полив; прилагательных: разноцветный, большой, длинный, короткий, треугольный, овальный, спелый, неспелый, зрелый незрелый, сырой, вареный, твердый, мягкий, горький, сладкий, кислый, соленый, сочный, полезный, легкий, тяжелый, свежий, крупный, мелкий, красный, зеленый, желтый, спелый, неспелый, вкусный, невкусный, сладкий, кислый, горький, соленый, маринованный, консервированный, сырой, вареный, полезный, большой, маленький, круглый, овальный, вытянутый, продолговатый, гладкий, созревший, душистый, ароматный, сочный, овощной; глаголов: сажать, ухаживать, расти, сеять, рыхлить, зреть, поливать, поспевать, собирать, брызгать, выдергивать, выкапывать, срезать, мыть, натирать, варить, тушить, жарить, кушать, хрустеть, заготавливать, солить, квасить, консервировать, мариновать, выращивать, расти, зреть, поливать, полоть, убирать, копать, срывать, выдергивать, собирать, сушить, выжимать, тереть, угощать, чистить, делиться; наречий: высоко, низко, вкусно, невкусно, полезно, вредно.

Игры и упражнения

Игра «Жадина» (детям 4—8 лет)

К названию каждого овоща добавляем слово «мой», «моя», «мое» (моя морковь, мой огурец)

Игра «Один – много» (детям 4—8 лет). До 5 лет вариант игры укорочен (без слова много).

Помидор — помидоры — много помидоров

картофель — картофель — много картофеля (картошки)

баклажан — баклажаны — много баклажанов

перец — перцы — много перцев

кабачок — кабачки — много кабачков

тыква — тыквы — много тыкв

морковь — моркови — много моркови

свёкла — свёклы — много свёклы (свёкол — в значении «много штук»)

лук (луковица) — лук (луковицы) — много лука (луковиц)

репа — репы — много реп

редька — редьки — много редьки (редек — в значении «много штук»)

чеснок — чеснок — много чеснока (много головок чеснока)

петрушка — петрушка — много петрушки

огурец — огурцы — много огурцов

перец — перцы — много перцев (в значении «много штук»)

кочан — кочаны — много кочанов

горошина — горошины — много горошин

стручок — стручки — много стручков

Упражнение «Назови ласково» (детям от 4 лет)

Огурец — огурчик — огурчики

помидор — помидорчик — помидорчики

картофель — картошечка — картошечки

баклажан — баклажанчик — баклажанчики

перец — перчик — перчики

тыква — тыковка (тыквочка) — тыковки

редис — редисочка — редисочки

морковь — морковка (морковочка) — морковки

свекла — свеколка (свеколочка) — свеколки

лук (луковица) — лучок (луковичка) — луковички

репа — репка (репочка) — репки

чеснок — чесночок — чесночки

петрушка — петрушечка — петрушечки

укроп — укропчик — укропчики

капуста — капусточка — капусточки

фасоль — фасолинка — фасолинки

Игра «Скажи наоборот» (детям от 5 лет)

Кабачок большой, а огурец — маленький

картофель крупный, а редис —. (мелкий)

перец внутри пустой, а морковь —. (полная)

помидор мягкий, а огурец —. (твердый)

Игра «Скажи наоборот» (детям от 6 лет)

Хорошая грядка — …. плохая грядка

Старый картофель — …. молодой картофель

Тяжелый мешок — … легкий мешок

Большой урожай — …. маленький урожай

Чистая морковка — … грязная морковка

Спелый помидор — … неспелый помидор

Упражнение «Закончи предложение» (детям от 5 лет)

Помидор круглый, а морковь. (продолговатая).

Помидор красный, а морковь.

Помидор мягкий, а морковь.

Помидор кислый, а морковь.

У помидора внутри семечки, а у моркови.

Помидор растет на земле, а морковь. (в земле).

Игра «Названия соков» (детям от 5 лет)

Сок из огурца — огуречный сок

Сок из свёклы — свекольный сок

Сок из лука — луковый сок

Сок из помидоров — томатный сок

Сок из капусты — капустный сок

Сок из тыквы — тыквенный сок

Сок из моркови — морковный сок

Игра «Кто назовет больше качеств».

Закрепляем умение согласовывать существительные и прилагательные, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.

Вкус — кислый, сладкий, горький.

Форма — круглая, овальная, треугольная.

Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.

Помидор (какой) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.

Свёкла (какая) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Развитие слухового внимания. Исправленные предложения надо проговорить целиком.

Картофельное пюре приготовим из моркови.

Свекольный салат приготовим из чеснока.

Морковный сок приготовим из лука.

Капустный пирог приготовим из кабачка.

Огуречный салат приготовим из помидоров.

Гороховый суп приготовим из редиски.

Тыквенное повидло приготовим из укропа.

Игра «Посчитай» (для детей от 5 лет)

1 помидор - 2 помидора — 5 помидоров

1 огурец - 2 огурца — 5 огурцов

1 кабачок - 2 кабачка — 5 кабачков

1 перец - 2 перца — 5 перцев

1 свёкла - 2 свёклы — 5 свёкол

1 кочан капусты - 2 кочана капусты — 5 кочанов капусты

1 головка чеснока - 2 головки чеснока —- 5 головок чеснока

1 долька чеснока - 2 дольки чеснока — 5 долек чеснока

1 стручок гороха — 2 стручка гороха - 5 стручков гороха

1 горошина – 2 горошины — 5 горошин

В 6-7 лет можно усложнить это упражнение добавляя к существительному подходящее прилагательное.

Один хрустящий огурец, два хрустящих огурца и т. д.

«Убираем урожай» (детям от 6 лет)

Взрослый показывает картинки овощей и просит ребенка ответить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Ребенок составляет предложения — например: капусту срезают и т. д.

Морковь, свеклу, репу, редис —. (дергают)

Огурцы, помидоры, горох —. (срывают)

Капусту —. (срезают)

Картофель —. (выкапывают)

Классификация понятий «Какие слово лишнее и почему?»

Лук, репа, подорожник, салат (подорожник – это не овощ, а трава);

чеснок, редис, свёкла, смородина

кабачки, клубника, огурцы, картофель

ромашка, перец, баклажан, тыква

Игра «Угадай овощ по его части».

Кочан – Ботва –

Стручок - Корень –

Долька – Стебель –

Початок – Зубчик–

Клубень – Пучок –

Игра «Кто назовет больше качеств». Цель: согласование существительных и прилагательных, обозначающих цвет, форму, размер, вкус.

Цвет — красный, оранжевый, зеленый.

Вкус — кислый, сладкий, горький.

Форма — круглая, овальная, треугольная.

Поверхность — гладкая, шершавая, неровная.

Помидор (какой) красный, круглый, сочный, сладкий, мягкий.

Свёкла (какая) бордовая, круглая, сочная, сладкая, твердая.

Пальчиковая гимнастика

Капустка

Мы капустку рубим — рубим,

Мы капустку солим — солим,

Мы капустку трем — трем,

Мы капустку жмем — жмем.

(Имитация движений.)

Овощи

У девчушки Зиночки

Овощи в корзиночке: Дети делают ладошки «корзинкой».

Вот пузатый кабачок Сгибают пальчики, начиная с большого.

Положила на бочок,

Перец и морковку

Уложила ловко,

Помидор и огурец.

Наша Зина - молодец! Показывают большой палец.

Сколько грядок в огороде?

В огороде у Федоры

Растут на грядках помидоры,

А на грядке у Филата

Много разного салата.

У бабушки Феклы

Четыре грядки свеклы.

У дядюшки Бориса

Очень много есть редиса.

У Маши и Антошки

Две гряды картошки.

Поочередно загибать пальцы на каждые две строчки текста.

«Урожай»

Рад, два, три, четыре, пять — Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками

Поможем урожай собрать.

Повторяй за мной зарядку. Загибать пальцы на каждое название овоща

В ней звук Т пришел на грядку.

Тыква — вот, а вот — томат.

Здесь — капуста, здесь — салат,

Тмин, картошка, артишок

И петрушки корешок.

Все, что вырастили мы, Поочередно хлопаем то ладошками, то кулачками

Будем есть мы до весны.

Логоритмические упражнения (координация речи и движения)

Картошка

Мы картошку накопали,

Огурцы с гряды сорвали,

Выдернули всю морковку,

Срезали капустку ловко

И в корзине от земли

Вам в подарок принесли.

(Приседания, наклоны, имитация движений.)

Огород

Повторяй за мной зарядку (Шаги на месте.)

Мы пришли на нашу грядку.

Тыква вот, а вот томат. (Вытянуть руки влево, вправо.)

Здесь — капуста, здесь — салат. (Наклониться к левой ноге, затем к правой.)

Тмин, картошка, артишок (Выпрямиться. Руки на пояс, к плечам, вверх.)

И петрушки корешок. (Руки опустить.)

Все, что вырастили мы, (Развести руки в стороны.)

Будем есть мы до весны. (Руки вниз, выпрямиться.)

Лексическая тема «Фрукты»

Существительные: яблоко, груша, лимон, апельсин, банан, слива; дерево, сад; компот, сок.

Глаголы: расти, рвать, мыть, резать, есть, варить, кушать, давать.

Прилагательные: круглый, длинный, красный, зелёный, жёлтый, сладкий, кислый, вкусный, мягкий, гладкий, твёрдый, большой, маленький, чистый, грязный.

Местоимения: я, мы, ты, вы, он, она, они, мой, наш, вот, это, тут, там.

Проводить с детьми речевые игры и упражнения.

«Покажи-назови»

Задача: развивать понимание речи, умение правильно называть фрукты.

Описание: Перед ребёнком раскладываются фрукты или картинки с фруктами.

Инструкция на понимание речи: - Покажи яблоко (грушу, апельсин, лимон).

Вопрос на активизацию речи: - Что это? Скажи, где яблоко? (Побуждайте к произвольному или отражё нному воспроизведению слоговой структуры слов и высказывания: - Это груша. Вот яблоко.)

«Один-много».

Задача: Учить понимать и употреблять существительные Им. п. ед. и мн. числа.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением фруктов или натуральные фрукты сначала в количестве одного, затем во множественном числе.

Инструкция на понимание речи: Покажи, где яблоко (где яблоки).

Вопрос на активизацию речи: - Скажи, что это? (груша – груши и т. д.)

«Большой-маленький».

Задача: Учить понимать уменьшительно-ласкательную форму существительных.

Описание: показать ребёнку картинки с изображением овощей или натуральные овощи большого и маленького размера.

Инструкция на понимание речи: - Покажи, где большая груша (где маленькая груша).

- Покажи, где лимон (где лимончик).

Задание на активизацию речи: - Скажи, что это? (большая груша, маленькое яблочко).

«Какой, какая, какие?».

Задача: Учить понимать и употреблять прилагательные, обозначающие цвет, форму, величину, вкусовые качества фруктов.

Описание: предъявите ребёнку картинки или натуральные фрукты.

Инструкция на понимание речи:- Покажи, какой фрукт красный? (круглый, сладкий, большой)

Задание на активизацию речи: - Скажи, лимон по цвету, какой? (жёлтый)

«Мой, мое, мои»

Задача: Учить понимать и употреблять притяжательные местоимения. Учить употреблять фразы типа: «Это мой банан. Это моя слива»

Описание: предъявите ребёнку картинку (или натуральный фрукт) и спросите:

- Это чья груша? (Это моя груша)

«Скажи, где?».

Задача: Учить понимать и употреблять предлоги: НА-В.

Описание:

Инструкция на понимание речи: - Покажи, какой фрукт растёт на яблоне? (лежит на тарелке)

Задание на активизацию речи: - Скажи, где лежит груша? (на столе) Где растёт яблоко? (на дереве)

«Чего нет?»

Задача: развивать зрительное внимание и память.

Описание: сначала предъявить ребёнку 3 картинки с фруктами или натуральные фрукты и попросить назвать их. Затем спрятать 1 картинку или фрукт и спросить:

- Что пропало? (яблоко, груша, лимон).

«Приготовим компот».

Задача: Учить понимать и употреблять глаголы, обозначающие производимые с фруктами действия. Употреблять фразы типа: Мама варит компот. Мама моет яблоко. Мама чистит апельсин.

Описание: во время игры (приготовление компота) обратите внимание ребёнка на то, какие фрукты вы берёте и что с ними делаете. Объясните малышу, что фрукты надо помыть, затем почистить, порезать, сварить, выпить компот. Предлагайте ребёнку повторить названия производимых действий.

Выучить с детьми пальчиковую гимнастику «Непоседа»

Пальчик, пальчик, непоседа, сжимают и разжимают пальцы рук

Где ты бегал, где обедал? в кулачки

-Долго я в саду гулял, передвигают двумя пальчиками по

Яблоки я собирал. столу – «идут»

Маме яблоко дал, загибают большой палец

Папе яблоко дал, загибают указательный палец

Бабе яблоко дал, загибают средний палец

Деду яблоко дал. загибают безымянный палец

И себе яблоко взял. загибают мизинец

Круглое, большое, сладкое такое. показывают кулачок

Развитие мелкой моторики и зрительного восприятия.

- «Выложи из палочек» (дерево)

- «Собери картинку с фруктами» (кубики, разрезные картинки из 2-4 частей)

- «Раскрась фрукты»

Публикации по теме:

Дидактические пособия по лексическим темамДидактические пособия по лексическим темам В своей профессиональной деятельности я активно пользуюсь программой "Конструктор картинок" от Мерсибо. Мне очень понравилась деятельность.

Картотека дыхательной гимнастики в старшей группе по лексическим темам Название темы: 1. Тема: «Сегодня дошколята, а завтра – школьники» «Вырасти большой» Цель: развитие плавного, длительного выдоха. ИП: стоя.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 1 часть "Апельсин" Мы делили апельсин (дети разламывают воображаемый апельсин на дольки) Много нас, (показывают 10 пальцев) А он один (показывают.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 2 часть "Есть у каждого свой дом" У лисы в лесу глухом есть нора-надежный дом. Не страшны зимой метели белочке в дупле на ели. Под кустами еж колючий.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 3 часть "Люблю по городу гулять" Люблю по городу гулять, люблю смотреть, люблю считать. ("шагают "пальчиками обеих рук по столу) Невский-раз, Зимний-два,.

Картотека пальчиковых игр по лексическим темам. 4 часть "Повар" Повар готовил обед, а тут отключили свет (ребром ладони стучать по столу) Повар леща берет и опускает в компот. Бросает в котел.

Пальчиковые гимнастики по лексическим темам Пальчиковые гимнастики по лексическим темам. Тема «Игрушки» У Антошки есть игрушки: Вот веселая лягушка. Вот железная машина. Это мяч.

Перспективное планирование подвижных игр по лексическим темам в старшей группе СЕНТЯБРЬ Тема: «Осень, осень к нам пришла! Нам подарки принесла» Игры: «Шишки, желуди, орехи» - разрядка, концентрация внимания. «Дождик,.

Планирование художественной литературы по лексическим темам (подготовительная группа) Тема недели Мой детский сад, школа: Тема занятия В. Драгунский «Заколдованная буква» Программное содержание : Учить анализировать художественное.

Фотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» ВидеоФотоотчет «Творчество детей по лексическим темам» Видео Предлагаю Вашему вниманию творчество детей по лексическим темам Тема: «Мебель» Лепка «Столик с фигурными ножками» Задачи: продолжать.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры по лексическим темам
Опубликовано: 31 мая 2023 в 16:15
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД