Получи документы

Игры по звуковой культуре речи и обучению грамоте

Евгения Нутикова
Игры по звуковой культуре речи и обучению грамоте

Звуковая культура речи является составной частью речевой культуры. Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.

Воспитание звуковой культуры речи включает формирование четкой артикуляции звуков родного языка, правильного их произношения, ясного и чистого произношения слов и фраз, правильного речевого дыхания, а также умения использовать достаточную громкость голоса, нормальный темп речи и различные интонационные средства выразительности (мелодику, логические паузы, ударения, темп, ритм и тембр речи). Воспитание звуковой культуры речи осуществляется одновременно с развитием других сторон речи : словаря, связной, грамматически правильной речи.

Публикация «Игры по звуковой культуре речи и обучению грамоте» размещена в разделах

«Звуковые прятки»

Цель игры : развитие фонематического слуха; развитие внимания.

Материал: мяч.

Ход игры : Ведущий загадывает звук, который играющие будут искать в словах, например, звук «о». А затем, бросая мяч играющим произносит разные слова, например, «кошка», «стул», «почта», «сок», «карандаш» и т. д. Играющий, которому бросают мяч, должен внимательно прослушать слово и, если в этом слове есть нужный звук, то он ловит мяч, если нет – отбивает. Выигрывает тот, кто меньше всех ошибётся.

Игра «Замени звук»

Цель: Учить детей мысленно переставлять, заменять звуки на заданные, называть получившиеся таким образом новые слова.

Материал: Ряды слов для преобразования, предметные картинки со словами, которые должны получиться.

Ход игры:

Взрослый задает звук, на который нужно будет заменить первый или последний звук в слове.

Затем он раскладывает картинки и произносит слова, а ребенок с их помощью мысленно заменяет звук в исходном слове на заданный и называет вслух получившееся слово.

Например, нужно заменить на [ч] первый (кашка - чашка, гайка - чайка, масть - часть) или последний звук (враг - врач, клюв - ключ, мел - меч).

По мере тренировки игру можно проводить на слух, без использования картинок.

«Какого звука не хватает

Цель: Совершенствовать у детей навыки звукового анализа.

Материал: Предметные картинки на каждое слово.

Ход игры:

Взрослый подбирает картинки со словами, раскладывает их на столе и называет, заменяя нужный звук паузой.

Ребенок должен догадаться, что это за слово, с помощью соответствующей картинки и определить пропавший в нем звук.

Например, пи[ ]ама - пропал звук [ж], вок[ ]ал -звук [з], тарел[ ]а - звук [к], конфе[ ]а - звук [т], мар-ты[ ]ка - [ш], мака[ ]оны - [р] и т. д. Взрослый может подобрать картинки со словами на какой-то определенный звук, произношение которого нужно закрепить у ребенка.

«Третий лишний»

Цель: Развивать умения услышать в слове определённый звук.

Ход игры:

Из трех картинок дети должны убрать ту, в названии которой нет звука [ш] :

шина, ландыш, белка; шапка, гармошка, пила;

голубь, шуба, неваляшка; мыши, банан, пушка.

«Кто больше?»

Цель: Развивать фонематические представления, слуховое внимание.

Ход игры:

Дети подбирают слова, начинающиеся на заданный звук. (Повторы недопустимы.)

«Охотники»

Цель: Развивать слуховое внимание, фонематическое восприятие.

Ход игры:

Взрослый произносит ряд звуков (слогов, слов, ребенок с закрытыми глазами, услышав определенный звук, хлопает в ладоши.

«Подбери похожие слова»

Цель: Развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова.

Ход игры : Воспитатель произносит слова, близкие по звучанию: кошка — ложка, ушки — пушки. Затем он произносит одно слово и предлагает детям самим подобрать к нему другие слова, близкие по звучанию: ложка (кошка, ножка, окошко и т. д., пушка (мушка, сушка, зайчик (мальчик, пальчик, банки (танки, санки, шина (машина, потолок (уголок) и т. д.

Воспитатель следит, чтобы дети правильно подбирали слова, произносили их внятно, чисто.

«Разложи правильно»

Цель: формирование фонематического анализа открытого и закрытого слогов.

-определение наличия гласного звука.

-определение наличия согласного звука.

Инструкции: детям предлагается определить первый звук в слове : гласный или согласный, соединить картинку с соответствующим цветом квадратом. На данном этапе проводится работа по усвоению детьми понятий «гласный», «согласный». Согласные звуки для фонематического анализа берутся сначала сохранные в произношении, затем вновь вызванные и автоматизированные. Цветовые обозначения звуков в схемах : синий – согласный звук, красный – гласный звук.

«Назови последний звук в слове»

Цель: Поупражнять детей в четком произношении изолированных звуков, развивать фонематическое восприятие, элементы звукового анализа.

Наглядный материал. Картинки: автобус, гусь, птенец, плащ, дом, ключ, стол, дверь, самовар, кровать, бегемот и др. ; фланелеграф.

Ход игры : Воспитатель показывает картинку, просит назвать, что на ней изображено, а потом сказать, какой в слове последний звук. Просит 2—3 детей четко повторить звук в слове. («Это что?»— показывает картинку. «Дверь», — называют дети. «Какой последний звук в этом слове Дети: «Звук рь».) Воспитатель обращает внимание на четкое произношение изолированных звуков, четкое дифференцирование твердых и мягких согласных («Вслове дверь последний звук рь, а не р».) Когда все картинки будут разложены на фланелеграфе, воспитатель предлагает отложить в одну сторону картинки, на которых названия предметов заканчиваются на твердый согласный, в другую — на мягкий. Детям, у которых произношение звуков еще недостаточно четкое, предлагает отчетливо произнести согласные звуки в конце слова.

«Мяч передавай — слово называй»

Цель: Развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см).

Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча).

Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

«Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1.

Цель:Закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Педагогговорит детям:

— Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни.

Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2.

Цель: Дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Педагогбросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово.

Например: Ша- шары

са- санки

шо- шорох

со- сорока

шу- шуба

су- сумка

!Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Цель: Развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Бросая мяч детям, педагог произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют:

Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец.

Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети должны их распутать.

Логопед: Дети:

релтака тарелка

щепера пещера

накомта комната

супода посуда

тривина витрина

локодец колодец

«Чьё всё это?»

Цель: упражнение в согласовании слов – предметов и слов – признаков в нужном числе и падеже.

Детям показывается картинка с изображением животного и задаются вопросы, на которые нужно ответить одним словом. Вопросы такие: чей хвост? Чьё ухо? Чья голова? Чьи глаза?

-Корова – коровий, коровье, коровья, коровьи.

-Заяц – заячий, заячье, заячья, заячьи.

-Овца – овечий, овечье, овечья, овечьи.

-Лошадь – лошадиный, лошадиное, лошадиная, лошадиные.

-Кошка – кошачий, кошачье, кошачья, кошачьи.

«Домики»

Цель – упражнение в определении рода слов – предметов.

Воспитатель объясняет детям, что в первом домике живут слова, про которые можно сказать «он мой», во втором – «она моя», в третьем – «оно моё», в четвёртом – «они мои». Нужно «расселить» слова (картинки) по домикам. Ребята определяют род и число слов без называния терминов.

«Измени слово»

Цель: Упражнять в образовании существительных уменьшительно – ласкательного значения. Отрабатывать дикцию.

Ход игры:

Дети должны так изменить слова, чтобы в них появился звук [ж] :

друг — дружок,

пирог — пирожок,

сапог — сапожок,

снег — снежок,

рог — рожок,

луг — лужок,

творог — творожок,

флаг — флажок.

Публикации по теме:

Внутрифирменное обучение педагогическим технологиям по звуковой культуре речи. Конспект занятия по обучению грамотеВнутрифирменное обучение педагогическим технологиям по звуковой культуре речи. Конспект занятия по обучению грамоте Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Дюймовочка» г. Переславль-Залесский Занятие в рамках группы Спиридоновой.

Занятие по развитию речи звуковой культуре речи «Знакомство Фили с транспортом» во второй младшей группе «Знакомство Фили с транспортом». Занятие по развитию речи (звуковая культура речи) во 2-ой младшей группе Воспитатель: Беляева Анна Николаевна.

Дидактические игры по развитию речи и обучению грамоте для старшего дошкольного возраста Дидактическая игра «Грибочки с секретом». Развитие речи. Обучение грамоте. Для старшего дошкольного возраста. Материал: Грибочки (из киндера.

Конспект НОД по обучению грамоте «Звуковой анализ слова «Лес» Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое», «Физическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие»,.

Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова «Дом» Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе Тема: Звуковой анализ слова «Дом». Цель: Познакомить детей с последовательным звуковым.

Конспект открытого занятия по подготовке к обучению грамоте «Звуковой анализ слова «зонт» Конспект открытого занятия по речевому развитию (подготовка к обучению грамоте) в старшей группе. Тема: звуковой анализ слова «зонт». Цель:.

НОД по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов» НОД по обучению грамоте в старшей группе Программное содержание: - освоение звукового анализа слов; - определять протяженность слов и составлять.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [И]»Конспект занятия по звуковой культуре речи «Звук [И]» Конспект занятия по звуковой культуре речи: Звук И Обучающая цель: Закрепить четкое произношение звука О. Показать артикуляцию звука И.

Конспект занятия по звуковой культуре речи «Помогите Лунтику»Конспект занятия по звуковой культуре речи «Помогите Лунтику» Занятие по звуковой культуре речи «Помогите Лунтику» Воспитатель: Плоткина Наталья Александровна Предметное содержание: объяснить детям,.

Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. Звуковой анализ слова «гуси» Конспект НОД по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы Тема: Звуковой анализ слова Цель: • Создать условия по овладению.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по звуковой культуре речи и обучению грамоте
Опубликовано: 31 мая 2018 в 18:14
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД