Игры с использованием знаков, символов, схем.

Валентина Бессмертных
Игры с использованием знаков, символов, схем.

Развитие речи представляет собой большую проблему для детей дошкольного возраста, в большей мере это касается детей, имеющих логопедические нарушения.

Я попыталась решить эту проблему путём использования представленных здесь игр, которые объединила одной темой: «Использование знаков, символов, схем в работе учителя-логопеда». Хотя это даже не игры, а помощники педагога в решении какой-либо задачи или каких-либо задач по развитию речи.

Эти пособия многофункциональны, высокоэффективны, возможно их взаимодействие. Многие из них можно использовать в любом возрасте, на любом занятии. Эти пособия стимулируют больше говорить детей и меньше педагога.

Вы можете сказать, что некоторые из них уже видели или читали о них. Например, такие игры используются в ТРИЗе; алгоритмы составления рассказа у Т. А. Ткаченко. Но часто возникает похожая идея у разных людей, если они долгое время работают в одной области (сфере деятельности). Каждый педагог по-своему перерабатывает увиденный или прочитанный материал и использует его в работе. Из одних и тех же движений танцоры и фигуристы готовят разные танцы. Из всем известных 33 букв разные люди составляют разные высказывания. Из 10 цифр можно составить неимоверное количество чисел. Из 7 нот каждый композитор сочиняет свою музыку.

Среди представленных здесь пособий действительно есть те, которые имеют другого автора, но предложенный мной вариант может быть совсем иной, чем тот, который Вы видели.

Я попыталась систематизировать имеющийся материал, показать связь одного и того же пособия с разными направлениями развития речи и взаимосвязь между самими пособиями, описала несколько вариантов использования одного и того же пособия. Это картотека игр и пособий с использованием знаковосимволических средств.   

Если Вы более подробно ознакомитесь с представленными здесь экспонатами, то, возможно, многие из них с большим успехом сможете применить в своей деятельности.

Эти пособия не сложны в исполнении, при этом они отвечают многим дидактическим принципам и дают хороший результат при использовании их в работе с детьми.

«АВТОБУС»

Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематических представлений.

Активизация словаря.

Закрепление обобщающих понятий.

Развитие внимания, памяти.

1 вариант

Определить на слух позицию звука в слове.

Педагог называет слово, ребёнок определяет место звука в слове и помещает кружок в нужное окно.

2 вариант

Определить позицию звука в слове по картинке.

Педагог показывает картинку, ребёнок определяет место звука в слове и помещает кружок или эту картинку в нужное окно.

3 вариант

Назвать слово на нужный звук (с нужным звуком).

Педагог помещает кружок в нужное окно и называет звук, ребёнок называет слово с этим звуком в заданной позиции (начинать нужно с позиции в начале слова).

4 вариант

Назвать картинку на нужный звук (с нужным звуком).

Педагог помещает кружок в нужное окно и называет звук, ребёнок отбирает и называет нужную картинку.

5 вариант

Определение последовательности звуков в словах из трёх звуков, звуковой анализ этих слов.

Педагог называет слово или показывает картинку, ребёнок определяет последовательность звуков в слове, даёт им характеристику, выставляет нужный кружок в нужное окно.

6 вариант

Назвать слово из трёх звуков с определённой последовательностью и характеристикой звуков.

Педагог помещает кружок в нужные окна, дети называют слово или показывают картинку.

Во всех шести вариантах возможно совмещение  

с символами гласных звуков.

УСЛОЖНЕНИЕ

Называть слова или отбирать картинку на определённую лексическую тему.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки.

«АЛГОРИТМЫ СОСТАВЛЕНИЯ РАССКАЗА

(описательного, по картине)»

Развитие связной речи.

Активизация словаря.

Развитие внимания.

1 вариант

Сначала дети составляют предложения по одной из позиций, затем количество позиций постепенно увеличивается, конечным результатом является составление рассказа.

2 вариант

Дети составляют свой рассказ, используя алгоритм.

«ВОЛШЕБНЫЙ КУБИК»   (символы гласных звуков)

Развитие фонематического слуха.

Воспитание правильной артикуляции гласных звуков.

Закрепление понятия гласный звук.

Активизация словаря.

Профилактика дисграфии.

1 вариант

Педагог поворачивает кубик со словами:

«Крутись, вертись, на бочок ложись.»

В конце фразы останавливая кубик и показывая

детям символ, дети его называют.

2 вариант

Педагог показывает карточку с символом гласного звука, дети его называют.

3 вариант

Педагог называет гласный звук, дети показывают его символ.

4 вариант

Педагог называет слово, дети определяют имеющийся в нём гласный звук (звуки) и показывают его (их) символ (ы).

5 вариант

Педагог показывает картинку, дети называют слово, определяют имеющийся в нём гласный  звук (звуки)  и  показывают  его (их) символ (ы).

6 вариант

Педагог показывает символ (ы, дети находят и показывают картинку, называют слово.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки

«ВОЛШЕБНЫЕ ДОРОЖКИ»

Развитие грамматического строя.

Закрепление обобщающих понятий.

Развитие связной речи.

Активизация словаря.

Развитие памяти.

1 вариант

Согласование прилагательного с существительным.

Педагог выставляет цветную дорожку, дети подбирают нужную картинку или называют существительное, соотносящееся с этим цветом.

Дети должны называть полное словосочетание.

2 вариант

Согласование прилагательного с существительным (качественных, относительных, притяжательных).

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а рядом с ней или над ней картинку, образующую прилагательное, дети подбирают нужную картинку или называют существительное, соотносящееся с этим прилагательным.

Дети должны называть полное словосочетание.

3 вариант

Согласование числительных с существительными.

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а рядом с ней или над ней картинку с изображением числа (один, много, 0, 1, 2, 3, 4, 5, показывает рисунок или называет существительное, дети произносят целое словосочетание.

4 вариант

Составление предложения.

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а на одном её конце картинку с изображением предмета, дети подбирают глагол к этому существительному.

Дети должны называть полное предложение.

5 вариант

Составление предложения.

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а на разных её концах картинки с изображением предметов, дети подбирают глагол, который связывает эти предметы.

Дети должны называть полное предложение.

6 вариант

Составление предложения.

Педагог выставляет нейтральную дорожку, а на одном её конце картинку, дети составляют предложение с заданным словом.

Дети должны называть полное предложение.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки, с антонимами, «Как сказать?», схемами предлогов, предложений.

«ВОЛШЕБНЫЕ КЛЕТОЧКИ»

Ориентировка на плоскости, на листе бумаги.

Закрепление цвета и оттенков.

Фонематический синтез.

Закрепление обобщающих понятий.

Активизация словаря.

Развитие внимания, памяти.

ПРИМЕЧАНИЕ: начинать желательно с левого верхнего угла.

1 вариант

Педагог задаёт направление, дети двигают фишки и называют цвет, оттенок, если игра проходит на цветном поле.

2 вариант

Педагог задаёт направление и диктует звук (слово, дети следуют указаниям и «собирают» звуки в слово (слова в предложение, затем его произносят или записывают.

3 вариант

«Магазин», «Лес», «Зоопарк», «Кормушка» и т. п.

Педагог задаёт направление и называет слова определённой лексической темы, дети «двигаются» в нужном направлении и «собирают» слова, затем все слова называют.

«Что мы купили в магазине?»

«Мы купили апельсины, яблоки, груши, бананы.»

4 вариант

Педагог задаёт направление, дети «двигаются», следуя указаниям, затем один из детей или каждый по очереди проговаривают маршрут следования и двигают фишку в этом направлении.

5 вариант

Педагог задаёт направление, дети «двигаются», следуя указаниям, затем один из детей или каждый по очереди проговаривают маршрут следования в обратном порядке

и двигают фишку в этом направлении.

6 вариант

Педагог задаёт направление, дети «двигаются», следуя указаниям, затем зарисовывают маршрут следования в тетради.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки, с символами гласных звуков, с «Цветными паровозиками».

«ГНОМИКИ»

Развитие фонематического слуха.

Развитие фонематических представлений.

Активизация словаря.

Закрепление обобщающих понятий.

Развитие внимания, памяти.

1 вариант

Определить на слух позицию звука в слове.

Педагог называет слово, ребёнок определяет место звука в слове и помещает фигурку гномика в нужное окно.

2 вариант

Определить позицию звука в слове по картинке.

Педагог показывает картинку, ребёнок определяет место звука в слове и помещает фигурку гномика или эту картинку в нужное окно.

3 вариант

Назвать слово на нужный звук (с нужным звуком).

Педагог помещает фигурку гномика в нужное окно и называет звук, ребёнок называет слово с этим звуком в заданной позиции (начинать нужно с позиции в начале слова).

4 вариант

Назвать картинку на нужный звук (с нужным звуком).

Педагог помещает фигурку гномика в нужное окно и называет звук, ребёнок отбирает и называет нужную картинку.

5 вариант

Определение последовательности звуков в словах из трёх звуков, звуковой анализ этих слов.

Педагог называет слово или показывает картинку, ребёнок определяет последовательность звуков в слове, даёт им характеристику, выставляет нужного гномика в нужное окно.

6 вариант

Назвать слово из трёх звуков с определённой последовательностью и характеристикой звуков.

Педагог помещает фигурки гномиков в нужные окна, дети называют слово или показывают картинку.

Во всех шести вариантах возможно совмещение  

с символами гласных звуков.

УСЛОЖНЕНИЕ

Называть слова или отбирать картинку на определённую лексическую тему.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки.

«ГРИБ»

Закрепление понятий звук и буква.

Памятка для определения характеристики звука.

«ДОМ»

Развитие фонематического слуха.

Закрепление понятий звук и буква.

Активизация словаря.

Закрепление обобщающих понятий.

Развитие внимания, памяти.

1 вариант

Определить по картинку первый звук в слове.

Педагог раздаёт детям картинки и предлагает им определить первый звук в слове и поместить эти картинки на нужный этаж.

2 вариант

Определить на слух первый звук в слове.

Педагог называет слово, ребёнок определяет первый звук и помещает нужную букву на нужный этаж.

Для закрепления обобщающих понятий использовать слова и картинки на нужную лексическую тему.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки.

«КАК СКАЗАТЬ?»

Развитие темпа, ритма речи, силы голоса.

Активизация словаря.

Развитие внимания, памяти.

Возможно сочетание со скороговорками.

Педагог показывает карточку, ребёнок произносит слово, фразу, стихотворение в нужном темпе, ритме, с нужной интонацией, силой голоса.

«КОПИЛКА»

Развитие фонематических представлений.

Развитие грамматического строя.

Закрепление счёта (количественного, порядкового, обратного).

Закрепление обобщающих понятий.

Активизация словаря.

Развитие памяти.

1 вариант

Дети называют слово на определённый звук и бросают кружок. Затем кружки считают.

2 вариант

Дети называют слово на определённую лексическую тему и бросают кружок. Затем кружки считают.

3 вариант

Дети называют существительное к определённому прилагательному и бросают кружок. Затем кружки считают.

Дети должны называть полное словосочетание.

4 вариант

Дети называют прилагательное к определённому существительному и бросают кружок. Затем кружки считают.

Дети должны называть полное словосочетание.

5 вариант

Дети называют глагол к определённому существительному  и бросают кружок. Затем кружки считают.

Дети должны называть полное предложение.

6 вариант

Дети называют существительное к определённому глаголу и бросают кружок. Затем кружки считают.

Дети должны называть полное предложение.

7 вариант

Дети называют предлог с определённым существительным и бросают кружок. Затем кружки считают.

8 вариант

Дети называют существительное с определённым предлогом и бросают кружок. Затем кружки считают.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки, с символами гласных звуков, со схемами предлогов, слов, «Как сказать?».

Таким же образом можно использовать мозаику, выставляя её  элементы на стол. Затем эти элементы считают. Считать можно в прямом и обратном порядке, можно использовать порядковый счёт.

«СВЕТОФОР»

Развитие фонематического слуха.

Активизация словаря.

Закрепление обобщающих понятий.

Развитие внимания, памяти.

1 вариант

Определить на слух нужный звук.

Педагог диктует звуки, дети показывают нужному звуку зелёный свет, остальным – красный.

2 вариант

Определить на слух наличие звука в слове.

Педагог диктует слова, дети показывают зелёный свет, если в слове есть нужный звук, красный – если нужного звука в слове нет.

УСЛОЖНЕНИЕ

Наличие нужного звука в начале, в середине, в конце слова.

3 вариант

Определить наличие звука в слове по картинкам.

Педагог показывает картинки, дети показывают зелёный свет, если в названии рисунка есть нужный звук, красный – если нет.

УСЛОЖНЕНИЕ

Наличие нужного звука в начале, в середине, в конце слова.

Во всех трёх вариантах возможно совмещение

с символами гласных звуков.

4 вариант

Определить, подходит ли предмет данной лексической теме.

а) Педагог диктует слова, дети определяют на слух,  

   подходит ли предмет данной лексической теме.

   Если подходит, показывают зелёный свет, если нет –  

   красный.

б) Педагог показывает картинки, дети определяют,  

   подходит ли рисунок данной лексической теме.

   Если подходит, показывают зелёный свет, если нет –  

   красный.         

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки.

Для развития активного словаря дети могут называть слова, картинки, роль педагога может выполнять ребёнок.

«СКАЖИ НАОБОРОТ» (АНТОНИМЫ)

Развитие грамматического строя.

Активизация словаря.

Развитие внимания, памяти.

1 вариант

Педагог держит карточку, ребёнок должен назвать антонимы.

2 вариант

Педагог держит карточку и называет слово, ребёнок должен назвать слово с противоположным значением, повторить оба значения.

3 вариант

Педагог держит карточку, ребёнок должен назвать существительное с уменьшительно-ласкательным суффиксом, повторить оба значения.

4 вариант

Педагог держит карточку со значением большой-маленький, показывает картинку животного или называет его, ребёнок должен назвать детёныша.

5 вариант

Педагог держит карточку со значением маленький-большой (тонкий-толстый, низкий-высокий, узкий-широкий, показывает картинку или называет слово, ребёнок должен назвать слово со значением «огромный».

Возможно совмещение с  «Волшебными дорожками».

«СКОРОГОВОРКИ» «СЧИТАЛКИ»

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков.

Активизация словаря.

Развитие связной речи.

Развитие памяти.

Предварительно нужно познакомить детей со скороговоркой (считалкой) и её иллюстрацией.

1 вариант

Педагог показывает картинку, ребёнок произносит скороговорку (считалку).

2 вариант

Педагог раздаёт каждому ребёнку по одной карточке со скороговоркой (считалкой, дети по очереди произносят свою скороговорку (считалку).

3 вариант

Карточки со скороговорками (считалками) лежат на столе, дети по очереди берут карточки и произносят скороговорку (считалку).

4 вариант

Дети стоят в кругу и произносят считалку, в соответствии с  карточкой, которую показывает педагог.

Возможно совмещение с  «Как сказать?», схемой предлогов.

«СЛЕДЫ»

Развитие фонематических функций.

Развитие умения составлять и анализировать предложение, слово.

Развитие связной речи.

Активизация словаря.

1 вариант

Педагог показывает картинку или называет слово, дети выкладывают столько «следов», сколько звуков (слогов) в этом слове.

2 вариант

Педагог выкладывает «следы», дети называют слова с определённым количеством звуков (слогов).

3 вариант

Педагог произносит предложение, дети выкладывают столько «следов», сколько слов в этом предложении.

4 вариант

Педагог выставляет «следы», дети составляют предложение.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки, с символами гласных звуков, со схемами предлогов, слов, «Как сказать?».

«СХЕМЫ (слова (слоги, предлоги, предложения)»

Развитие фонематических функций.

Развитие умения составлять и анализировать предложение, слово.

Развитие связной речи.

Активизация словаря.

Развитие внимания, памяти.

1 вариант

Педагог называет слово (предложение, дети находят и показывают схему слова (предлога, предложения).

2 вариант

Педагог показывает карточку со схемой, дети называют слово (предлог, предложение, предложение с предлогом).

«ЦВЕТНЫЕ ПАРОВОЗИКИ»

Развитие фонематических функций.

Развитие умения составлять и анализировать предложение, слово.

Развитие связной речи.

Активизация словаря.

Развитие памяти.

1 вариант

Педагог даёт указание, прицепить столько вагончиков, сколько гласных звуков (слов на гласный звук) услышишь.

Сколько согласных звуков (слов на согласный звук) услышишь (твёрдый, мягкий, звонкий, глухой? Сколько услышишь слов на определённый звук?

Педагог показывает картинку или называют слово, дети выкладывают вагончики, если звук, слово соответствует данной характеристике.

2 вариант

Педагог «прицепляет» вагончик, дети подбирают картинки или слова с соответствующей характеристикой.

3 вариант

Педагог показывает картинку или называет слово, дети выкладывают столько вагончиков, сколько звуков в этом слове.

4 вариант

Педагог выкладывает вагончики, дети называют слова с определённой характеристикой и  количеством звуков (слогов).

5 вариант

Педагог произносит предложение, дети выкладывают столько вагончиков, сколько слов в этом предложении.

6 вариант

Педагог выставляет вагончики, дети составляют предложение.

Возможно совмещение с любой игрой, где есть картинки, с символами гласных звуков, со схемами предлогов, слов.

«СЧИТАЛКИ»

Автоматизация звуков.

Дифференциация звуков.

Активизация словаря.

Развитие связной речи.

Развитие памяти.

Предварительно нужно познакомить детей со считалкой и её иллюстрацией.

1 вариант

Педагог показывает картинку, ребёнок произносит считалку.

2 вариант

Педагог раздаёт каждому ребёнку по одной карточке со считалкой, дети по очереди произносят свою считалку.

3 вариант

Карточки со считалками лежат на столе, дети по очереди берут карточки и произносят считалку.

Возможно совмещение с  «Как сказать?», схемой предлогов.

Публикации по теме:

Анкета для родителей Анкета для родителей. Уважаемые родители! Просим Вас принять участие в опросе по теме «Воспитание звуковой культуры речи у детей дошкольного.

С праздником, коллегиС праздником, коллеги 14 ноября отмечается Всемирный день логопеда. Никому из участников клуба не надо объяснять, как важна и отвественна эта работа. Да это.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Одежда, обувь
  • Одежда, обувь
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры с использованием знаков, символов, схем.
Опубликовано: 17 ноября 2011 в 00:15
+7
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...
Рисуем с детьми в нетрадиционной технике
"Мишка Панда" ( «тычок» жесткой кисти, поролон) Цель: учить детей изображать пушистого животного в какой-либо позе или движении; продолжать учить детей...