Папки-передвижки

Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей с ОВЗ

Елена Рево
Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей с ОВЗ

Контингент групп дошкольных образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья в настоящее время отличается значительным разнообразием: это дошкольники с различной степенью нарушения интеллекта, среди них есть дети с легкой умственной отсталостью или пограничными состояниями.

В связи с особенностями развития дети с ОВЗ нуждаются в целенаправленном обучающем воздействии взрослого.

Публикация «Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей с ОВЗ» размещена в разделах

Ученые, исследующие особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья, в первую очередь отмечают у детей патологическую инертность, отсутствие интереса к окружающему. Поэтому для организации обучения и воспитания этих детей особую роль играют такие способы воздействия, которые направлены на преодоление этих отклонений; активизацию их познавательной деятельности.

Педагогам, работающим с детьми с ОВЗ необходимы такие методические приёмы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предполагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры с крупами.

Крупа - очень полезный и приятный материал для занятий с ребенком, кроме того она способствуют развитию мелкой моторики. При соприкосновении рук с крупой, происходит стимулирование активных точек, находящихся на ладонях. Множество таких точек отвечают за работу внутренних органов и систем организма. Так, например, естественный массаж ладоней и пальчиков способствует развитию речи. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве.

Игры с крупами имеют две цели : одна из них обучающая (развитие и совершенствование ручной моторики, которую преследует педагог, а другая – игровая, ради которой ребенок действует.

Особенности моторного развития и зрительного восприятия у детей с ОВЗ :

Несформированность ручных умений;

Узость объема и пассивность восприятия;

Нарушения зрительной сферы (инертность и непрочность зрительных образов);

Отвлекаемость, неустойчивость внимания;

Игры с крупой можно использовать с детьми имеющими:

• легкую форму интеллектуальной недостаточности;

• задержку психического развития при органических поражениях мозга;

• синдром раннего детского аутизма;

Принципы работы с крупой :

Доступность.

Связь с жизненным опытом и интересами ребенка

Эмоциональность.

Вариативность

Динамичность.

Многие игры и упражнения разработаны авторами, некоторые взяты из других пособий и адаптированы. При этом использованы приёмы работы, предложенные Катаевой. А А., Стребелевой Е. А., Баряевой Л. Б., Гаврилушкиной О. П.

Виды игр с крупой :

Раздел 1. Посвящен играм и упражнением, направленным на развитие и коррекцию ручной моторики. Проведение этих игр способствует развитию у ребенка хватательных движений, развивает зрительно- двигательную координацию, соотносящие действия.

Раздел 2. Включает игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, коррекцию внимания, способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания.

Раздел 3. Представлен играми, способствующими развитию движений пальцев на каждой руке, развивает внимание, подражание, умение анализировать и воспроизводить несложный образец (узор).

В раздел 4. Включены игры и задания, направленные на развитие и коррекцию слухового восприятия и внимания.

В разделе 5. Даны игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию.

Условия реализации:

Для игр с крупами рекомендуем использовать:

гречку, просо, фасоль, семечки, горох и даже обычную соль;

емкости, ложечки и сито

наглядные запрещающие картинки с целью формирования основ безопасного поведения (нельзя брать крупу в рот, засовывать в нос, рот).

Использовать игры с крупой можно :

организуя совместную деятельность с ребенком (педагог – ребенок, родитель- ребенок);

на индивидуальных занятиях у дефектологов, логопедов;

в качестве индивидуальной работы воспитателю;

Важно помнить, что крупа не должна находиться в свободном доступе для детей в целях безопасности!

Этапы работы с крупой :

1. Знакомство с крупой используются игры и упражнения, направленные на развитие ручной моторики.

2. На втором этапе проводятся игры и упражнения, направленные на развитие соотносящих действий, способствует формированию целенаправленности действий и устойчивости внимания;

3. Третий этап работы - игры, способствующие развитию движений пальцев на каждой руке, развитию внимания, подражания, умения анализировать и воспроизводить несложный образец (узор)

4. Четвертый этап - игры и занятия, использование которых будет способствовать формированию у детей интереса к продуктивным видам деятельности: лепке, рисованию, конструированию.

Важно соблюдать комфортный для ребенка темп выполнения, и ободряющее поведение взрослого, Ребенку всегда предлагается инструкция с одновременным показом определенных действий, а также проговаривание действий в процессе выполнения облегчает работу.

Способы работы с крупой на продуктивных видах деятельности и во время игр:

• Выкладывание. Наиболее простые работы – из гороха. А чтобы работы смотрелись ярче, можно раскрашивать горошинки гуашевыми красками.

• Способом засыпки лучше работать с мелкими крупами (манка, пшеничная, кукурузная крупа).

Комбинированный способ: контур изделия – выкладыванием, а внутри – способом засыпки.

• Вдавливание в солёное тесто или пластилин.

Итак, использование игр с крупой в работе с детьми с ОВЗ способствует развитию и коррекции :

• мотивационной сферы детей;

• ручной моторики (тренировка мышц руки);

тактильной чувствительности;

• воображению (нахождение образов в созданных картинах с помощью крупы, разнообразные игровые замыслы);

• речевого развития (дети озвучивают свои действия, разговаривают за героев, договариваются друг с другом);

восприятия, памяти, внимания, наглядно-образного мышления;

• поведенческих отклонений;

Публикации по теме:

Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей дошкольного возраста». Зачем нужны пальчиковые игры. «Руки – это.

Развитие мелкой моторики у детей посредством работы с крупамиРазвитие мелкой моторики у детей посредством работы с крупами Для достижения положительных результатов в развитии ребёнка невозможно ограничиться только работой, проводимой в стенах детского сада..

Дидактические игры для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия.Дидактические игры для развития мелкой моторики и сенсорного восприятия. Я работаю воспитателем первой младшей группы. Очень люблю нестандартное оборудование, поговорила с родителями, чтобы они изготовили стенд.

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики у детей Актуальность и проблемность развития мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Актуальность работы по развитию мелкой моторики.

Доклад «О развитии тактильно-двигательного восприятия и моторной сферы дошкольников с ОВЗ» Проблема развития тактильно-двигательного восприятия и моторной сферы дошкольников является достаточно актуальной. Развитие крупной и мелкой.

Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения»Консультация для родителей «Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения» Консультация для родителей "Игры для развития мелкой моторики рук и зрительного восприятия у детей с нарушением зрения"I часть. Теоретическая.

План работы «Игры с пальчиками как средство развития мелкой моторики рук» Тема: «Игры с пальчиками – как средство развития мелкой моторики рук». Цель: с помощью пальчиковых игр способствовать развитию мелкой моторики.

Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возрастаИзобразительная деятельность, как средство развития мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста Разрешите представить Вашему вниманию презентацию моего опыта работы по теме "Изобразительная деятельность, как средство развития мелкой.

Тактильно-сенсорное панно «Цветная поляна» как средство развития восприятия детей 3–7 лет с ОВЗТактильно-сенсорное панно «Цветная поляна» как средство развития восприятия детей 3–7 лет с ОВЗ Для детей с интеллектуальной недостаточностью характерно большое отставание в сроках развития восприятия, замедленный темп развития. У них.

Консультация для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» Журнал для родителей «Пальчиковые игры как средство развития мелкой моторики рук и речи детей младшего возраста» В этом выпуске:Значение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с крупами, как эффективное средство развития тактильно-двигательного восприятия и мелкой моторики у детей с ОВЗ
Опубликовано: 7 декабря 2015 в 20:55
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.

21 апреля. День домашнего спорта. Передвижка «Физическое воспитание в семье»

День домашнего спорта – это замечательный повод организовать физкультурное развлечение для дошколят и напомнить их родителям об основных принципах физического воспитания в семье.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД