Получи документы

Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации

Шайганова Альфия
Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации

Воспитатель:

МАДОУ «Детский сад» №395

г. Перми

Хамзина Ильмира Вильдановна

г. Пермь 2015

Одним из показателей хорошего физического и нервно-психического развития ребенка является развитие его руки, кисти, ручных умений или, как принято называть, мелкой пальцевой моторики. В коррекционно - логопедической работе, я активно использую в качестве массажа разного рода мячики или шарики, для развития мелкой моторики пальцев рук, а так же с целью общего укрепления организма.

Публикация «Игры с мячом, Развитие мелкой моторики, Практические рекомендации» размещена в разделах

Массажный мячик – эффективное средство развития кистей рук ребенка, движений его пальцев, разработки мышц. Ребристая игольчатая поверхность мяча воздействует на нервные окончания, улучшает приток крови и активизирует кровообращение. Массажный мячик ускоряет капиллярный кровоток, уменьшает венозный застой и повышает кожно-мышечный тонус. Закруглённые массажные шипы на поверхности мячика воздействуют на биологически-активные зоны кожи головы, туловища и конечностей, способствуют улучшению состояния всего организма. Массажный мяч положительно сказывается на развитии детей. Эта забавная упругая игрушка обогащает сенсорную среду малыша, стимулируя его психомоторное развитие.

Цель:

- скорректировать речевые нарушения с помощью использования массажных мячей. Задачи: - сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей дошкольников.

- развивать точные сложно-координированные движения руки.

Оборудование:

Мячи (малые, массажные средние, Су-Джок).

Игры с мячом в логопедической коррекции Замечено, что дети отдают предпочтение мячам, сочетающим 3 качества:

• ярким

• легким

• прыгучим

Практика использования мяча в логопедической работе показывает, что мяч может быть прекрасным коррекционным инструментом:

игры с мячом отвлекают внимание ребенка от речевого дефекта и побуждают к общению.

Развивают общую и тонкую моторику, ориентировку в пространстве.

• Регулируют силу и точность движений.

Развивают и нормализуют эмоционально – волевую сферу, особенно важно для гиперактивных детей

• Активизируют непроизвольное внимание

Развивают глазомер, силу, ловкость, быстроту реакции

Развивают мышечную силу, усиливая работу важных органов: легких, сердца, улучшают обмен веществ.

Все это является предпосылками для лучшего функционирования речевых органов и оказывает положительное влияние на выработку у детей правильных речевых навыков.

Использование пальчиковых игр и упражнений с мячом помогают детям :

• сделать рывок в развитии речи – улучшить произношение и обогатить лексику;

• подготовить руку к письму, что особенно важно для ребят, которые скоро пойдут в школу;

развивать внимание, терпение, внутренний тормоз – умение сдерживаться именно тогда, когда это необходимо;

• стимулировать фантазию, проявлять творческие способности;

• укрепить физическое здоровье.

Необходимо помнить три важных правила.

Первое: пальцы левой и правой рук следует нагружать равномерно;

Второе: после каждого упражнения нужно расслаблять пальцы (например, потрясти кистями рук);

Третье: поскольку пальчиковая гимнастика оказывает комплексное воздействие, она должна использоваться на всех занятиях в ДОУ.

Игры с мячом, направленные на развитие мелкой моторики

Начинаем с разминки. Использовать можно небольшие мячики, шарики. Они легко помещаются в ладошке детей, не выскальзывают из рук. Этот комплекс целесообразно проводить в начале занятий.

(приложение №1)

упражнения с массажным средним мячом.

(приложение№2)

И рассмотрим игры и упражнения с массажным мячом Су-Джок.

(приложение№3)

Вывод.

Таким образом, игры с мячом – это высокоэффективный, универсальный доступный и абсолютно безопасный метод самооздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях рук, использование которых способствуют повышению физической и умственной работоспособности детей, оказывающее влияние на речевое развитие детей. Игры с мячом универсальны и их разнообразие и наполнение содержанием зависит от фантазии взрослых и желания работать с детьми весело, интересно. Желаю Вам творческих успехов!

Методические пособия и литература.

1. Бардышева Т. Ю. Разговорчивые пальчики. – М., 2001.

2. Бардышева Т. Ю., Щербакова Т. Н. Вот как пальчики шагают. Пальчиковые игры. – М., 2002.

3. Крупенчук О. И. Развиваем мелкую моторику. – СПб., 2002.

4. Нефедова Е. А., Узорова О. В. Пальчиковая гимнастика. – М., 2002.

5. Савина Л. П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников : Пособие для родителей и педагогов. – М., 1999.

Приложение №1

Комплекс «Разминка» с малыми мячами

Мячик сильно посжимаю

И ладошку поменяю.

«Здравствуй, мой любимый мячик!» -

Скажет утром каждый пальчик.

Крепко мячик обнимает,

Никуда не выпускает.

Только брату отдает:

Брат у брата мяч берет

Два козленка мяч бодали

И другим козлятам дали.

По столу круги катаю,

Из-под рук не выпускаю.

Взад – вперед его качу;

Вправо-влево – как хочу.

Танцевать умеет танец

На мяче мой каждый палец.

Мячик пальцем разминаю,

Вдоль по пальцам мяч гоняю.

Мячик мой не отдыхает –

Между пальцами гуляет.

Поиграю я в футбол

И забью в ладошку гол

Сверху левой, снизу правой -

Я его катаю браво.

Приложение №2

Упражнения с массажным средним мячом

«Игра с ёжиком»

Ёжик выбился из сил –

Яблоки, грибы носил.

Мы потрем ему бока –

Надо их размять слегка.

А потом погладим ножки,

Чтобы отдохнул немножко.

А потом почешем брюшко,

Пощекочем возле ушка.

Ёж в лесочек убежал,

Нам спасибо пропищал.

(жалеем ёжика – гладим, трем бока, разминаем, чешем, щекочем, катаем по столу с нажимом)

Колкие иголки

У сосны, у пихты, ёлки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

(катаем мяч между ладошками движениями вверх - вниз сначала медленно, затем увеличиваем темп)

Этот шарик не простой

Этот шарик не простой:

Весь колючий вот какой

Меж ладошками кладем,

Им ладошки разотрем.

Вверх и вниз его катаем,

Свои руки развиваем!

Можно шар катать по кругу,

Перекатывать друг другу.

Раз, два, три, четыре, пять

Нам пора и отдыхать.

(движения соответствуют тексту)

«Колючий ёж»

Гладь мои ладошки ёж!

Ты колючий, ну и что ж?

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить!

(Катаем мячик между ладошками, гладим, дотрагиваемся пальчиками до отдельных «колючек»)

«Мячик»

Я мячом круги катаю,

Назад- вперед его гоняю,

Им поглажу я ладошку,

А потом сожму немножко.

Каждым пальцем мяч прижму

И другой рукой начну.

А теперь последний трюк-

Мяч летает между рук!

(движения соответствуют тексту)

«Орех»

Прокачу я свой орех

По ладони снизу вверх,

А потом обратно,

Чтоб стало мне приятно.

Я катаю мой орех,

Чтобы стал круглее всех.

(движения соответствуют тексту)

«Испечем мы каравай»

Месим, месим тесто (сжимаем мяч)

Есть в печи место. (перекладываем в др. руку)

Испечем мы каравай! (Сжимаем обеими руками)

Перекладывай валяй (катаем между ладошками)

Приложение №3

Упражнения с массажным мячом Су-Джок.

«Будь здоров!»

Чтоб здоров был пальчик наш.

Сделаем ему массаж.

Посильнее разотрём.

И к другому перейдём.

Прокатывать шарик между ладонями, затем к каждому пальцу на правой и левой руке.

«Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной.

Шарик на ладони катать каждым пальчиком.

«Ёжик»

Ёжик, ёжик колкий, где твои иголки?

(крутим мяч между ладонями)

Нужно нам бельчонку, сшить распашонку

(крутим мяч ладошкой на груди)

Починить штанишки шалуну зайчишки

(крутим мяч на ножке)

Фыркнул ёжик, отойдите

(крутим мяч ладошкой по столу)

Не спишите, не просите,

Если дам иголки

Съедят меня волки.

«Прогулка»

(На листе бумаги нарисовать тропинку, вдоль тропинки по разные стороны нарисовать ягоды и грибы, передвигаем пальчиками мяч по тропинке)

1. По сухой лесной дорожке

Топ-топ-топ топочут ножки.

Ходит бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

Если подкрадётся волк,

Превратится ёж в клубок.

2. Мячик-ёжик мы возьмём,

Покатаем и потрём.

Вверх подбросим и поймаем,

И иголки посчитаем.

Пустим ёжика на стол,

Ручкой ёжика прижмём

И немножко покатаем,

Потом ручку поменяем.

3.Ёжик в ручки надо взять,

Чтоб иголки посчитать.

Раз, два, три, четыре. Пять.

Начинаем счёт опять.

Мы возьмём в ладошки ёжик

И потрём его слегка,

Разглядим его иголки,

Помассируем бока.

(движения выполняем в соответствии с текстом)

Публикации по теме:

Отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны в ДОУ В этом учебном году мы провели месячник по гражданской обороне и подготовили отчетный материал о проведении месячника гражданской обороны.

Учебно-дидактическая игра «Мой любимый город»Учебно-дидактическая игра «Мой любимый город» Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста. Цель: закрепить знания детей о достопримечательностях города Перми, памятных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с мячом. Развитие мелкой моторики. Практические рекомендации
Опубликовано: 14 февраля 2015 в 19:35
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД