Папки-передвижки

Игры с песком, или песочная терапия (8 фото)

Наталья Нестерня
Игры с песком, или песочная терапия

Игры с песком,

или песочная терапия

МБДОУ ДС №24

Воспитатель Нестерня Н. И.

В настоящее время значительно возрос интерес специалистов-педагогов, психологов, логопедов - к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной «самотерапии» известна с давних времен. Действительно, взаимодействуя с песком, ребенок проявляет чудеса фантазии. Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации. Активируются мыслительные и эмоциональные резервы, что выражается в физических формах, создаваемых руками.

Публикация «Игры с песком, или песочная терапия» размещена в разделах

В песочных картинах один из психотерапевтической ресурс - возможность созидательного изменения формы, сюжета, событий, взаимоотношений. Именно эта идея лежит в основе сказкотерапевтического подхода к работе с песочницей. Ребенок, играющий в песочнице с миниатюрными фигурками, представляется Волшебником, который вступает во взаимодействие с природными и социальными силами. Поскольку игра происходит в контексте сказочного мира, ребенку предоставляется возможность творческого изменения дискомфортной для него ситуации, негативного состояния. Преобразуя ситуацию в песочнице, ребенок получает опыт самостоятельного разрешения трудностей как внутреннего, так и внешнего плана- в этом и проявляется его сила Волшебника. Накопленный опыт самостоятельных конструктивных изменений ребенок переносит в реальную повседневную жизнь.

В песочнице создается дополнительный акцент на тактильную чувствительность, развивается «мануальный интеллект» ребенка. Поэтому перенос традиционных обучающих и развивающих заданий в песочницу дает дополнительный эффект. С одной стороны, существенно повышается мотивация ребенка к занятиям. С другой стороны, более интенсивно и гармонично происходит развитие познавательных процессов. А если учесть, что песок обладает замечательным свойством «заземлять» негативную психическую энергию, то в процессе образовательной работы происходит и гармонизация психоэмоционального состояния ребенка. Иначе говоря, использование песочницы в педагогической практике дает комплексный образовательно- терапевтический эффект.

Работы с песком можно разделить на три основных типа,

объединяющие наиболее распространенные и часто повторяющиеся

формы, создаваемые детьми на разных этапах их развития

в процессе игр с песком. Первый тип работ относится к совершению

определенных манипуляций с песочной поверхностью.

Дети заполняют песком формочки, рисуют на песчаной

поверхности линии, делают отпечатки, собирают песок в комочки

и создают горки. Второй тип работ связан с проникновением

в толщу песка, рытьем ямок и тоннелей, а также прятаньем

в песок предметов и последующим их извлечением. К третьему

типу принадлежат работы, в которых используется

вода — дети могут капать ею на песок, контролируя объем, или

лить ее в большом количестве. В психотерапии дети и взрослые

используют все виды работ.

Для организации процесса песочной терапии потребуется : песочница (ящик для песка, песок, вода, коллекция миниатюрных фигурок. Песочница представляет собой деревянный ящик. Традиционный его размер в сантиметрах : 50*70*8 (где 50*70- размер поля, а 8- глубина). Традиционный размер для песочницы предназначен для индивидуальной работы.

СОВЕТЫ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ

Чтобы избежать неразберихи вокруг лотка, нужно предварительно

обсудить с детьми порядок работы и установить для них несколько

правил. Тут нет никаких «законодательных норм», но желательно

соблюдение ряда общих рекомендаций. В любом случае нужно учитывать количество детей в группе, размер и планировку рабочего помещения, наличие персонала и, естественно, характер игрового поведения детей.

В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.

Итак, некоторые рекомендации:

• Желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.

• Не помещайте лоток в углу комнаты. К лотку должен быть обеспечен свободный доступ со всех сторон: только в этом случае дети смогут по желанию выбирать формат будущего изображения (горизонтальный или вертикальный).

• Лоток с песком следует установить на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей. При этом столешница должна быть значительно больше лотка, чтобы на ней можно было свободно разместить вспомогательные материалы и организовать места для занятий с песком.

• Все принадлежности для занятий следует размещать в маленьких корзиночках или ящичках на уровне глаз ребенка.

• Детям будет удобнее работать, если в их распоряжении имеется стойка, предназначенная для хранения вспомогательных материалов: цветной бумаги, гофрированного картона, голографической пленки, которые можно использовать в качестве фона для фигур, нарисованных на песке.

• С детьми полезно устраивать своего рода «мозговые штурмы», во время которых можно обсуждать, например, какие еще материалы подойдут для игр и рисования в лотке.

• Следует запретить использование предметов и материалов, которые могут поцарапать стеклянное дно лотка.

• Необходимо категорически запретить детям бросаться песком. Если это все-таки случится, взрослые, проводящие занятия, должны немедленно вмешаться.

• Даже если дети работают очень аккуратно, песок может просыпаться на стол или на пол. В таких случаях дети должны самостоятельно подмести пол веником и собрать песок в совок для мусора.

Песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито: все загрязнения останутся в нем.

• Требуйте, чтобы перед началом занятий с песком дети мыли руки –таковы гигиенические нормы.

• Периодически лоток нужно пополнять песком.

• Дети способны многому научиться, играя в лотке с песком, и это зависит от характера их игрового и рабочего поведения. Одни дети могут работать самостоятельно и спокойно, другим нравится начинать что-то, но они не любят заканчивать работу. Иногда детям нравится работать вместе, например, выполняя какие-либо задания и заранее обсудить его с детьми. Выполнение заданий совместно с партнером (особенно с педагогом) приносит большую пользу и нравится многим детям.

• Следует учесть, что свободный доступ к лотку с песком для проведения занятий в детском саду зависит от правил, установленных в этом учреждении.

• После занятий лоток рекомендуется закрывать специальной крышкой. Крышка надежно фиксируется на лотке, и его можно переносить за ручку, как чемодан, не боясь, что песок просыплется.

Педагогические аспекты использования песка трудно переоценить – это и замечательный сенсорный материал, и непревзойдённая по своим возможностям предметно-игровая среда, и великолепный материал для изобразительной деятельности, экспериментирования, конструирования.

Литература :

1. Грабенко Т. Игры с песком, или песочная терапия//Дошкольная педагогика,2004 г. -№5

2. Зейц М. Пишем и рисуем на песке.

3. Жителева С. Песочная терапия. //Ребенок в детском саду. – 2006. - №4.

4. Баринова Н. Песок – вода – ладошки. //Ребенок в детском саду. – 2010. - №2

Игры с песком, или песочная терапия
Фото №1 Игры для детей Игры с песком или Фото №2 Песочная терапия песочная терапия МБДОУ ДС Воспитатель Нестерня Н Фото №3 В настоящее время значительно возрос интерес специалистов педагогов психологов логопедов к специально организованным занятиям с детьми с использованием песочницы Фото №4 И это не случайно ведь игра с песком как процесс развития самосознания ребенка и его спонтанной самотерапии известна с давних времен Фото №5 Действительно взаимодействуя с песком ребенок проявляет чудеса фантазии Фото №6 Ребенок включается в игру с песком всем своим существом эмоционально психически физически Фото №7 При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания любознательности увлеченности а также для релаксации
Публикации по теме:

План работы по самообразованию «Песочная терапия в коррекции эмоционально-волевой и социальной сфер детей-дошкольников» Цель:Коррекция эмоционально-волевой и социальной сфер детей старшего дошкольного возраста. Задачи:-Обогащать эмоциональную сферу ребенка.

Построение предметно-развивающей среды в ДОУ своими рукамиПостроение предметно-развивающей среды в ДОУ своими руками " Уголок эмоций" Смеяться, плакать или злиться, Оказывается тоже надо учиться, Потому что Эмоциональность Помогает детям разрядиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры с песком, или песочная терапия
Опубликовано: 10 февраля 2013 в 18:33
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД