Получи документы

Игры с предметами домашнего обихода

Олеся Черкашина
Игры с предметами домашнего обихода

Игры с предметами домашнего обихода.

Достоинством приведенных ниже игр на развитие мелкой моторики у детей является то, что для их проведения не требуются какие-то специальных игрушки, пособия и т. п. В играх используются подручные материалы, которые есть в любом доме: прищепки, пуговицы, бусинки, крупа и т. д.

Публикация «Игры с предметами домашнего обихода» размещена в разделах

Возьмите плоскую тарелку или поднос темного или яркого цвета. Тонким равномерным слоем рассыпьте по ней любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (лестницу, капли дождя, волны, фрукты, буквы и т. д.

Игры с предметами обихода отлично развивают мелкую моторику и точность движений, сенсорное развитие. И не забывайте про мозаику, которая также развивает мелкую моторику.

Вот несколько примеров игр с пуговицами:

1. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

2. Возьмите одну пуговицу, покажите ее малышу, а потом спрячьте за спиной и спросите «В какой руке у меня пуговица?». Пусть малыш угадает, в какой руке спрятана пуговка.

3. Возьмите нитку и проденьте на нее 20-30 пуговиц, получится что-то наподобие браслета, меленькие модницы могут по достоинству оценить такой браслет из пуговиц.

4 Наберите несколько одинаковых пуговиц, из них можно выложить узор (как из мозаики, к примеру, сделать цветочек, гусеничку.

5. Привязав крепкую нитку (или проволоку) с пуговицами между ножками стульев, можно запросто поиграть в счёты.

6 Пришив крупные пуговицы на плотную ткань, можно получите отличный массажный коврик,который предотвратит развитие плоскостопия.

КАРТОТЕКА ПАЛЬЧИКОВЫХ ИГР С ПРЕДМЕТАМИ ДОМАШНЕГО ОБИХОДА.

1. Игра с двумя грецкими орехами.

Расположить два небольших грецких ореха между прямыми ладонями рук и катать, проговаривая четверостишие:

Я катаю свой орех,

Чтобы был круглее всех.

2. Игра с решёткой для раковины.

Положить решётку на ровную поверхность (стол, поставить в дырочки решётки по два пальца каждой руки, перпендикулярно столу, и "шагая", не наступая на перегородки приговаривать:

В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили,

Мы смотрели всех подряд,

Медвежат, лисят, бобрят!

3. Игра с щёткой для волос.

Расположить щётку для волос между прямыми ладонями и делая движения вперё д-назад ладонями приговаривать:

У сосны, у пихты, ёлки,

Очень колкие иголки,

Но сильней, чем ельник,

Вас уколет можжевельник!

4. Перекатывание карандаша или ручки в ладонях способствует стимуляции биологически активных точек, тонизирование организма в целом.

Возьмите яркий поднос. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком ребенка по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько хаотических линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны, буквы и т. д.

5. Подберите пуговицы разного цвета и размера. Сначала выложите рисунок сами, затем попросите малыша сделать то же самостоятельно. После того, как ребенок научится выполнять задание без вашей помощи, предложите ему придумывать свои варианты рисунков. Из пуговичной мозаики можно выложить неваляшку, бабочку, снеговика, мячики, бусы и т. д.

6. Возьмите решетку для раковины (обычно она состоит из множества клеточек). Ребенок ходит указательным и средним пальцами, как ножками, по этим клеткам, стараясь делать шаги на каждый ударный слог. "Ходить" можно поочередно то одной, то другой рукой, а можно - и двумя одновременно, говоря:

"В зоопарке мы бродили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят".

7. Берем пельменницу. Ее поверхность, как вы помните, похожа на соты. Малыш двумя пальцами (указательным и средним) изображает пчелу, летающую над сотами:

"Пальцы, как пчелы, летают по сотам

И в каждую входят с проверкою: что там?

Хватит ли меда всем нам до весны,

Чтобы не снились голодные сны?".

8. Насыпаем в кастрюлю 1 кг гороха или фасоли. Ребенок запускает туда руки и изображает, как месят тесто, приговаривая:

"Месим, месим тесто,

Есть в печи место.

Будут-будут из печи

Булочки и калачи".

9. Насыпаем в кружку сухой горох. Ребенок на каждый ударный слог перекладывает горошины по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками одновременно, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинцем. Четверостишия подбираются любые.

10. Насыпаем горох на блюдце. Ребенок большим и указательным пальцами берет горошину и удерживает ее остальными пальцами (как при сборе ягод, потом берет следующую горошину, потом еще и еще - так набирает целую горсть. Можно делать это одной или двумя руками.

11. Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - "лыжи". Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на "лыжах", делая по шагу на каждый ударный слог:

"Мы едем на лыжах, мы мчимся с горы,

Мы любим забавы холодной зимы".

То же самое можно попробовать проделать двумя руками одновременно.

12. Ребенок собирает спички (или счетные палочки) одними и теми же пальцами разных рук (подушечками) : двумя указательными, двумя средними и т. д.

13. Строим "сруб" из спичек или счетных палочек. Чем выше и ровнее сруб, тем лучше.

14. Бельевой прищепкой (проверьте на своих пальцах, чтобы она не была слишком тугой) поочередно "кусаем" ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно) на ударные слоги стиха:

"Сильно кусает котенок-глупыш,

Он думает, это не палец, а мышь. (Смена рук.)

Но я же играю с тобою, малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: "Кыш!".

15. Сначала из прищепок можно сделать бусы, потом соорудить себе какой-нибудь экзотический костюм, закрепив их на себя. Если мама или кто-нибудь из взрослых пойдет немного дальше и проявит терпение и изобретательность, то может получится целая развивающая игра. Для того чтобы у ребенка «окрепли» руки в обращении с прищепками, можно предложить ему прищепить их вокруг открыток, тем самым сделать «новую необычную открытку» в подарок бабушке. Затем вы можете вырезать из картона шаблоны ежика и солнышка и предложить ребенку сделать игрушки из прищепок. На первый взгляд простая игра, но польза от нее неоценимая. Во-первых, развивает фантазию и воображение, а во-вторых, способствует развитию мускулатуры кисти руки. Берем веревку (толщиной с мизинец ребенка) и завязываем на ней 12 узлов. Ребенок, перебирая узлы пальцами, на каждый узел называет месяц года по порядку. Можно сделать подобные приспособления из бусин, пуговиц и т. д.

16. Натягиваем веревку на уровне плеч ребенка и даем ему несколько бельевых прищепок. На каждый ударный слог ребенок цепляет прищепку к веревке:

"Прищеплю прищепки ловко

Я на мамину веревку".

17. Ребенок комкает, начиная с уголка, носовой платок (или полиэтиленовый мешочек) так, чтобы он весь уместился в кулачке.

Кстати, используя такие вот прагматические материалы, можно организовать «домашние занятия» по ознакомлению с цветом, формой, свойствами предметов и т. д. Например, для самых маленьких детей можно сделать занятие по типу развивающих игр Монтессори. Возьмите обыкновенные пластмассовые бутылки с завинчивающимися крышками, насыпьте в каждую немного круп, какие только найдутся в доме (хорошо подойдут рис, горох, греча, теперь предложите вашему ребенку погреметь ими. Получится что-то вроде развивающих погремушек. Расскажите ребенку, что у каждой бутылки свой звук. Предложите ему определить на слух, что гремит в бутылке, горох или рис. Можно вместо крупы заполнить бутылки водой и также поместить туда всевозможные мелкие предметы. Ребенок с удовольствием будет наблюдать, как они плавают. Вариантов игр можно придумать бесчисленное множество - стоит только маме проявить свою фантазию.

Для более старших детей можно организовать занятия «по рисованию». Для начала возьмите несколько пластмассовых одноразовых стаканчиков (лучше прозрачных, или маленьких баночек из-под детского питания). Дайте ребенку краски и кисточку и предложите окрасить воду в стаканчиках в разные цвета (предварительно показав, как это делается). Для малыша процесс превращения бесцветной жидкости в цветную будет просто завораживающим. Когда ребенок освоит эти действия, предложите ему сделать различные «напитки». Так, при смешивании коричневой и белой красок получится «кофе», из красной и желтой – «морковный сок» и т. д.

Если у вас дома сохранились пластмассовые трубочки для коктейлей, предложите своему ребенку «забавное рисование». Налейте немного окрашенной жидкости на лист бумаги или тарелки, теперь подуйте на каплю - и впереди трубочки под воздействием воздуха, побежит небольшая дорожка, повторите свои действия - и вот уже на бумаге появились забавные фигурки солнышка, жука и т. д. Предложите ребенку проделать то же самое. Данное упражнение прекрасно развивает детское воображение, а также служит хорошим тренажером для развития артикуляционного аппарата.

Игры - шнуровки Марии Монтессори:

- развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;

- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";

- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);

- способствуют развитию речи ;

- развивают творческие способности.

В играх с шнурованием также развивается глазомер, внимание, происходит укрепление пальцев и всей кисти руки (мелкая моторика, а это в свою очередь влияет на формирование головного мозга и становления речи. А также, что не маловажно, игры-шнуровки Монтессори косвенно готовят руку к письму и развивают усидчивость.

Познают мир "руками" не только крохотные малыши - игрушки, которые требуют работы кисти, пальцев полезны и детям постарше. Мария Монтессори почти сто лет назад давала своим детям кусочки кожи с дырками и шнурки - и руки развивает, и сосредотачиваться учит, и в жизни пригодится. Нам, в отличие от Монтессори, не придется сидеть с ножницами и тряпочками. Можно просто купить "игру-шнуровку" - набор из разноцветных шнурков и башмака, пуговицы, "куска сыра" или какой-нибудь еще деревянной штуки с дырками. Иногда к ним прилагается еще и деревянная иголка. Представляете, как приятно девочке заполучить запретные иголку с ниткой и стать "совсем как мама".

Публикации по теме:

Проект «Игры с предметами» Оздоровительно - развивающий проект "Игры с предметами" в младшей группе № 3 Подготовила и провела воспитатель: Прянишникова Ю. А..

Семинар-практикум для родителей на тему: «Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ» В нашем детском саду прошел семинар- практикум на тему: "Многообразие способов развития мелкой моторики рук у детей с ОВЗ". Воспитатель.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Игры с предметами домашнего обихода
Опубликовано: 24 апреля 2013 в 21:19
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД