МААМ-картинки

Игры ТРИЗ по ПДД

Юлия Ермилова
Игры ТРИЗ по ПДД

«Угадай, кто я?»

Дети сидят или стоят в кругу. Каждый загадывает себе образ, но не называет его. Один из участников выходит в центр и говорит: «Я умею…». Действие изображается при помощи пластики. Дети называют изображённое действие. «А ещё я умею.», - говорит ребёнок и показывает следующее движение.

После 3 – 4 изображённых действий дети отгадывают объект. Например: прыгать, кататься, лежать… (мячик).

Если дети назвали объект по загаданным функциям, но не тот, который изначально задуман, предлагается вспомнить, для кого эти функции характерны. Количество участников – до 10 человек.

«Кто же это делает?»

Публикация «Игры ТРИЗ по ПДД» размещена в разделах

(разновидность игры «Да – Нет»)

Один из участников загадывает дорожный знак, остальные дети по очереди задают ему вопросы, на которые можно ответить утвердительно или отрицательно. Все вопросы должны касаться функционального назначения предмета: «Этот знак разрешает переходить дорогу? Мигает?» и т. д. За правильную отгадку можно предлагать фишку или передавать право ведущего.

«Повторяка»

Дети выбирают себе образы или получают их от ведущего. Затем ведущий называет свой образ и свойственную ему функцию, а дети «примеряют» эту функцию на себя:

- я – Светофор. Я регулирую движение на дороге;

- я – Машинка. Я еду по дороге и слежу за движением;

- я –Регулировщик, я регулирую движение, когда стою на перекрестке и слежу за движением т. д.

Основная сложность данного тренинга заключается в том, что необходимо найти условия проявления данной несвойственной функции.

«Я собираю машину»

Для игры понадобится набор предметных картинок, которые складываются стопкой изображением вниз. Ребё нок объявляет: «Я собираю машинку и нужно мне…» и вытаскивает из стопки любую картинку. Далее он должен объяснить, зачем ему данный объект в машине. В игре участвуют 3 – 4 ребёнка.

«Репка»

Воспитатель называет объект и предлагает потянуть репку. Дети становятся паровозиком и по очереди называют стадии развития этого объекта. Если всё названо правильно, воспитатель объявляет, что репка вытянута, а если дети ошиблись, то репка остаётся на грядке. Например, пешеход сначало идет по тротуару, нужно нам перейти проезжаю часть, найти пешеходный переход, и т. д. тянем потянем… вытащили репку.

«Ромашка»

В игре используется волчок. Вокруг него раскладывают картинки - ловушки. Волчок раскручивают. Когда стрелка укажет на одну из картинок, кто – то из детей (или в коллективном процессе) должен рассказать о опасности в данной ситуации, что будет потом. Игра адресована старшим дошкольникам.

«Ты мой кусочек»

Дети сидят в кругу. Один из них называет образ, а остальные – его части: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твой руль, колесо, фара и т. д.

В качестве усложнения предлагается выстроить целую подсистемную цепочку: я – машина, а ты – мой кусочек. Я – твоя фара, а ты мой кусочек. Я – лампочка в фаре, а ты – мой кусочек и т. д.

«Поедем кататься»

Каждый ребёнок получает медальон с изображением какого – то предмета. В разных уголках комнаты отмечают «станции» при помощи картинки или предмета. Дети паровозиком движутся по комнате. Возле станции даё тся сигнал: «Приехали!» Воспитатель объявляет название станции по классу (станция посуды, транспорта, по материалу (станция деревянных изделий, по свойству (станция такого – то цвета) и т. д. В зависимости от названного признака дети решают, выходить им или нет. Те, кто вышел, должен аргументировать своё решение.

«Чудо – Юдо»

Детям показывают картинку, составленную по принципу «Фоторобот» (фантастический знак, созданное путём соединения частей разных знаков). Задача детей – как можно быстрее определить все части, из которых составлен образ. Картинки для этого тренинга можно заранее изготовить с подгруппами детей в процессе индивидуальной работы в свободное время.

«Моё настроение»

Воспитатель задаёт ситуацию, а дети называют возможные эмоциональные предложения, связанные с ней. Например, работающий светофор, новогодний утренник в детском саду – радость, ожидание, веселье, машина проехала на красный свет– грусть, беда, разочарование, страх….

«Разведчики»

Для игры понадобятся большая сюжетная картина и набор предметных картинок. По команде «Разведчики, вперёд!» дети должны выбрать из множества знаков те, которые характерны для водителя, для пешехода, для пассажира.

Если ребёнок ошибается, то вместе с остальными участниками игры нужно придумать ситуацию, оправдывающую ошибочный выбор.

«Змея»

В игре участвуют 4 – 6 детей. Каждому из них воспитатель называет слово из единой системной цепочки: улица, квартал, район, город… Слова называют не по системному порядку. Затем дети разбегаются в разные стороны, а по сигналу «Змея, стройся!» должны выстроиться в колонну, соблюдая надсистемный порядок: от самого малого до самого широкого понятия.

«Угадай, о чем я рассказала»

Цель. Узнать предметы по словесному описанию, опираясь на зрительное восприятие предметов.

Оборудование. Картинки с изображением хорошо знакомых детям дорожного знака.

«Мои друзья»

(проводится с начала средней группы)

Правила игры : Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры : Дети выбирают знаки, транспорт

Воспитатель: Я – Светофор. Мои друзья – водители транспорта, пешеходы,

Игра «Фантазеры»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход: Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - дорожные знаки. Чем их можно заменить? А транспорт?

Игра «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход: Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, транспорт, образы животных, людей и т. д.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Что будет, если… (с 3-х лет).

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры.

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если перестанет работать светофор?»

Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если не будет машин и т. д.»

Раз, два, три… ко мне беги! (с 3 - летнего возраста).

Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.

Правила игры :

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах - это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах - это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

Ход игры:

"Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!" (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы) Остальные дети стоят на месте.

Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

Волшебный светофор (с 4- летнего возраста).

Цель: Учить детей выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, внимание, речь.

Правила игры :

У "Волшебного светофора" красный цвет означает подсистему объекта, желтый - систему, зеленый - надсистему. Таким образом, рассматривается любой объект. Рассматриваемый предмет может висеть (лежать) перед ребенком, а может после показа убираться.

Ход игры:

Воспитатель вывешивает предметную картинку машины (в старшем дошкольном возрасте - схему машины).

В: Если я подниму кружочек красного цвета - вы мне скажите, из чего состоит машина. Если я подниму круг зеленого цвета - вы мне скажите, частью чего является машина. А если я подниму круг желтого цвета, то вы мне скажите: для чего он; нарисуете в воздухе этот предмет, изобразите этот предмет (в старшей и подготовительной группе - методом эмпатии).

Данная игра может использоваться при рассмотрении картины.

В: Если я подниму круг красного цвета - вы будете называть те объекты, которые вы видите на картине. Если я покажу вам круг желтого цвета, вы скажите, как эту картину можно назвать. А если я подниму зеленый круг - определите, частью чего является сюжет картины (природный мир, транспорт, домашние животные).

На что похоже (с 3-летнего возраста).

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры :

Ведущий - воспитатель, а в старшем возрасте - ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции, по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Игра «Необычный самолет»

Цель: формировать умение использовать знакомые приемы фантазирования

Развивать воображение.

Правила игры : Дети закрывают глаза и представляют, что самолеты. Воспитатель предлагает представить необычный самолет, а сказочный, который отличается от обычного. ( Варианты: летают, хрюкают, подпрыгивают, необычно складывают крылья)

Игра «Неломающийся светофор»

Цель: формировать системное видение объекта, закреплять знания дорожного движения, развивать воображение.

Правила игры : Воспитатель превращает детей в машины, предлагает «поездить», соблюдая правила. Называет или показывает один сигнал светофора и говорит, что другой светофор сломался. (Хорошо, плохо? Кому? Что делать). Дети совместно с воспитателем придумывают неломающийся светофор.

Публикации по теме:

Конспект интеллектуальной игры-викторины по ПДД «А+Б» Цель: повторить и закрепить в игре правила безопасного поведения на дорогах, умение узнавать и называть дорожные знаки, а также определять.

Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР Игры с элементами технологии ТРИЗ в коррекционной работе учителя-дефектолога с детьми с ЗПР. Целью использования данной технологии в коррекционной.

Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми Игры с элементами ТРИЗ для занятий с детьми дошкольного возраста. Составила Письмак И. Э. Игра "Теремок" Цель: тренировать аналитическое.

Конспект комплексного занятия в подготовительной «Путешествие в историю» (с элементами ТРИЗ и Квест-игры) Цель: Научить детей применять теоретические знания на практике. Задачи: Формирование УУД: Познавательные. Ориентировка в пространстве и.

Конспект занятия-игры по ТРИЗ «Мыло» для старшего дошкольного возраста с использованием ММЧ Конспект занятия-игры по ТРИЗ по теме «Мыло» для ст. дошк. возр. с использованием ММЧ-Моделирование маленькими человечками По теме «Мыло».

Консультация для родителей «Играем вместе. Дидактические игры по методике ТРИЗ» Все родители хотят, чтобы их ребенок был «самым-самым»: самым умным, самым сообразительным, самым уверенным, самым успешным. Как же развивать.

Консультация для родителей «ТРИЗ-игры для детей» Консультация для родителей «ТРИЗ-игры для детей В современном обществе необходимы люди, которые умеют мыслить нестандартно, находить и предлагать.

Консультация «ТРИЗ-игры и секреты технологии» Консультация «ТРИЗ – игры и секреты технологии» Дошкольный возраст уникален. Как сформируется ребенок, такова будет его жизнь. Как научить.

Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников» МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино» Мастер-класс «Игры ТРИЗ в математическом развитии старших дошкольников»..

Самообразование «Игры для детей средней группы по методике ТРИЗ» МБОУ «Лицей «МОК№2» Тема по самообразованию: «Игры по ТРИЗ технологии для детей среднего возраста» Выполнила: воспитатель гр. «Колокольчики».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры ТРИЗ по ПДД
Опубликовано: 12 декабря 2017 в 08:51
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД