Игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений

Елена Гайнанова
Игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

В организации игровой деятельности с целью экологического воспитания дошкольников необходимо особое внимание уделять вопросам грамотного педагогического руководства, от которого зависит эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности. При выборе направления руководства играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс экологического воспитания нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим.

С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего возраста, у ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.

Работа с детьми должна предполагать различные формы организации детей (со всей группой или небольшой подгруппой).

Подбор и введение в педагогический процесс игр должен проводиться таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

В данном пособии мы предлагаем комплекс игр для повышения уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, в который были включены разнообразные виды экологических игр: ролевые экологические игры, дидактические и подвижные игры экологической направленности, строительные и соревновательные игры.

В режиме дня игры рекомендуется проводить в образовательной деятельности (как разучивание новых, так и закрепление уже знакомых игр); во время прогулок особое внимание необходимо уделять играм с использованием природного материала, природного окружения для эмоционального усиления получаемых знаний; во время утреннего и вечернего отрезка дня должны быть созданы все необходимые условия для самостоятельной игровой деятельности детей. В связи с этим рекомендуется наполнить игровой уголок детей разнообразными играми, особенно настольно-печатными и предметными. В распоряжении детей должны быть разнообразные природные материалы: семена, косточки фруктов; кусочки коры, разные образцы почвы, камешки и т. д. Соответственно перед внесением данных материалов с детьми необходимо проводить работу по сообщению правил использования данного материала.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «В союзе с природой» Уважаемые коллеги я сделала эту консультацию для наших родителей Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 18:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект открытого занятия «Гласные звуки и буквы»
Конспект открытого занятия на тему «Гласные звуки и буквы» Цель: 1. Развивать зрительное и слуховое внимание и память. 2. Обобщение знаний о звуковом...
Роль игры в развитии творческих способностей детей
Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Творческие способности заложены и...
Фотоотчет: Мои творческие работы в технике «Алмазной мозаики».
Существует множество способов создать картину: кто-то рисует, создает картины из перьев кто-то выкладывает , кто-то создает картины из атласных лент, а...
Мастер-класс «Раскраска»
Мастер – класс «Раскраска» При изготовления дидактических игр, часто применяются раскраски. После такой работы всегда что - то остается. Используя...
Конкурс проектов ДОУ «Гордость семьи, города…»
Конкурс проектов ДОУ «Гордость семьи, города… » В нашем учреждении прошел конкурс проектов, посвященный 72 годовщине победы России в Великой...