Игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений

Елена Гайнанова
Игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений

Пояснительная записка

«Мир, окружающий ребенка, – это, прежде всего мир Природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума».

В. Сухомлинский

В организации игровой деятельности с целью экологического воспитания дошкольников необходимо особое внимание уделять вопросам грамотного педагогического руководства, от которого зависит эффективность педагогического процесса экологического образования с использованием игровой деятельности. При выборе направления руководства играми следует учитывать тот факт, что особая роль игры в воспитании требует насыщения ею всей жизнедеятельности детей в группе. Поэтому строить педагогический процесс экологического воспитания нужно таким образом, чтобы игра была включена во все режимные моменты.

Определяя место игры в педагогическом процессе экологического образования, следует также учитывать ее связи с трудом детей в природе и обучением в образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим.

С переходом из одной возрастной группы в другую у детей постоянно возрастает устойчивость внимания, интенсивно развиваются процессы преднамеренного запоминания и припоминания, становится более совершенным зрительное, слуховое, осязательное восприятие. Дети постепенно начинают различать довольно сложные формы предметов. Начиная со среднего возраста, у ребят увеличивается запас слов, развивается наглядно-образное мышление: наряду с обобщением по внешним признакам дети начинают группировать предметы по качеству и назначению, устанавливают простейшие причинные связи в знакомых явлениях.

Исходя из возрастных особенностей детей, для каждой возрастной группы подбираются игры, обеспечивающие развитие личности каждого ребенка, элементов его экологического сознания, а также углубляющие, уточняющие и закрепляющие знания о живой и неживой природе. В игру включаются дидактические игрушки, разнообразный природный материал, используются готовые настольно-печатные игры: различные лото, разрезные картинки. Уместно также обращение к дидактическим играм, активизирующим движения, сочетающимся с решением умственных задач.

Работа с детьми должна предполагать различные формы организации детей (со всей группой или небольшой подгруппой).

Подбор и введение в педагогический процесс игр должен проводиться таким образом, чтобы, опираясь на имеющийся у детей опыт, постепенно и последовательно расширять представления детей о живой природе, учить их использовать имеющиеся знания для решения дидактических игровых задач, развивать и совершенствовать такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.

В данном пособии мы предлагаем комплекс игр для повышения уровня экологической воспитанности детей старшего дошкольного возраста, в который были включены разнообразные виды экологических игр: ролевые экологические игры, дидактические и подвижные игры экологической направленности, строительные и соревновательные игры.

В режиме дня игры рекомендуется проводить в образовательной деятельности (как разучивание новых, так и закрепление уже знакомых игр); во время прогулок особое внимание необходимо уделять играм с использованием природного материала, природного окружения для эмоционального усиления получаемых знаний; во время утреннего и вечернего отрезка дня должны быть созданы все необходимые условия для самостоятельной игровой деятельности детей. В связи с этим рекомендуется наполнить игровой уголок детей разнообразными играми, особенно настольно-печатными и предметными. В распоряжении детей должны быть разнообразные природные материалы: семена, косточки фруктов; кусочки коры, разные образцы почвы, камешки и т. д. Соответственно перед внесением данных материалов с детьми необходимо проводить работу по сообщению правил использования данного материала.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «В союзе с природой» Уважаемые коллеги я сделала эту консультацию для наших родителей Мир, окружающий ребёнка - это прежде всего мир природы с безграничным богатством.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Деревья и листья
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Игры в экологическом воспитании дошкольников. Пособие для родителей и педагогов дошкольных учреждений
Опубликовано: 17 декабря 2013 в 18:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...