МААМ-картинки

Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников

Светлана Швецова
Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников

Чем больше ребенок видел, слышал, пережил,

чем большим количеством элементов

действительности он располагает в своем

опыте, тем значительнее и продуктивнее

при других равных условиях будет его

творческая деятельность.

Л. С. Выготский.

Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации, и в этих условиях от ребенка требуется не только владение знаниями, которые мы ему предоставляем, но и в первую очередь умение добывать эти знания самому.

Публикация «Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников» размещена в разделах

В условиях модернизации дошкольного образования особое значение приобретают: 1) создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; 2) развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром (п. 1.6. ФГОС ДО)

Дошкольники – прирожденные исследователи. И подтверждение тому - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Задача педагога –не пресекать эту деятельность, а, наоборот, активно помогать. Как доказал

Н. Н. Поддьяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на интеллектуальном и творческом развитии детей, на способности обучаться в дальнейшем. Ребёнок-дошкольник активно стремится, узнать об окружающем его мире как можно больше. Результаты исследований показывают, что старшие дошкольники могут успешно познавать не только внешние, видимые свойства окружающих предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В дошкольном возрасте формируются способности к начальным формам обобщения, умозаключения. Наряду с игровой активностью, огромное значение в развитии личности ребёнка имеет познавательно-исследовательская деятельность, в процессе которой формируется способность к начальным формам обобщения, умозаключения. И как говорил Н. Н. Поддъяков, 1997г. : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую. Последняя, возникает значительно позже деятельности экспериментирования». В связи с этим, детское экспериментирование представляет особый интерес. Развитие исследовательских способностей ребенка - одна из важнейших задач современного образования. В соответствии с ФГОС дошкольное образование направлено сегодня на достижение цели интеллектуального развития детей, их познавательных интересов и детской одаренности.

Итак, что такое детское экспериментирование?

Введено понятие Н. Н. Поддъяковым: «детское экспериментирование – это практическое выполнение ребенком действий с объектами в целях познания их свойств, связей и зависимостей». В настоящее время все большую популярность среди педагогов приобретает термин «игра-экспериментирование», под ним понимается детское экспериментирование, побуждаемое объектом на основе его новизны и имеющее цель в самом этом объекте.

Выделяют следующие виды детского экспериментирования:

по характеру объектов (с растениями, животными, с объектами неживой природы, с явлениями);

по месту проведения опытов (в групповой комнате, на участке)

по количеству детей: индивидуальные (1-4, групповые (до 14, коллективные (вся группа);

по причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка;

по характеру включения их в педагогический процесс: эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические;

по продолжительности: кратковременные (до 15 мин., длительные (свыше 15 мин.);

по количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, циклические;

по месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые;

по характеру мыслительных операций: констатирующие – позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами или явлениями, сравнительные – увидеть динамику процесса или отменить изменения в состоянии объекта, обобщающие – в которых прослеживается общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам;

по характеру познавательной деятельности детей : иллюстративные

(детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее каков будет результат, решение экспериментальных задач.

По способу показа и применения: демонстрационные, фронтальные.

Работая с детьми своей группы, я стараюсь способствовать развитию познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Каждый ребёнок – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. А при организации образовательного процесса в ДОУ экспериментирование служит тем методом обучения, который помогает ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей.

Изучив опыт работы Е. А. Мартыновой, И. М. Сучковой: «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет», О. Дыбиной: «Неизведанное рядом»., Е. А. Дмитриевой, О. Ю. Зайцевой, С. А. Калиниченко: «Детское экспериментирование», Н. А. Рыжовой: «Исследования природы в детском саду», Н. В. Нищевой «Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ», «Проектный метод в организации познавательно – исследовательской деятельности в детском саду», А. И. Ивановой «Организация детской исследовательской деятельности» и Ф. Ола, П. Дюпре (перевод Д. А. Овчинниковой «Занимательные эксперименты и опыты» и других, попыталась выбрать те самые интересные опытно-экспериментальные действия и вставить их в наш план образовательной деятельности по разным возрастным категориям. Старалась удовлетворить присущую ребенку любознательность, поддержать его инициативу в изучении окружающего мира, учитывая возраст детей и, конечно же, уделяла особое внимание соблюдению техники безопасности.

И в подтверждении вышесказанного я хочу привести примеры:

- например, тема песка и глины проходит через несколько возрастных групп, от 1 младшей группы, где дети строят из песка куличики, в старшей, сравнивают их и в средней, исследуются свойства этих материалов в разных состояниях;

- тема воздуха присутствует, как в средней группе, в старшей, так и подготовительной группе. Этот объект рассматривается с разных сторон, с усложнением в соответствии с возрастными особенностями и способностями детей;

- в средней группе исследуются и выявляются свойства бумаги, пластмассы, резины, стекла и других материалов;

- в старшей группе предложила поиграть в возможные варианты смешивания цвета (а почему взяла эту тему, потому - что пообщавшись с изомастером уточнила, что они именно в старшей группе начинают смешивать краски между собой, получая другие цвета);

- в подготовительной группе предлагаю взять такие темы, на мой взгляд, будут интересны детям, как вибрация звука (эхо, магниты, невидимые чернила, плотность воды, сила воздуха;

-экспериментально-исследовательская деятельность планируется как в образовательные часы (занятия, так и во время прогулок (в совместной деятельности, как индивидуально, так и по подгруппам; как кратковременные по времени, так и долгосрочные;

- что касается безопасности, все объекты и материалы соответствуют требованиям. Единственное, у меня сомнения на счет лимонного сока, но по условию эксперимента он разбавляется на 50% водой. Сок, выжатый из свежего лимоне – не предоставляет опасности для детей. Я думаю, что это тоже безопасно для использования.

Согласно ФГОС ДО (п. 3.3) «образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания, соответствующими материалами, и должно обеспечивать игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами. В группе оснащен «центр экспериментирования», но отмечу, что он не в свободном доступе детей. При любом возникающем вопросе у детей и интересе. Дети вместе с воспитателем могут воспользоваться им. Совместно с детьми и их родителями были подобраны различные материалы и объекты для исследования.

• Приборы – помощники: увеличительные стекла, компас, магниты, термос, фонарики, микроскоп, песочные часы;

• Разнообразные сосуды разного объема и формы, мерный стакан;

Природный материал: камешки, ракушки, шишки, листья спилы, кора деревьев, семена (желуди, семечки тыквы, арбуза, каштаны, крупы;

Утилизированный материал: кусочки кожи, меха, ткани, дерева, пробки, трубочки для коктейля, пластмассовые ложки;

Разные виды бумаги: обычная, картон, фольга, гофрированная;

Красители: гуашь, акварельные краски, пищевые красители;

Неструктурированные материалы: глина, песок, почва, вода, опилки, стружка дерева;

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, свечи, вертушки, предметы из разных материалов (дерево, пластмасса, металл).

Цель этого центра: создание условий для формирования основ целостного мировоззрения дошкольников средствами физического эксперимента.

Задачи центра:

- поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира – знакомить с различными свойствами веществ;

-развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру;

формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов;

-создавать условия для развития у детей естественно - научных представлений;

Мною предложены МОДЕЛИ ПРАВИЛ ПОВЕДЕНИЯ ПРИ ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИИ, при желании, можете ими воспользоваться, и если будут предложения пополнить их, буду очень рада совместному сотрудничеству.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что исследовательская деятельность, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; учит самостоятельному поиску, открытию нового; облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой деятельности, способствует развитию детской одаренности.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников» Консультация для педагогов. «Сказкотерапия как средство развития речи старших дошкольников». Развитие речи становится всё более актуальной.

Музыкально-инструментальная деятельность как средство развития творчества старших дошкольников Способность творчески мыслить, нестандартно видеть проблемы окружающего мира, очень важна для человека, поэтому раскрытие его творческих.

«Дидактические игры как средство развития речи у старших дошкольников». План работы воспитателя по самообразованию План работы по самообразованию воспитателя старшей комбинированной группы № 4 Ивановой А. И. Тема: «Дидактические игры как средство развития.

Пластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНРПластилин как средство развития познавательной деятельности старших дошкольников с ОНР Пластилин чудесный материал, который знаком каждому из нас с детства. История возникновения пластилина начинается еще в 19 века. Его изобретателем.

Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности старших дошкольников Актуальность проекта. Люди, научившиеся …наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические.

Фольклор как средство развития речи старших дошкольников «ФОЛЬКЛОР КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ» ГБОУ Школа 1359 Воспитатель : Морозова Наталья Андреевна Москва.

Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников Воспитатель МБДОУ д/с № 7 Гущина И. Н. Сказки как средство развития связной речи старших дошкольников «Сказки могут помочь воспитать ум,.

Комментированное Лего-конструирование как средство развития речевой деятельности старших дошкольников Комментированное ЛЕГО – конструирование как средство развития речевой деятельности старших дошкольников В настоящее время дети живут в эпоху.

Консультация «Сказка — опера как средство развития творческих способностей старших дошкольников» Смена приоритетов в системе образования, ориентация на формирование творческой личности приводит к интенсивному поиску нового содержания.

Театрализованная деятельность как средство развития речи старших дошкольников. Настольный театр Речевое развитие дошкольников – одно из важнейших направлений в работе педагогов в ДОУ. Театрализованная деятельность является одной из.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-экспериментирования как средство развития исследовательской деятельности старших дошкольников
Опубликовано: 4 февраля 2018 в 11:01
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД