Лучший педагог года

Игровая экспериментальная деятельность в детском саду

Андреева Ульяна Анатольевна
Игровая экспериментальная деятельность в детском саду

Игры – эксперименты во второй младшей группе.

Времена года.

Цель: выявить свойства воды: может нагреваться, остывать, замерзать, таять.

Материалы: ванночки, вода разных температур, кусочки льда.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово:

«Зимушка – Зима пришла, в речках и озёрах воду заморозила. Вода превратилась в лёд. Вслед за Зимой Весна красна прилетела, лёд растопила, водичку немножко согрела. Можно кораблики пускать. Лето жаркое настало, и сделалась водичка тёплая-претёплая. Можно купаться, плескаться. А потом прохладная Осень к нам в гости пожаловала. И вода в речках, в озёрах и в лужицах стала холодная. Скоро Зима опять пожалует. Так и приходят к нам в гости по очереди: за Зимой – Весна, за Весной – Лето, за Летом – Осень, за Осенью – Зима.»

Публикация «Игровая экспериментальная деятельность в детском саду» размещена в разделах

Возьмите две широких чашки. В одну налейте холодной воды, в другую – тёплой. Холодная вода – это «зима», тёплая – «лето». пусть малыш потрогает ручкой воду. «Где холодная водичка? Где у нас «зима»? Вот в этой чашке. Где тёплая водичка? Где у нас «лето»? Вот здесь». Затем возьмите четыре чашки или небольших тазика. В одну чашку положите маленький кусочек льда («зима», в другую налейте чуть тёплой воды («весна», в третью – тёплой, но не горячей воды («лето», в четвёртую – холодной воды («осень»). Учите малыша определять, какая вода в чашках и какому времени года она соответствует.

Считалочка-купалочка.

Цель: познакомить со свойствами воды: льётся, движется.

Материалы: ванночка с водой, игрушки.

Ход игры - эксперимента

Художественное слово:

«Варим кашу для малышек,

(Крутим ручкой в воде, как бы «размешивая кашу».)

Тесто делаем для пышек,

(Месим воду, как тесто.)

Сладким чаем угощаем,

(Набираем воду в ладошки и выливаем её обратно в ванну.)

Ну а после – отдыхаем!

В ванночку – бултых!»

Предложите детям поиграть с водой, обратите их внимание, что водичка движется по направлению движения их руки, а так же она переливается, льётся.

Пенный замок.

Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена.

Материалы: мелкая ёмкость с мыльной водой, соломинки, резиновая игрушка.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово:

«У нас из пены на глазах

Замок вырастит сейчас,

Мы подуем с вами в трубочку

Заиграет принц на дудочке.»

В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей.

Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. поставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принц, который живёт в пенном замке».

Мыльные пузырьки.

Цель: вызвать желание пускать мыльные пузыри, познакомить с тем, что при попадании воздуха в мыльную воду образуется пузырь.

Материалы: мыльная вода, коктейльнные трубочки, бутылочки с отрезанным дном, корпус гелевой ручки.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово:

«Водичка не любит нерях и грязнуль,

Кипит и ругается: «Буль-буль-буль-буль!»

Но если мы вымоем руки и лица,

Водичка довольна и больше не злится.»

Намыльте руки так, чтобы получилась пышная густая пена. Затем разъедините ладони так, чтобы между ними образовалась тоненькая прозрачная мыльная плёнка. Подуйте на неё – у вас получится мыльный пузырь. Пусть ребёнок подует на мыльную плёночку в ваших ладонях, помогите ему сделать свой мыльный пузырь. Чтобы побудить ребёнка самостоятельно выдувать мыльные пузыри, предложите ему, помимо рамки из купленного пузырька, разнообразные трубочки – коктейльную трубочку, пластиковую бутылочку с отрезанным дном, или сверните и склейте из плотной бумаги толстую трубу. Чтобы получить твёрдую трубочку (коктейльные трубочки малыши часто закусывают или перегибают) можно разобрать гелевую ручку и взять от неё корпус – прозрачную пластмассовую трубочку.

Воду для мыльных пузырей можно приготовить самостоятельно, используя жидкость для мытья посуды.

Ветка в вазе.

Цель: показать значение воды в жизни растений.

Материалы: ветка дерева, ваза с водой, наклейка «живая вода».

Ход игры – эксперимента

Художественное слово:

«Проехал мощный грузовик и веточка сломалась,

Упала веточка на снег и там бы пролежала,

Но подняла её рука заботлива и нежно

И отнесла её в тепло воды напиться снежной.

Поставим в вазу ветку мы, откроются все почки,

Из них появятся на свет зелёные листочки.»

Срежьте или подберите сломанную веточку, быстро распускающихся деревьев. Возьмите вазу и наклейте на неё наклейку «живая вода».

Вместе с детьми рассмотрите веточки и почки на них. После поставьте ветку в воду и объясните детям, что одно из важных свойств воды – давать жизнь всему живому. Поставьте веточку на видное место.

Спросите у детей, что произойдет, развивайте умение делать предположения. Каждый день наблюдайте, пройдёт время, почки лопнут и появятся зелёные листочки.

Игры – эксперименты в средней группе.

Разноцветные шарики.

Цель: получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый (к+ж, зеленый (ж+с, фиолетовый (к+с).

Материалы: палитра, гуашевые краски (синяя, красная, желтая, тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением (по 4—5 шариков на каждого ребенка, фланелеграф, модели — цветные крути и половинки кругов (соответствуют цветам красок, рабочие листы.

Ход игры – эксперимента

Художественное слово:

«Зайчик принес нам листы с изображениями шариков и попросил помочь ему их раскрасить. Давайте узнаем у него, какого цвета шариков ему больше всего нравятся. Как же быть, если у нас нет оранжевой, зеленой и фиолетовой красок? Как мы их можем изготовить?»

Дети вместе с зайчиком смешивают по две краски. Если получился нужный цвет, способ смешивания фиксируется с помощью моделей (круги). Потом полученной краской дети раскрашивают шарик. Так дети экспериментируют до получения всех необходимых цветов.

Вывод: смешав красную и желтую краску, можно получить оранжевый цвет; синюю с желтой — зеленый; красную с синей — фиолетовый.

Секрет сосновой шишки.

Цель: познакомить с изменением формы предметов под воздействием воды; развивать наблюдательность, смекалку.

Материалы: две сосновые шишки, ванночка с теплой водой, салфетка из ткани, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход игры – эксперимента

Воспитатель: Белка шишку сорвала – А орешки не нашла. Лежит шишка под сосной, Очень скучно ей одной. Возьми ее и поиграй. А во что? Сам угадай! Потрогайте шишку. Какая она, с какого дерева? (Ответы детей.)

Воспитатель: Почему шишка стала такой?

Дети: Созрела – чешуйки раскрылись, и семена вылетели.

Воспитатель: Хотите увидеть, какая она была раньше?

Дети: Да!

Первый этап. Дети рассматривай шишку, нюхают ее, катают между ладоней, пробуют согнуть чешуйки. Почему они не сгибаются? (Они высохли и стали твердыми)

Второй этап. Опустить шишку в теплую воду. Что происходит? (Она плавает на поверхности, потому что легкая.) Оставить шишку в воде на сутки.

Третий этап (проводится на следующий день). Дети смотрят на шишку. Она изменила форму. Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнуты, приняли прежний вид.) А еще она опустилась на дно. Почему? (Стала тяжелой. Воды в ванночке стало меньше.)

Дети рисуют шишки, сухую и влажную, сравнивают их, подводят итоги (сухая шишка легкая, жесткая – не тонет в воде; шишка, погруженная в воду, поглощает ее, становится тяжелой и мягкой – опускается на дно; объем влажной шишки уменьшается наполовину, а вес увеличивается за счет влаги)

Откуда берется голос?

Цель: понять причину возникновения звуков речи, узнать об охране органов речи.

Материалы: линейка с натянутой тонкой нитью, схема строения органов речи.

Ход игры – эксперимента

Воспитатель предлагает детям «пошептаться»- сказать друг другу «по секрету» (шепотом) различные слова, затем повторить эти слова так, чтобы услышали все. Выясняется, что дети для этого сделали (сказали громким голосом, откуда выходили громкие звуки (из горлышка). Дети подносят руку к горлышку, подносят разные слова то шепотом, то очень громко, то тише и говорят, что почувствовали рукой (когда говорили громко, в горлышке дрожало; когда говорили шепотом – дрожания не было).

Хитрые семена.

Цель: познакомить со способами проращивания семян.

Материалы: семена бобов, кабачков, две баночки с землей. Палочка, маленькая лейка, салфетка из марли, розетка, лист бумаги, карандаши (на каждого ребенка).

Ход игры – эксперимента

Воспитатель: Весной те, у кого есть дачные участки, сеют семена овощей в землю; не все из них прорастают, и не все дают ростки одинаково быстро. Мы научимся, как правильно проращивать семена, узнаем, какие семена прорастают быстро, какие медленно.

Первый этап. Один боб и одно семечко кабачка дети аккуратно закапывают в землю, поливают (устанавливают табличку); другой боб и семечко кабачка заворачивают в салфетку из марли, кладут в розетку, смачивают водой.

Второй этап. На другой день дети высаживают семена, пролежавшие во влажной салфетке всю ночь, в землю (устанавливают другую табличку).

Третий этап. Через несколько дней дети отмечают, какие семена взошли первыми: те, что сажали сухими, или те, которые предварительно замачивали. Почему?

Как развиваются растения?

Цель: выделить циклы развития растения: семя, росток, растения, цветок, плод, семя.

Материалы: семена, предметы ухода за растениями, влажная ткань, лупа.

Ход игры – эксперимента

Младшие дети не знают, как из маленького семечка появляется плод (например, помидор или перец, и просят ребят из средней группы рассказать об этом. Дети рассматривают семена, доказывают, что из них может вырасти растение (есть ядрышко, после предварительного замачивания высаживают в почву, делают зарисовки по ходу наблюдений до появления плодов, отправляют малышам).

Игры – эксперименты в старшей группе.

Таянье льда в воде.

Цель: показать взаимосвязь количества и качества от размера.

Материалы: таз с водой, лед.

Ход игры – эксперимента

Поместите в таз с водой большую и маленькую «льдины». Поинтересуйтесь у детей, какая из них быстрее растает. Выслушайте гипотезы.

Вывод: чем больше льдина - тем медленнее она тает, и наоборот.

Можно ли пить талую воду?

Цель: показать, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды.

Материалы: две светлые тарелки, снег, водопроводная вода.

Ход игры – эксперимента

Взять две светлые тарелки, в одну положить снег, в другую налить обычную водопроводную воду. После того, как снег растает, рассмотреть воду в тарелках, сравнить ее и выяснить, в которой из них был снег (определить по мусору на дне). Убедитесь в том, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.

Круговорот воды в природе.

Цель: показать детям как происходит круговорот воды в природе.

Материалы: большой пластмассовый сосуд, банка поменьше и полиэтиленовая пленка.

Ход игры – эксперимента

Налейте в сосуд немного воды и поставьте в него банку. Накройте пленкой. Солнце нагреет воду, она начнет испаряться и, поднимаясь, конденсироваться на прохладной пленке, а затем капать в банку.

Как разделить смеси?

Цель: дать детям представление о разделении смесей.

Материалы: песок, вода, масло, сахар, ложечка, бумажные полотенца, пластиковые стаканчики.

Ход игры – эксперимента

Попробуем сделать смеси: 1)песок с водой; 2) сахар с водой; 3)масло с водой. Подумайте можно ли их разделить, если можно, то как?

1) Что бы разделить песок с водой нужно из бумажного полотенца сделать фильтр. Песок останется на фильтре.

2) Масло легче воды и всплывёт. Можно отделить ложкой.

3) Сахар растворяется в воде и простым механическим способом не разделить. Нужно воду выпарить. На дне сосуда останется сахар.

Вывод: смеси можно разделить: Воду с песком отфильтровать. Масло ложечкой. Сахар выпарить из воды.

Понятие об электрических разрядах.

Цель: формирование у детей знаний о неживой природе, что такое электричество.

Материалы: воздушные шарики.

Ход игры – эксперимента

Надуйте небольшой воздушный шарик. Потрите шар о шерсть, мех или волосы и увидите, что шар прилипает ко всем предметам, даже к нам.

Вывод: это объясняется тем, что все предметы имеют электрический разряд. В результате контакта между двумя различными материалами происходит разделение электрических разрядов.

Игры – эксперименты в подготовительной группе.

Как образуется тень.

Цель: понять, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета, их взаимоположения.

Материалы: теневой театр с прозрачными и темными фигурами.

Ход игры – эксперимента

1) Показать детям теневой театр. Выяснить, все ли предметы дают тень (не дают тень прозрачные предметы, так как пропускают через себя свет, дают тень темные предметы, так как меньше отражаются лучи света).

2) Уличные тени. Рассмотреть тень на улице: днем от солнца, вечером от фонарей и утром от различных предметов; в помещении от предметов разной степени прозрачности.

Вывод: тень появляется, когда есть источник света. Тень – это темное пятно. Световые лучи не могут пройти сквозь предмет. От самого себя может быть несколько теней, если рядом несколько источников света. Лучи света встречают преграду - дерево, поэтому от дерева тень. Чем прозрачнее предмет, тем тень светлее. В тени прохладнее, чем на солнце.

Что нужно для питания растения?

Цель: установить, как растение ищет свет.

Материалы: комнатные растения с твердыми листьями (фикус, сансевьера, лейкопластырь.

Ход игры – эксперимента

Взрослый предлагает детям письмо-загадку: что будет, если на часть листа не будет падать свет (часть листа будет светлее). Предположения детей проверяются опытом; часть листа заклеивают пластырем, растение ставят к источнику света на неделю. Через неделю пластырь снимают.

Вывод: без света питание растений не образуется.

Как обнаружить воздух.

Цель: установить, окружает ли нас воздух и как его обнаружить. Определить поток воздуха в помещении.

Материалы: полиэтиленовые мешочки, свеча.

Ход игры – эксперимента

1) Предложить заполнить полиэтиленовые мешочки: один мелкими предметами, другой воздухом. Сравнить мешочки. Мешочек с предметами тяжелее, предметы ощущаются на ощупь. Мешочек с воздухом легкий, выпуклый, гладкий.

2) Зажечь свечу и подуть на нее. Пламя отклоняется, на него действует поток воздуха.

3) Определить движение воздуха сверху вниз от дверного проема (фрамуги – это верхняя (чаще неоткрывающаяся) створка окна или двери). Теплый воздух поднимается и идет снизу вверх (так как он теплый, а холодный тяжелее – он входит в помещение снизу. Затем воздух согревается и опять поднимается вверх, так получается ветер в природе.

Как влияет солнце на растение.

Цель: установить необходимость солнечного освещения для роста растений. Как влияет солнце на растение.

Материалы: семена лука, емкости, колпак.

Ход игры – эксперимента

1) Посадить лук в емкости. Поставить на солнце, под колпак и в тень. Что произойдет с растениями?

2) Убрать колпак с растения. Какой лук? Почему светлый? Поставить на солнце, лук через несколько дней позеленеет.

3) Лук в тени тянется к солнцу, он вытягивается в ту сторону, где солнце. Почему?

Вывод: растениям нужен солнечный свет для роста, сохранения зеленой окраски, так как солнечный свет накапливает хлорофилл, который дает зеленую окраску растениям и для образования питания.

Как устроены перья у птиц.

Цель: установить связь между строением и образом жизни птиц в экосистеме.

Материалы: гусиные перья (маховое и пуховое, лупа.

Ход игры – эксперимента

Дети рассматривают маховое перо птицы, обращая внимание на стержень и прикрепленные к нему опахало. Выясняют, почему оно падает медленно, плавно кружась (перо легкое, так как внутри стержня – пустота). Взрослый предлагает помахать пером, понаблюдать, что происходит с ним, когда птица машет крыльями (перо эластично пружинит, не расцепляя волосков, сохраняя поверхность). Рассматривают опахало через сильную лупу (на бороздках пера есть выступы и крючочки, которые могут между собой прочно и легко совмещаются, как бы застегивая поверхность пера). Рассматривая пуховое перо птицы, выясняют, чем оно отличается от махового пера (пуховое перо мягкое, волоски между собой не сцеплены, стержень тонкий, перо значительно меньше по размеру). Дети рассуждают, для чего птицам такие перья (они служат для сохранения тепла).

Публикации по теме:

Игровая деятельность в детском садуИгровая деятельность в детском саду Воспитатель: Степанова Елена Ивановна. Актуальность «Развитие игровой деятельности в условиях реализации ФГОС в ДОУ» В условиях реализации.

Игровая ситуация в семейном детском саду «Медвежонок Умка в гостях у ребят» (фотоотчет)Игровая ситуация в семейном детском саду «Медвежонок Умка в гостях у ребят» (фотоотчет) Здравствуйте, уважаемые коллеги, друзья и читатели моего блога! Вот и наступила долгожданная зима. Все покрылось снегом: дома, деревья,.

Консультация для воспитателей «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» «Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду» То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, я помню. То, что я сделал, я знаю.

Опытно-экспериментальная деятельность дошкольников в детском саду и дома как форма сотрудничества с семьями воспитанников Проект «Опытно-экспериментальная деятель-ность дошкольников в детском саду и дома, как одна из форм сотрудничества с семьями воспитанников».

Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. Фотоотчёт «Выращиваем кристалл»Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду. Фотоотчёт «Выращиваем кристалл» В настоящее время мы являемся свидетелями того, как в системе дошкольного образования формируется еще один эффективный метод познания закономерностей.

Экспериментальная деятельность в детском саду. Праздник в младшей группе «Разноцветные мыльные пузыри» Цель: организация активного отдыха детей, создание благоприятного эмоционального настроя и развития интереса к экспериментальной деятельности.

Презентация о проделанной работе по теме «Театрально-игровая деятельность в детском саду» Театрально-игровая деятельность в детском саду – это одна из интересных форм занятий с детьми, она занимательна, развивает интеллект, речь,.

Сундучок исследователя. Опытно-экспериментальная деятельность в детском саду Для проведения познавательно – исследовательской и опытно – экспериментальной деятельности в каждой группе детского сада необходимо иметь.

Театрализованная деятельность в детском саду Значение театрализованной деятельности в развитии ребенка трудно переоценить, поскольку театральное искусство занимает особое положение.

Экспериментальная деятельность в детском саду Организация экспериментальной деятельности в детском саду Экспериментальная деятельность в детском саду. Мир, в котором мы живем, сложен,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игровая экспериментальная деятельность в детском саду
Опубликовано: 17 марта 2018 в 12:19
+28Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД