Папки-передвижки

Игры-занятия с детьми первого полугодия жизни.

Марина Кичигина
Игры-занятия с детьми первого полугодия жизни.

Предлагаемые игры-занятия прежде всего адресованы воспитателям домов ребенка, а также могут быть интересны родителям для занятий с детьми в домашних условиях. Занятия построены на взаимодействии, взаимовлиянии ведущих линий развития ребенка первого полугодия жизни, но главным образом нацелены на развитие голосовых реакций, зрительного и слухового восприятия.

Каждое занятие повторяется через 2-3дня в течение 2-х недель (с небольшими усложнениями и частичной заменой дидактического материала).

Отдельные части занятий по усмотрению педагога можно повторять в любой период бодрствования малыша на конкретном этапе его развития.

Публикация «Игры-занятия с детьми первого полугодия жизни,» размещена в разделах

От 1-го до 2-х месяцев

Цели:

• Стимулировать звуки гуканья в ответ на эмоциональное обращение взрослого

• Развивать умение зрительного сосредоточения на лице взрослого и двигающемся предмете

• Развивать умение прислушиваться к голосу взрослого или озвученной игрушке

Занятие 1

Формировать умения:

- Реагировать на речь взрослого мимикой, пытаться подавать голос.

- Сосредотачивать взгляд на озвученной игрушке. Лёжа на спине, прослеживать её движение (до 30 см).

- Прислушиваться к звуку голоса или погремушки во время и после звучания.

Дидактический материал: Озвученная игрушка диаметром 10-15 см:

1-ая неделя - зелёный бант с колокольчиком внутри,

2-ая неделя - красный бант с погремушкой внутри.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта

Подходя к манежу, начинайте говорить, находясь вне поля зрения ребенка. Наклоняйтесь над малышом, напевно произнося слова:

Где же, где же наш малыш?

Где же, где же наша крошечка?

Где же, где же наш (имя?

Где же, где же наше солнышко?

Дождитесь эмоционального проявления со стороны ребёнка.

Возьмите его на руки, поверните лицом к себе, одну свою руку положите малышу под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы, (ребёнок будет в позе, называемой «на весу»). Покачивайте малыша вперед-назад, удаляя и приближая своё лицо к его лицу, улыбайтесь:

Вот, вот наш малыш,

Вот, вот наша крошечка,

Вот, вот наш (имя,

Вот, вот наше солнышко!

1-ая часть. Эмоционально-речевое общение

Положите ребёнка на пеленальный стол. Пощекочите его за ушками, потормошите за грудку, пропевайте: «агу-гу, агы-гы, кх-кх…». Соблюдайте паузы, побуждая малыша подражать вам. Когда он начнёт издавать звуки (или беззвучно открывать рот, улыбаться, поддержите его, повторяя за ним его звуки.

2-ая часть. «На игрушку посмотри!»

Подложите ладонь под шею и голову малыша. Погремите игрушкой слева или справа от него, пусть прислушается к звуку. Поместите игрушку над грудью малыша на расстоянии 60 см, привлеките вновь его внимание. Перемещайте игрушку вправо-влево, каждый раз останавливая её над центром. В последующем добавьте движение вверх-вниз.

Через 3 занятия поменяйте игрушку.

После занятия игрушку поместите в манеж для рассматривания.

Занятие 2

Формировать умения:

- Реагировать на речь взрослого мимикой, издавать отдельные звуки в ответ на эмоциональное общение.

- Смотреть на лицо говорящего (глаза, рот); плавно следить за лицом взрослого или игрушкой, с каждым разом увеличивая охват дуги отклонения; задерживать взгляд на той точке, откуда исчез предмет.

- Прислушиваться к голосу взрослого, находящегося вне зоны видимости ребенка (с расстояния 0,5 м.).

Дидактический материал: Не озвученные колечки на палочке (диаметром 5-10 см):

1,2 занятие – зелёное колечко,

3,4 занятие - красное колечко,

5 занятие - желтое колечко.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Подходя к манежу, начинайте говорить, находясь вне поля зрения ребенка. Наклоняйтесь над малышом, напевно произнося слова:

Где же, где же наш малыш?

Где же, где же наша крошечка? (отклоните лицо влево)

Где же, где же наш (имя? (отклоните лицо вправо)

Где же, где же наше солнышко? (снова вернитесь в

положение «перед лицом ребенка»)

Дождитесь эмоционального проявления со стороны ребёнка.

Возьмите его на руки, поверните лицом к себе, одну свою руку положите малышу под шею и голову, другой придерживайте его ягодицы (ребёнок будет в позе, называемой «на весу»). Покачивайте малыша вперед-назад, удаляя и приближая своё лицо к его лицу, улыбайтесь:

Вот, вот наш малыш,

Вот, вот наша крошечка,

Вот, вот наш (имя,

Вот, вот наше солнышко!

1-ая часть. Эмоционально-речевое общение:

Положите ребёнка на пеленальный стол. Пощекочите его за ушками, потормошите за грудку, поглаживайте ручки ребёнка в направлении от кисти к плечу и к подмышечной впадине. Пощёлкивая языком, пропевайте звуки. Соблюдайте паузы, побуждая малыша подражать вам. Когда он начнёт издавать звуки (или беззвучно открывать рот, улыбаться, поддержите его, повторяя за ним его звуки.

2-ая часть. «На колечко посмотри!».

Привлекая внимание малыша к колечку, перемещайте его достаточно медленно и плавно вправо-влево. Негромко приговаривайте:

Ты, колечко, покружись, покружись,

Нашей детке покажись, покажись.

Остановите колечко посередине, и резко уберите его из поля зрения. Выдержите паузу 3- 5 сек., верните колечко на тоже место. Приближайте и удаляйте его от лица ребёнка:

Покружись и так, и сяк,

Не поймать тебя никак,

Так вот так - так вот так.

После занятия, поместите колечко в манеж для рассматривания. Через 2 дня поменяйте его на колечко другого цвета, а затем вывешивайте по 2 кольца контрастных цветов.

Усложнение:

На третьем занятии, убрав колечко из поля зрения, переверните ребёнка на живот. Привлеките его внимание к колечку, проговаривайте слова потешки. Побуждайте малыша вслед за колечком поднимать и удерживать голову (в течение 5 сек).

От 2-х до 3-х месяцев

Цели:

• Стимулировать гуление

• Развивать умение зрительного сосредоточения и длительного прослеживания за движением предмета

• Стимулировать повороты головы при длительном звуке

Занятие 1

Формировать умения:

- Отвечать улыбкой на разговор взрослого, повторно произносить звуки гуканья

- Длительно (10-15 секунд) смотреть на лицо взрослого

- Лежа на спине, непрерывно следить за движущейся игрушкой охватывая дугу обзора до 30-40 градусов в каждую сторону

- Лежа на животе, ненадолго поднимать голову и прослеживать движение игрушки на 15-20 см вправо-влево, вверх-вниз

- Поворачивать голову в разные стороны, слыша звук с расстояния до 0,5 м

Дидактический материал: Яркая музыкальная игрушка (диаметр 5-10 см.).

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Подойдите к лежащему на спине ребёнку, ласково произнесите уже знакомые ему слова (находясь вне поля зрения малыша, на расстоянии 50 см):

Где же, где же наш малыш?

Где же, где же наша крошечка?

Дождитесь, когда он повернёт голову в сторону вашего голоса. Зайдите справа от малыша:

Где же, где же наш (имя?

Где же, где же наше солнышко?

Наклонитесь над ребёнком, позовите его, поманите руками: «(имя, иди к маме!». Возьмите на руки, разверните лицом к себе. Приближайте и удаляйте от своего лица, придерживая за плечики (ребёнок в вертикальном положении):

Вот, вот наш малыш,

Вот, вот наша крошечка,

Вот, вот наш (имя,

Вот, вот наше солнышко!

1 часть. Эмоционально – речевое общение:

Сядьте на пол так, что бы ваша спина опиралась на что-нибудь твердое, а ноги были согнуты под углом 45 градусов к поверхности пола. Разместите ребенка у себя на коленях в позе «на спине». Поиграйте с губками малыша, произнося гласные звуки: «О-о-о» (округляя губки, «И-и-и» (собирая губки в трубочку, «А-а-а» (опуская нижнюю челюсть). При необходимости сделайте стимулирующий массаж ручек. Если у малыша возникнет желание «поговорить» с вами, поддержите его инициативу, вступив с ним в перекличку.

2-ая часть. «Музыкальная игрушка».

Положите малыша на спину на твердую горизонтальную поверхность.

Приготовьте музыкальную игрушку. Включите ее слева (справа) от ребенка, предоставляя ему возможность прислушаться к мелодии. Если малыш не пытается повернуть голову в сторону звука, покажите ему игрушку. Включите еще раз, пусть он увидит звучащий предмет. Отклоняйте игрушку в стороны, побуждая ребенка поворачивать голову вслед за звуком и прослеживать движение игрушки.

В конце занятия выложите малыша на живот, поставив перед ним игрушку для рассматривания.

Усложнение:

Начиная с третьего занятия, эмоционально-речевое общение проводите на пеленальном столе, а упражнение «музыкальная игрушка» - на краю пеленального стола, положив ребенка на живот и стимулируя его возможности найти источник звука, и проследить за движением игрушки в положении лежа на животе.

В конце занятия игрушку можно подвесить над грудкой ребенка или поставить сбоку от него на небольшое возвышение.

Занятие 2

Формировать умения:

- Реагируя на обращение, широко улыбаться, издавать тихие и короткие звуки, включаться в «перекличку» с взрослым

- Смотреть на игрушку в течение 10 сек., находясь в вертикальном положении; прослеживать её движение вправо-влево, вверх-вниз и по кругу

- Лёжа на животе и опираясь на предплечья, смотреть на игрушку, поворачивать голову вслед за ней влево-вправо (на 30 градусов)

Дидактический материал: Кукла из ткани, с хорошо двигающимися частями тела (или игрушка би-ба-бо).

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Подойдите к лежащему на спине ребёнку, ласково произнесите уже знакомые ему слова (находясь вне поля зрения малыша, на расстоянии 50 см):

Где же, где же наш малыш?

Где же, где же наша крошечка?

Дождитесь, когда он повернёт голову в сторону вашего голоса. Зайдите справа от малыша:

Где же, где же наш (имя?

Где же, где же наше солнышко?

Наклонитесь над ребёнком, позовите его, поманите руками: «(имя, иди к маме!». Возьмите на руки, разверните лицом к себе. Приближайте и удаляйте от своего лица, придерживая за плечики (ребёнок в вертикальном положении)

Вот, вот наш малыш,

Вот, вот наша крошечка,

Вот, вот наш (имя,

Вот, вот наше солнышко!

1 часть. Эмоционально – речевое общение:

Положите ребёнка на пеленальный стол. Поиграйте с губками малыша, произнося гласные звуки: «О-о-о» (округляя губки, «И-и-и» (собирая губки в трубочку, «А-а-а» (опуская нижнюю челюсть). При необходимости сделайте стимулирующий массаж ручек. Если у малыша возникнет желание «поговорить» с вами, поддержите его инициативу, вступив с ним в перекличку.

2-ая часть. «Наблюдение за куклой».

Расположите малыша в вертикальном положении на своей руке так, чтобы его голова опиралась на ваше плечо и была направлена вперед. Руки ребёнка с помощью вашего предплечья также направляются вперёд, а обе его подошвы вашей рукой прижимаются одна к другой.

Покажите куклу, передвигая её вправо-влево, вверх-вниз; совершайте движения по кругу. Побуждайте следить за игрушкой взглядом.

После занятия положите ребёнка на бочок рядом с куклой (на 1-2 мин).

Усложнение:

Начиная с третьего занятия, эмоционально-речевое общение проводите сидя на полу, устроив ребёнка на своих согнутых коленях.

«Наблюдение за куклой» проведите на полу, расположив ребёнка в позе «на животе». Побуждайте прослеживать движение игрушки, сопровождая действия напевом: «Ля-ля-ля». Если ребенок плохо удерживает голову, проведите упражнение на краю пеленального стола.

От 3-х до 4-х месяцев

Цели:

• Стимулировать гуление

• Закреплять умение длительно прослеживать за лицом взрослого и движущейся игрушкой

• Развивать умение по-разному реагировать на спокойную и плясовую мелодию; находить невидимый источник звука

Занятие 1

Формировать умения:

- Издавать открытые гласные звуки

- Смеяться в ответ на «весёлое тормошение» при эмоционально-речевом обращении взрослого

- Переводить взгляд с одного предмета на другой

- Следя за перемещающейся игрушкой (лёжа на животе, поворачивать голову, а затем и весь корпус в направлении её движения

Дидактический материал: Две одинаковые игрушки, высотой 12-15 см:

1,2,3 занятие – неваляшки,

4.5 занятие – мишки.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Подойдите к малышу, ласково позовите по имени, поманите к себе руками: «Иди к маме». Возьмите его на руки, в ритме потешки поднимайте и опускайте:

Еду-еду

К бабе к деду

На лошадке

В красной шапке,

В старом лапоточке

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг … в яму

Бух!

Произнеся «Бух!», положите малыша на пеленальный стол: «Бух! Упал (имя)». Потормошите его за грудку, стимулируйте громкий смех в ответ на общение.

Возьмите за запястья и кисти рук, поднимите на 45 градусов от поверхности стола, приговаривая:

По рытвинам, по кочкам,

Всё прямо и прямо,

А потом вдруг… в яму

Скажите: «Бух!» и медленно опустите, делая паузу только перед тем, как коснуться поверхности стола. (Повторите упражнение).

1 часть. Эмоционально-речевое общение:

Наклоняйтесь над малышом, тормошите его, напевно с различными интонациями произносите гласные звуки: а, у, и, о, а также их сочетания: агы-гы, агу-гу и т. д. Чередуйте громкую, интонированную речь с шепотной речью и беззвучным артикулированием.

2 часть. «Две игрушки».

Перед лежащим на животе ребёнком, по центру на расстоянии 1м поставьте рядом две игрушки. Привлеките внимание малыша, ласково разговаривая с ним, перемещайте игрушки вправо или влево.

Сконцентрировав внимание ребёнка на двух игрушках, медленно отодвигайте одну из них, приговаривая: «идёт мишка, топ-топ». Отодвинув игрушку на расстояние 80-100 см от центра, переключите внимание малыша на вторую игрушку, находящуюся в центре, и начинайте перемещать её в другую сторону. Далее передвигайте игрушки поочерёдно к центру и в конце - в разные стороны.

Положив ребёнка в манеж, увлеките его какой-нибудь игрушкой. Например, вложите ему в руку погремушку. В течение дня, выкладывая ребёнка на животик, ставьте перед ним (сместив в сторону от центра зрения, игрушки с занятий для рассматривания.

Занятие 2

Формировать умения:

- Улыбаться, услышав знакомый голос или увидев близкого человека

- Издавать протяжные звуки гуления

- Слушать (2-3 сек) и чётко поворачивать голову в сторону невидимого источника звука, быстро находить глазами звучащий предмет

- Замирать и неотрывно провожать взглядом предмет, движущийся вертикально под звуки спокойной мелодии; оживляться и протягивать руки к предмету под звуки плясовой мелодии

Дидактический материал: Яркий мячик (из мягкой ткани) на резинке с бубенчиком внутри.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Подойдите к малышу, ласково позовите по имени, поманите к себе руками: «Иди к маме». Возьмите его на руки, устройтесь на полу, положив малыша к себе на колени. Напевно произносите слова, помахивая ручками малыша, как крыльями:

Прилетели гули,

Гули прилетели.

Прилетели гули,

Положите ручки на его голову:

На головку сели,

Сели посидели

Снова помашите ручками и опустите их вниз:

И улетели.

Да-а-а!

1 часть. Эмоционально-речевое общение:

Потормошите малыша, вступите в перекличку со звуками гуления. Возьмите его ручки, обхватите ими своё лицо. Проведите ладошками по своим векам, губам, дотроньтесь до своего носа. Напевайте ему гласные звуки, делая паузу для стимулирования звукового взаимодействия.

2 часть. Игра «Мячик».

Возьмите мячик. Погремите им справа и слева от ребёнка, побуждая найти источник звука. Пойте весёлую песенку, на первую фразу постепенно поднимая мячик над грудью ребёнка, на вторую – опуская так, чтобы он успевал следить за ним взглядом:

Как под горкой, под горой

Торговал старик золой

Картошка моя –

Вся поджаренная

Сожмите мячик руками ребёнка. Побуждайте малыша самостоятельно наталкиваться руками на мячик. Исполнение песенки, адресованное ребёнку, вызовет у него желание исследовать новую игрушку и поделиться с вами впечатлениями.

После занятия мячик можно ненадолго поместить в манеж над грудью ребёнка.

От 4-х до 5-ти месяцев

Цели:

• Стимулировать певучее гуление

• Развивать умение различать интонационную выразительность речи, узнавать близких

• Развивать зрительное предвосхищение

• Закреплять умение прослеживать за движением предмета

Занятие 1

Формировать умения:

- Узнавать близкого, смотреть выжидающе, радоваться

- Нараспев произносить гласные звуки; громко смеяться в ответ на эмоционально-речевое обращение

- По-разному реагировать на интонационную выразительность речи: на ласковую интонацию – улыбаться, оживляться, на строгую – сосредотачиваться, хмуриться

- На втором, третьем занятии, слыша знакомую выразительную речь, поворачивать голову в сторону ожидаемого движения руки взрослого

Дидактический материал: Палочка, длиной 25-30 см, диаметром 1-1.5 см.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Подойдите к малышу, ласково позовите по имени, поманите к себе руками: «Иди к маме». Покажите жестом: «Дай ручки, дай», соедините его ручки, потяните к себе. Повторите упражнение.

Поднимите малыша, одной рукой придерживайте его грудь, а другой – таз. В ритме потешки покручивайте и поднимайте ребёнка, продвигаясь к пеленальному столу:

Тюшки-тютюшки,

Веселы все душки.

Подыму Фролку

На крутую горку.

Бух! Повалился,

С горки свалился!

Опустите на пеленальный стол: «Бух! Бу-бу-бух! Упал (имя!». Покажите малышу палочку: «Держись за палочку!», дайте ему ухватиться за палочку руками. Со словами: «Подыму Фролку на крутую горку», подстраховывая ручки малыша, притягивайте палочку к себе. Побуждайте малыша сесть почти в вертикальное положение. Со словами: «Бух! Покатился, с горки свалился!», медленно опускайте в исходное положение. Повторите упражнение.

1 часть. Эмоционально-речевое общение: Вызовите малыша на «перекличку». Поиграйте с его губками, пропевая слоги: «ма-ма-ма-ма, ба-ба-ба-ба, бу-бу-бу-бу».

2 часть. «Идёт коза рогатая».

Предложите малышу поиграть: «Поиграем? Где у нас коза?». Читайте стишок, меняя интонацию и силу голоса:

Идёт коза рогатая,

(два пальца, изображающие рога, появляются слева от ребёнка)

Идёт коза бодатая,

(два пальца, изображающие рога, появляются справа от ребёнка)

Ножками – топ-топ,

(«потопайте» ножками ребёнка по поверхности стола, сначала обеими, затем поочерёдно)

Ручками – хлоп-хлоп.

(возьмите ручки малыша в свои и похлопайте его ладошками)

Кто кашу не ест,

Молока не пьёт,

Забодаю, забодаю, забодаю

(приближая «пальца-рога» к ребёнку, потормошите его за грудку)

Повторите игру ещё раз.

Положите ребёнка в манеж. Покажите ему две погремушки (или другие, удобные для захватывания предметы): «Посмотри, вот погремушки!». Постучите одной о другую. Спрячьте за спину: «Нет погремушек!». Погремите ими за спиной, и вновь покажите ребёнку. Вложите погремушки в его руки, постучите одной о другую, предоставьте возможность играть самостоятельно.

Занятие 2

Формировать умения:

- Прислушиваться и поворачиваться в сторону голоса близкого человека, тянуться к нему, гулить

- Длительно нараспев произносить гласные звуки

- Лёжа на животе, безотрывно прослеживать за движением предмета вверх-вниз и по кругу

Дидактический материал: Палочка длиной 25-30 см, диаметром 1-1.5 см; большой гимнастический мяч; бабочка из цветной обёрточной бумаги, размером 10-12 см.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Позовите малыша по имени, дождитесь, когда он повернёт голову в сторону вашего голоса. Подойдите к нему, поманите к себе руками: «Иди к маме». Покажите жестом: «Дай ручки, дай!». Дождитесь попытки потянуться к вам руками, помогите ребёнку, соединив его ручки и потянув к себе.

Возьмите малыша на руки, передвигаясь по группе, выполняйте движения в ритме потешки:

Тюшки-тютюшки,

Веселы все душки.

Подыму Фролку

На крутую горку.

Бух! Покатился,

С горки свалился!

Опустите малыша на ковёр: «Бух! Бу-бу-бух! Упал (имя! Будем подниматься. Держись за палочку!». Со словами: «Подыму Фролку на крутую горку», помогите малышу сесть под углом 90 градусов к поверхности пола. Похвалите его. Со словами: «Бух! Покатился, с горки свалился», медленно опустите в исходное положение. Повторите упражнение.

1 часть. Эмоционально-речевое общение:

Сядьте на пол так, чтобы ваша спина опиралась на что-нибудь, а ноги были согнуты в тазобедренных и коленных суставах. Разместите ребёнка у себя на коленях.

Поиграйте с губками малыша, побуждайте его вступить в «перекличку». Поглаживайте ладошкой ребёнка свои щёки, нос, дотрагивайтесь до рта, произнося слоги: «ма-ма-ма, па-па-па, бу-бу-бу, ти-ти-ти».

2 часть. «Бабочка, полети на облачко».

Положите малыша животиком на мяч, страхуя его ножки своей рукой. Покачайте его вперёд-назад несколько раз. Привлеките его внимание к яркой бабочке, перемещая её вверх и вниз (до самого пола). И снова медленно поднимайте:

Бабочка-бабочка,

Полети на облачко,

Там твои детки –

На берёзовой ветке!

Затем опять медленно опускайте:

Бабочка-бабочка,

Ветер или дождь?

Полетишь – как ветер,

Упадёшь – как дождь!

Если малыш плохо прослеживает за бабочкой вверх-вниз, помогите ему, покачивая мяч. При движении игрушки вниз, медленно наклоняйте мяч вперёд. При движении бабочки вверх, возвращайте малыша в исходное положение.

В конце занятия подобную бабочку, но меньшего размера (на резинке с «хвостиком» из ленточки для захватывания, поместите в манеж над ребёнком, сместив в сторону от средней линии тела. Увлеките действием с новой игрушкой.

От 5-ти до 6-ти месяцев

Цели:

• Стимулировать длительное певучее гуление и попытки произнесения отдельных слогов

• Развивать восприятие отражённого

• Развивать умение извлекать звуки из игрушек и предметов

• Совершенствовать умение находить невидимый источник звука в окружающем пространстве

Занятие 1

Формировать умения:

- Длительно нараспев произносить гласные звуки

- Пытаться, хотя бы интонационно, подражать произношению отдельных слогов

- Извлекать звуки из игрушечного рояля, ударяя по клавишам пальцами руки,

многократно повторять свои действия

Дидактический материал: Игрушечный рояль.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Направляясь к малышу, позовите его по имени. Дождитесь, пока он отыщет вас взглядом, повернув голову в сторону вашего голоса. Поманите его к себе жестами и словами: «Иди к маме. Дай мне ручки!». Радостно восклицайте, если ребёнок пытается протянуть к вам свои ручки: «Вот ручки, вот!».

Сядьте с малышом на пол, поместите его между своих ног. Взяв под мышки, сделайте несколько танцевальных движений (следите, чтобы ребёнок опускался на всю ступню: можно покачивать его из стороны в сторону, перенося тяжесть тела то на одну, то на другую ножку):

Давай, малыш, попляшем

И ручками помашем,

Да-да-да!

Посадите ребёнка к себе на колени:

На колени к маме сядем,

О-па, па-па-па.

Нежно погладьте, помассируйте детские щёчки:

Обе щёчки мы погладим,

Ма-ма, ма-ма-ма.

1-ая часть. Эмоционально-речевое общение:

Вызовите малыша на диалог. Повторяйте слоги песенки и ранее звучащие слоги: «Ма, па, ба, да, ту, ти». Делайте паузы, вступите в «перекличку». Побуждайте малыша произнести слог «ба» или «па». Позволяйте тянуться и руками дотрагиваться до вашего лица.

2-ая часть. «Рояль».

Перед малышом, лежащим на животе, установите рояль так, чтобы ребёнок мог дотянуться руками до клавиатуры.

Привлеките внимание ребёнка, поиграв на рояле. Вызвав у малыша интерес к игрушке, предоставьте ему возможность коснуться рукой клавиатуры и извлечь звук самостоятельно. Если ребёнок не попадает на клавиши, возьмите его руку в свою и мягким движением помогите дотронуться до клавиш.

Предоставив возможность поиграть с инструментом, отодвиньте от малыша игрушку на 10 см, чтобы он не смог достать до клавиатуры, и снова поиграйте на инструменте (эта пауза необходима для того, чтобы ребёнок отдохнул и послушал звуки, которые извлекает взрослый). Затем снова предоставьте возможность поиграть с инструментом.

В конце занятия возьмите малыша на руки, похвалите его и займите какой-нибудь игрушкой.

Усложнение:

Через два занятия, выставляя рояль перед ребёнком, немного смещайте его влево и вправо, побуждая малыша поворачиваться на звук и тянуться к инструменту разными руками.

Занятие 2

Формировать умения:

- Однократно или редко произносить какой-либо один слог («ба». «ма», «па»)

- Фиксировать своё отражение в зеркале, следить за отражающимися действиями, а позднее, узнав себя в зеркале, смеяться, радостно гулить

- Дотягиваться (подползать) до спрятанной озвученной игрушки, находить её, сняв платочек

Дидактический материал: Зеркало, размером 1м на 0.5м; игрушечный рояль. Прозрачный платок.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Возьмите малыша на руки, сядьте с ним на диван. Пропевайте слова песенки и совершайте танцевальные движения, приподнимая и опуская ребёнка на свои колени:

Давай, малыш, попляшем,

И ручками помашем,

Да-да-да!

Посадите к себе на колени:

На коленки к маме сядем,

О-па, па-па-па!

Поглаживайте щёчки малыша его ладошками:

Обе щёчки мы погладим,

Ба-ба, ба-ба-ба.

Если малыш захочет «пообщаться», поддержите его.

1-ая часть. Эмоционально-речевое общение:

Сядьте напротив зеркала, посадив малыша к себе на колени. Спросите: «Кто этот малыш?». Помашите детской ручкой и скажите: «Привет, малыш!».

Предложите потанцевать и повторите песенку с движениями перед зеркалом. Каждый раз, делая паузу после пропевания слогов, берите ручку ребёнка и, нажимая на свой подбородок, повторяйте слоги. Затем рукой малыша нажимайте на его подбородок и снова произносите слоги, чередуя с беззвучной артикуляцией.

2-ая часть. «Поиск рояля».

Поиграйте на игрушечном рояле с правой стороны от лежащего на спине ребёнка. Побуждайте его, отыскивая источник знакомого звука, перевернуться на живот. Спрячьте рояль под платок на глазах у малыша, и вновь поиграйте на инструменте.

На первом занятии, если ребёнок не тянется к игрушке, сами снимите салфетку. На последующих занятиях стимулируйте желание малыша дотянуться или подползти к роялю, слегка подталкивая, положив свои ладони ему на стопы. Поощряйте попытку ребёнка снять салфетку с игрушки.

Повторите игру, перевернув малыша на спину и расположив рояль с левой стороны от него.

Усложнение:

Через 3 игры прозрачный платочек можно заменить непрозрачным.

От 6-ти до 7-ми месяцев

Цели:

• Стимулировать продолжительный лепет, произнесение одних и тех же слогов

• Развивать умение понимать простые просьбы

• Развивать умение находить взглядом игрушку, а затем – две игрушки, стоящие на постоянных местах

Занятие 1

Формировать умения:

- Сочетать гласные с согласными, образовывать цепочки звуков типа: «ба-ба-ба», «да-да-да», «па-па-па»

- Реагировать на своё имя движениями, понимать просьбу: «Иди ко мне»

- На вопрос «Где?» искать и находить взглядом предмет, неоднократно называемый,

находящийся постоянно на определённом месте

- Возвращать взгляд на предмет после отвлечения

Дидактический материал: Кукла средних размеров с открывающимися и закрывающимися глазами.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Позовите малыша по имени, поманите к себе руками: «(имя, иди ко мне!». Дождитесь, когда ребёнок потянется к вам. Возьмите его на руки, направляясь к пеленальному столу, напевайте:

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою:

Ля-ля-ля! Ля-ля-ля!

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою:

Да-да-да! Да-да-да!

1-ая часть. Эмоционально-речевое общение:

Подойдя к пеленальному столу, обратитесь к малышу: «(имя, ляжем на спинку? Да! Ляжем, да-да-да!» Положите его на пеленальный стол.

Вызовите малыша на «разговор»: «Какую песенку мы пели? (пауза) Ля-ля-ля! (Да-да-да)». Вступите в «перекличку», используя стимулирующий массаж лица и рук.

Обратитесь к ребёнку по имени, попросите дать вам ручки: «(имя, дай ручки, дай». Побуждайте его тянуть к вам ручки.

Возьмите малыша за руки, разведите их в стороны и предложите сесть «Сядем, посидим?». Со словами: «Сели, сели, посидели», помогите ребёнку сесть. Сами присядьте до уровня лица ребёнка, держите его пальчики и, слегка массируя, продолжайте стимулировать произношение слогов «да-да-да».

Затем, предложив лечь, со словами: «Ляжем, ляжем, бу-бу-бух!», вновь положите его на спину. Повторите упражнение.

2-ая часть. «Где кукла – Ля-ля?».

Возьмите малыша на руки, встаньте недалеко от куклы (ранее знакомой и находящейся всегда на определённом месте) так, чтобы она была сбоку от ребёнка. Спросите: «Где кукла - Ля-ля?». Добивайтесь, чтобы малыш повернул голову и отыскал её взглядом: «Вот Ляля – топ-топ-топ!». Возьмите куклу и пройдите с ней за высокий стол для занятий, имитируя шаги куклы и читая уже знакомый стишок:

Уходи с дороги, кот,

Наша куколка идёт.

Топ-топ, топ-топ,

Наша куколка идёт

Посадите куклу на стол, сядьте с малышом напротив. Рассмотрите куклу, дотрагиваясь указательным пальцем своей руки до соответствующих частей лица куклы и ребёнка:

«У Ляли глазки – хлоп-хлоп-хлоп» (произнесите громко и чётко).

«У (имя) глазки – хлоп-хлоп-хлоп».

"У Ляли носик – пи-пи-пи» (произнесите тише, изменив интонацию).

«У (имя) носик – пи-пи-пи».

«У Ляли ротик - вот-вот-вот» (произнесите шепотом).

Слегка наклоните малыша к кукле: «Ай, да куколка, ай, да Ляля!». Отверните ребёнка от куклы на 180 градусов, спросите: «Где Ляля?». Пусть ребёнок сам повернётся к кукле. Поощряйте его: «Вот Ляля! Молодец, нашел Лялю!». Ещё раз отверните малыша от куклы и «найдите» её.

«Позовём куколку? Иди к нам Ляля!» - дайте куклу ребёнку. Сопровождая свои действия словами, помогите малышу взять её за руки и покачать из стороны в сторону («Ляля танцует», при этом напевая песенку: «ля-ля-ля».

Аккуратно высвободите куклу из рук ребенка и, отвернув от него, поместите на небольшом расстоянии: «Ой, убежала Ляля! Спряталась! Позовём куколку: Ляля, Ляля!». Побуждайте малыша хотя бы мимикой, взглядом (а позднее и звукосочетаниями) откликнуться на вашу просьбу. Поверните и поднесите куклу к ребёнку: «А-а-а, вот она!». Вновь спрячьте и верните куклу.

Дайте игрушку в руки малышу. Пусть ощупывает, изучает её, пока не угаснет интерес.

Затем отнесите куклу на место: «Сиди, Ляля! Ну-ну-ну!» (погрозите пальцем). Помашите сначала своей рукой, затем рукой ребёнка: «До свидания, Ляля! Пока, пока».

После занятия займите малыша другими игрушками.

Занятие 2

Формировать умения:

- Произносить повторно слоги лепета (лепет более устойчивый и оформленный)

- Менять интонацию при произнесении гласных звуков в зависимости от смысла

- Знать своё имя, понимать просьбу: «Иди ко мне!», «Дай ручки!»

- На вопрос «Где?» поворачиваться к игрушке и смотреть, иногда (при приближении) пытаться взять в руки

- Быстро возвращать взгляд на предмет после отвлечения

Дидактический материал: Постоянные игрушки средних размеров, всегда находящиеся на определённых местах – кукла, зайчик.

Ход занятия:

Установление эмоционального контакта:

Позовите малыша по имени, поманите к себе руками. Дождитесь, когда ребёнок протянет к вам свои руки. Похвалите его.

Возьмите ребёнка на руки, направляясь к пеленальному столу, напевайте:

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою.

На-на-на! на-на-на!

Утром рано я встаю,

Свою песенку пою.

Па-па-па! Па-па-па!

1-ая часть. Эмоционально-речевое общение:

Положите малыша на пеленальный стол. Вызовите его на разговор: «Какую песенку мы пели? (пауза) На-на-на! (Па-па-па)».

Одной рукой придерживайте ноги ребёнка. Большой палец другой руки вложите в руку малыша, отведите её в сторону до полного разгибания и со словами: «Сядем, посидим. Оп-па-па!», побуждайте ребёнка сесть. Покажите ему, что он может опереться на свою ручку и помочь себе. В то время, когда ребёнок сидит, проведите пальцами вдоль его позвоночника снизу вверх до разгибания спины. Присядьте до уровня лица ребёнка, держите его ручки в своих руках. Стимулируйте произнесение звуков и звукосочетаний («на-на-на», «па-па-па»). Затем медленно положите малыша на спину, точнее – на бок. Повторите упражнение для другой ручки.

2-ая часть. «Где зайка – прыг-скок?».

Возьмите малыша на руки. Встаньте недалеко от находящихся всегда на постоянном месте игрушек - куклы и зайчика. Спросите: «Где кукла – Ляля?». После того, как ребёнок отыщет взглядом куклу, попросите его найти и зайку.

Подойдите к зайке, пусть малыш к нему потянется. Возьмите игрушку и, направляясь к столу для занятий, комментируйте свои действия:

Прыгает заинька,

Прыгает маленький,

Зайка – прыг,

Зайка – скок,

Слышен зайкин голосок.

Поставьте игрушку на стол, сядьте с малышом напротив и повторите действия, которые проводили с куклой на предыдущих занятиях:

«У зайки глазки – хлоп-хлоп-хлоп, у (имя) глазки – хлоп-хлоп-хлоп».

«У зайки носик – пи-пи-пи, у (имя) носик – пи-пи-пи».

«У зайки ротик – вот-вот-вот, у (имя) ротик – вот-вот-вот».

Слегка наклоните малыша к игрушке: «Ах, какой зайка! Ай, да зая!». Затем отверните его на 180 градусов, спросите: «Где зайка?». Пусть ребёнок сам повернётся к зайке. Повторите этот приём.

Скажите: «Иди к нам, зая! Возьми (имя) зайку. Возьми за лапки. Попрыгай, зайка!». Помогите малышу взять игрушку за лапки, вместе с ребёнком поднимайте и опускайте её:

Зайка прыг,

Зайка скок,

Прыг-скок,

Прыг-скок!

Высвободите зайку из рук малыша, отверните от него: «Ой, убежал зайка! Спрятался». Позовём зайку: «Зая, Зая!». Если ребёнок, не воспроизводит ни каких звуков, возьмите его за ручку и помашите ею. Поверните и поднесите игрушку к малышу: «А-а, вот он!». Снова спрячьте и верните зайку.

Дайте игрушку ребёнку в руки, пусть исследует ее, пока не угаснет интерес. Затем верните зайку на постоянное место, помашите ему сами и рукой малыша: «До свиданья, зайка! Пока- пока!».

После занятия займите малыша другими игрушками.

Усложнение:

Начиная со второго занятия, показывая на глазки, носик, ротик, спрашивайте: «Где у зайки, а где у (имя?» На последующих занятиях попытайтесь рукой ребёнка касаться озвученных в тексте частей игрушки и его лица.

Список использованной литературы:

Джеки Силберг. 125 развивающих игр. Минск,2003.

Ильина Н. Играем в памперсах. М., 2001.

Пилюгина Э. Г. Сенсорные способности малыша. М., 2003.

Разенкова Ю. А. Игры с детьми младенческого возраста. М. ,2000.

Публикации по теме:

Индивидуальный образовательный маршрут для воспитанника МБДОУ детского сада комбинированного вида «Умка» Возраст ребенка: 4лет 2 месяца Пол: мужской Проблема: слабые вычислительные навыки Цель.

Перспективный план работы с родителя в средней логопедической группе. Родительские собрания № Содержание работы Цель Сроки Участники 1 Организационное - Познакомить родителей с результатами логопедического.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры-занятия с детьми первого полугодия жизни.
Опубликовано: 20 апреля 2013 в 15:05
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД