ИКТ как средство повышения качества образования в ДОУ

«Если сегодня будем учить так, как учили вчера,

мы украдём у наших детей завтра”

Джон Дьюи

АКТУАЛЬНОСТЬ

Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне.

Прежде всего, необходимо четко понимать, что такое ИКТ и в какой конкретно работе в ДОУ они необходимы.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии) .

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации. Соединяя информационные и коммуникационные технологии, проецируя их на образовательную практику необходимо отметить, что основной задачей, которая стоит перед их внедрением является адаптация человека к жизни в информационном обществе.

Задачей дошкольного воспитания является полноценное и гармоничное психологическое, личностное, познавательное развитие ребенка-дошкольника, формирование и развитие ведущей деятельности, основных новообразований возраста. Поэтому новые информационные технологии не могут быть механически перенесены в образовательную среду дошкольного учреждения. Компьютер должен стать частью развивающей среды для ребенка, фактором обогащения его интеллектуального развития, создавая основу для формирования новых типов мышления.

С внедрением ИКТ возникает целый ряд новых детских деятельностей тесно связанных с компьютером (компьютерное конструирование, творческое экспериментирование, игра-воображение и т. д., в них во всей полноте проявляются такие познавательные процессы, как произвольное внимание, запоминание мышление, представление, память, восприятие.

Эти выводы подтверждают в своих исследованиях многие специалисты, среди них С. Л. Новоселова, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Л. Д. Чайнова и др.

Нужно помнить, что информационные технологии, это не только и не столько компьютеры и их программное обеспечение. Под ИКТ подразумевается использование компьютера, Интернета, телевизора, видео, DVD, CD, мультимедиа, аудиовизуального оборудования, то есть всего того, что может представлять широкие возможности для коммуникации.

События, происходящие в стране за последние 5 лет, такие как:

• Принятие на государственном уровне Стратегии развития информационного общества;

• Принятие Концепции социально-экономического развития страны до 2020 года;

• Реализация программы «Электронная Россия»

• Разработка Национальной образовательной концепции «Наша новая школа»

• Подключение в рамках национального проекта школ к интернету;

• Принятие поправок к Закону «Об образовании»;

• Формирование социальных сетей и др.

потребовали иного осмысления роли ИКТ в образовательном процессе.

«ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования», утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 июля 2011 года № 2151, предъявляют определенные требования к кадровому обеспечению. Одним из основных требований является – владение педагогом информационно-коммуникационными технологиями и умениями применять их в воспитательно-образовательном процессе.

В п. 3.4 требований к учебно-материальному обеспечению содержатся требования к техническим средствам обучения в сфере дошкольного образования, включающие общие требования безопасности, потенциал наглядного сопровождения воспитательно-образовательного процесса, возможность использования современных информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе

ЦЕЛЬЮ

моей работы является:

Использование ИКТ в организации совместной деятельности детского сада и семьи для повышения познавательного развития детей

Задачами являются:

Подбор и изучение методической литературы по использованию в ДОУ информационных технологий

Вовлечение родителей в совместную деятельность с ДОУ посредством использования ИКТ

Стимулирование познавательной активности детей и повышение мотивации к учебной деятельности

Создание медиатеки с презентациями для детей

Прежде всего, я хочу сказать, что не использую непосредственную работу детей на ПК. Я считаю, что в дошкольном возрасте это не является первоочередной задачей. Гораздо важнее для меня работа по созданию единого творческого пространства в рамках взаимодействия с семьями воспитанников в направлении решения задач развития ребенка в современном информационном обществе. Важно стать и для ребенка, и для родителей проводником в мир новых технологий и сформировать основы информационной культуры личности ребенка.

Свою работу по направлению использования ИКТ я начала несколько лет назад. Мне нравится осваивать новейшие достижения педагогической науки и практики, познавать и открывать для себя что-то новое, поэтому я активно использую разработки в этой области. Использую презентации MS Power Point в непосредственной образовательной деятельности при ознакомлении детей с окружающей действительностью, в изобразительной деятельности.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ моей работы по внедрению ИКТ

1. Внедрение ИКТ как средства интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность детей и участвовать в освоении новых знаний.

Непосредственная образовательная деятельность в моей группе проводится эмоционально, ярко, с привлечением большого набора иллюстративного материала, с использованием звуковых эффектов и видеозаписей. Все это обеспечивает компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями. Применение компьютерной техники позволяет мне сделать непосредственную образовательную деятельность привлекательной и по-настоящему современной, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность. У компьютера существует способность воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные, что позволяет создавать для детей мультимедийные презентации.

Мною подобраны серии презентаций по таким тематическим блокам, как «Дорожная безопасность», «Транспорт», «Животные средней полосы», «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Народные промыслы», «Родной край», «Космос», «Овощи и фрукты», «Одежда, обувь и головные уборы» и т. д. В своих презентациях широко использую загадки, красочные иллюстрации, познавательный материал, взятый из энциклопедий для детей и Интернета (сайт «Википедия») .

Я использую презентация для того, чтобы иметь возможность рассмотреть сложный материал поэтапно. Это касается нового материала по ознакомлению детей с окружающей действительностью. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения у ребят. Задача разного рода слайд-шоу и видеофрагментов – показать детям те моменты из окружающего мира, наблюдение которых непосредственно вызывает затруднения. Например, можно наглядно представить процессы в неживой природе, такие, как смена времен года, круговорот воды в природе, свойства веществ, наблюдение за движением планет и др.

Так, например, при знакомстве детей подготовительной группы с планетами и звездами Солнечной Системы кроме просмотра книг и энциклопедий применяла просмотр мультимедийных презентаций по теме «Космос» с включением звуковых эффектов, так как использование анимационных эффектов способствует повышению интереса детей к изучаемому материалу по любой теме.

Или при знакомстве с озером Байкал использовала свою созданную презентацию, так как мало, кто из детей в группе были на этом озере и не имеют о нем представлений

Организуя итоговое обобщение по лексической теме, я использую больше интерактивных дидактических игр и упражнений. Так, например, на обобщающем занятии по теме «Жизнь животных зимой» были использованы в презентации такие дидактические игры, как «Угадай по голосу», «Чьи следы», «Кто чем питается», «Подбери жилище», «Доскажи словечко».

Развивающие игры широко использую и с целью формирования математических представлений (форма, количество и счет, временные представления, ориентировка в пространстве, логического мышления, внимания, памяти.

Применение компьютерных слайдов, презентаций, клипов, звуковых эффектов в процессе обучения детей на занятиях имеет следующие достоинства:

возможность демонстрации различных объектов в многократно увеличенном виде;

объединение аудио-, видео- и анимационных эффектов в единую презентацию способствует компенсации объема информации, получаемого детьми из учебной литературы;

возможность демонстрации объектов более доступных для восприятия сохранной сенсорной системе;

стимулирует познавательную активность детей

позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни

2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов

4. Оформление групповой документации, отчетов. Обработка диагностического материала. Компьютер позволяет не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint, киностудия Windows Live для повышения эффективности образовательного процесса с детьми

6. Использование ИКТ в работе с родителями воспитанников.

Сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр, является одним из ведущих направлением моей работы.

Создание презентаций «Моя семья» и дальнейший показ на родительских собраниях помогают ближе познакомиться с семьями воспитанников, узнать их интересы, увлечения, воспитывают гордость за сою семью. Мы фотографируем детей на занятиях, во время игровой деятельности, на прогулке, на всех мероприятиях. Создаем фотогалереи и размещаем в детском саду.

Очень интересны родителям экспозиции элементов интерьера детского сада. Ведь не организуешь каждому родителю экскурсию по детскому саду, да еще с подробным описанием пособий и оборудования кабинетов специалистов.

Интересны родителям домашние задания по подготовке проектов. Так, в младшей группе родители с детьми подбирали информацию на разных сайтах Интернета об истории матрешки, о видах, о процессе изготовления. Итогом нашей работы стало создание газеты «Как мы знакомились с матрешкой». В старшей группе родители и дошкольники подбирали материал к темам о животных средней полосы, домашних животных, животных жарких стран. Итог – совместный альбом «В мире животных», Или знакомили детей с безопасностью на дорогах, а родители подбирали в Интернете стихи, сценки для проведения дидактической игры-занятия «Я – пешеход». Вместе оформили газету «Красный, желтый, зеленый». В подготовительной группе проводился долгосрочный проект по теме «Можем ли мы жить без солнца? » с привлечением родителей по поиску информации, стихов, сказок, загадок, составления кроссвордов.

Неоценимы возможности ИКТ при подготовке консультаций специалистов для родителей

Важным направлением моей работы является сотрудничество с семьей ребенка в вопросах использования ИКТ дома, особенно компьютера и компьютерных игр. В рамках этого направления разработаны тематические рекомендации для родителей, проводятся консультации, активно используется наглядная информация, проводятся тематические родительские собрания по проблемам «Ребенок в мире информационных технологий».

ВЫВОД

Анализ собственной практической деятельности и деятельности моих коллег позволяет сделать вывод о том, что внедрение ИКТ в педагогический процесс позволяет активизировать познавательную деятельность, способствует развитию психических процессов детей старшего дошкольного возраста. Об этом свидетельствуют результаты

Диагностики познавательной деятельности старших дошкольников:

Начало года высокий средний низкий

уровень познав. активности 28.5% 62% 9.5%

уровень произв. сл. запоминания 28.5% 57.3% 14.2%

уровень произв. внимания, работоспособности 28.5% 52.5% 19%

Рисунок 1

Середина года высокий средний низкий

уровень познав. активности 33.3% 57.2% 9.5%

уровень произв. сл. запоминания 33.3% 57.2% 9.5%

уровень произв. внимания, работоспособности 33.3% 52.5% 14.2%

Рисунок 2

высокий средний низкий

начало года 28.5% 57.3% 14.2%

середина года 33.3% 55.6% 11.1%

ррисунок 3

Я считаю, что применение компьютерных технологий в процессе обучения дошкольников – это возможность проявления творческих способностей для всех, кто хочет и умеет работать, может понять сегодняшних детей, их запросы и интересы, кто любит детей и отдаёт им себя

В планах на будущее:

- Внедрение проекта по теме «Совместная деятельность детского сада и семьи по использованию компьютерных технологий для развития познавательно-речевых способностей у детей старшего возраста»

Похожие записи:

Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
Дидактическая игра «Вчера. Сегодня. Завтра»


Версия для печати
ИКТ как средство повышения качества образования в ДОУ
Опубликовано: 4 марта 2013 в 11:56
+2
Тематические разделы:
Перейдите в любой тематический раздел и найдите десятки и сотни работ по соответствующей теме.
Всего комментариев: 2. Для просмотра комментариев зарегистрируйтесь.

← Назад


Сертификаты, свидетельства, дипломыБесплатные шаблоны для оформленияГрафик конкурсов