Импровизация — есть средство выражения детской индивидуальности

Елена Анатольевна Вербовская
Импровизация — есть средство выражения детской индивидуальности

Этюды можно рассматривать как небольшие сюжетные и несюжетные игры творческого характера, исполняемые группой детей и индивидуально. Этюды вводятся в детскую творческую деятельность с подготовительных к школе групп детского сада, когда дети имеют определенный запас музыкальных впечатлений, когда у них развито воображение, умение выразительно выполнять разнообразные движения.

Исполняя этюды, дети учатся соотносить определенные движения с характером незнакомого музыкального произведения.

Ребенок учится эмоционально и образно передавать движением несложную композицию этого этюда, самостоятельно выбрать и согласовать с характером музыки ходьбу, бег, прыжки и другие движения.

В этюде дети могут разыгрывать разнообразные композиции, «подсмотренные» в социальной окружающей их среде.

Этюд – это набросок, импровизация!

Повторение этюдов дает детям возможность углубить ранее созданный образ, выразительнее исполнять детали, совершенствовать согласованность движений с музыкой.

Повторение является полезным упражнением, способствующим развитию воображения.

В процессе повторении этюда педагог видит, как совершенствуется выразительность детского исполнения.

Напоминанием сюжета этюда, повторным прослушиванием музыки, указаниями, пояснениями, показом некоторых движений и действий при дальнейшей работе над этюдом, педагог целенаправленно воздействует на ребенка. Всё это помогает дошкольнику тоньше чувствовать характер и форму музыкального произведения, сознательно относиться к заданию, выразительно воспроизводить образ в движении. Увлеченность игровым образом способствует дальнейшему развитию творческой активности и музыкальных способностей детей.

Знакомя детей с новой сюжетной игрой, этюдом, педагог должен предварительно заинтересовать детей, усилить мотивацию, пересказать содержание, дать характеристику образов.

Чтение книг о событиях окружающей жизни и явлениях природы, повадках птиц, животных, рассматривание иллюстраций по этим темам, самостоятельное наблюдение животных (домашних, диких – в художественных, мультипликационных фильмах) поможет детям воссоздавать образы и в музыкальных заданиях. Поэтому, знакомство с произведениями литературы, искусства, в какой-то мере, должно предшествовать музыкальному восприятию.

Роль слова при выполнении музыкально – ритмических и творческих заданий огромна. Оно раскрывает сюжет этюда, или игры. Систематическое использование таких заданий активизирует чувство музыкального ритма. Дети учатся правильно реагировать на характер музыки и передавать его в движениях.

Сюжетные игры и этюды хорошо провести, как спектакль: часть детей – артисты, другая часть – зрители, которые оценивают увиденное, а затем дети меняются ролями, стараясь привнести в свои действия что-то новое, более яркое и интересное.

С сюжетными играми, которых очень много, тесно связано инсценирование песен, стихов.

Обогащение детей музыкальными впечатлениями, умение свободно разыгрывать содержание песен, передавать движениями развитие игровых образов под инструментальную музыку – позволяет использовать в работе с детьми наиболее сложные творческие задания – несюжетные и сюжетные этюды.

Несюжетные этюды проводятся как упражнения на групповых и индивидуальных занятиях. / Вначале предлагается прослушать музыку, определить сколько частей в произведении, их характер. Затем проиграть каждую часть и спросить, какое движение можно исполнить под эту музыку? Педагог уточняет ответы детей, напоминает, что со сменой частей необходимо вовремя изменить движение. /

Для активизации музыкального восприятия при повторении несюжетного этюда изменяется последовательность звучания частей. Дети учатся осмысливать чередование частей произведения, а не механически их запоминать.

Сюжетные этюды бывают групповыми и индивидуальными. В групповом этюде более свободно двигаются застенчивые, малоактивные дети. Движения товарищей помогают им исправить ошибки, почувствовать уверенность в себе.

Конечно, момент подражания не исключается, но наглядный образец приносит несомненную пользу. С каждым исполнением дети совершенствуют движения.

Методика первичного разучивания сюжетного этюда аналогична методике разучивания сюжетной игры.

Индивидуальные сюжетные этюды наиболее сложные. Они требуют сосредоточения сил и умений, но помогают увидеть степень развития каждого ребенка, его творческие возможности, избежать заимствований движений друг у друга.

Примерные варианты музыкальных этюдов и игр в детском саду:

1. «В лесу» муз. Т. Ломовой;

2. «Козлята и волк»;

3. Стих «Конь» сл. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой;

4. Инсценирование песни: «Прогулка» сл. Найденовой, муз. Е. Тиличеевой;

5. «Мы в зеленые луга пойдем» сл. и муз. Н. Леви;

6. «Наш огород» сл. А. Пассовой, муз. В. Витлина;

7. «Веселый музыкант» сл. Т. Волчиной, муз. А. Филиппенко;

8. «Зайки серые сидят» сл. В. Антоновой, муз. Г. Финаровского;

9. «Лягушата и щенок» сл. В. Лифишца, муз. А. Живцова;

10. «Два дружка петушка» сл. Н. Берендгофа, муз. В. Герчик;

11. «Бабочка» сл. Н. Френкель, муз. Е. Тиличеевой;

12. «Песенка с гармошкой» сл. З. Петровой, муз. А. Островского;

13. «Мы на луг ходили» сл. Т. Волгиной, муз. А. Филиппенко;

14. «Танцевали краковяк» сл. Я. Чарнацкой, муз. А. Филиппенко;

15. «Вот взяла лисичка скрипку» сл. Е. Журливой, муз. А,Филиппенко;

16. «С котенком» муз. Ломовой;

17. «Подружки»

18. «Вот какие чудеса» сл. Н. Берендгофа, муз. А. Филиппенко;

19. «Палочка – выручалочка» муз. Ломовой.

Публикации по теме:

«Есть у нас огород» (средняя группа)«Есть у нас огород» (средняя группа) Цель: Формирование у детей исследовательских навыков, выявление опыта и наблюдательности. Создание пространственной среды для экспериментирования.

Консультация для воспитателей «Условия формирования индивидуальности личности ребенка» Жизненный путь личности – это путь становления её индивидуальности под воздействием комплекса уникальных биопсихологических и социальных.

Дидактическая игра по экологии «Кто есть кто»Дидактическая игра по экологии «Кто есть кто» Экологическое образование и воспитание детей является чрезвычайно актуальной проблемой настоящего времени. От экологического мировоззрения,.

Есть такие игрушки-травянчикиЕсть такие игрушки-травянчики Для того, чтобы изготовить игрушку-травянчика, нам понадобились: -капроновые чулки; -красочные бутылки от детского шампуня; -опилки;.

Как отучить ребёнка есть снег?Как отучить ребёнка есть снег? Гуляя зимой в оттепель на улице с ребёнком, расскажите ему,что один ваш маленький друг очень любил покушать снег (ребёнок не хочет и не.

Конспект НОД «Воздух есть везде» ПРОГРАММНЫЕ ЗАДАЧИ: - закрепить знания детей о воздухе, его свойствах, роли; - формировать интерес к экспериментальной деятельности;.

Проект «Есть у нас огород…»Проект «Есть у нас огород…» Вид проекта: выставочный, детско – родительский, групповой, средней продолжительности. 1 этап. Целеполагание. Цель проекта. 1. Создать мини.

Конспект занятия по математике в 4 классе «Равенства, неравенства, выражения, уравнения» Урок №4 Дата: Математика Тема: Равенства, неравенства, выражения, уравнения. Цели: повторить и систематизировать изученные в 3 классе.

Снежные постройки «Есть у нас Снеговик…»Снежные постройки «Есть у нас Снеговик…» Зима - раздолье для зимних игр и забав. Сколько веселья, радости и удовольствия доставляют детям игры в снежки, катание на санках, лыжах.

Эссе «Это и есть моя профессия»Эссе «Это и есть моя профессия» В слове ВОСПИТАТЕЛЬ заключены все те качества, которые присущи моей профессии. В- воспитывать, но не навредить. Каждый человек приходит.

Библиотека изображений:
  • Транспорт
  • Дикие животные
  • Фразеология
Автор публикации:
Импровизация — есть средство выражения детской индивидуальности
Опубликовано: 18 апреля 2016 в 20:19
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Физкультминутки для дошкольников
Подготовила инструктор по ФК Виниченко Ю. В. Бегут, бегут со двора. Бегут, бегут со двора ( Шагаем на месте) Гулять, гулять в луга: ( Прыжки на месте)...
Экологический мастер-класс из бросового материала «Аквариум с рыбками»
Предлагаю создать на участке оформление «Аквариум с рыбками». Для этого подойдут разноцветные полиэтиленовые пакеты, желательно, плотные и яркие. Рыбки...
Фотозарисовка «Мои роли и их значение на развитие речи детей»
В каждом воспитателе живет артист. Стоит ему только одеть костюм сказочного персонажа, и он тут же перевоплощается и разворачивает сказочное действие....
Конспект НОД во второй младшей группе по ФЭМП «Зоопарк»
Непосредственно- образовательная деятельность во второй младшей группе по формированию элементарных математических представлений по теме «Зоопарк»....
Конспект занятия по правилам дорожного движения для детей подготовительной группы ДОУ...
Занятие по правилам дорожного движения для детей подготовителной группы ДОУ Тема: Профессия водитель Цели: дать представление о профессии водителя;...