МААМ-картинки

Индивидуализация обучения-каждому ребенку свою траекторию развития

Татьяна Зудина
Индивидуализация обучения-каждому ребенку свою траекторию развития

Индивидуализация обучения: каждому ребенку индивидуальную траекторию развития.

Данный материал я предоставила на конкурсе "Воспитатель года" и набрала наибольшее количество баллов. Тема весьма актуальна. Поэтому, надеюсь, что-нибудь пригодится и вам. Если возникнет желание воспользоваться для выступления, то учтите: подчеркнутый текст готовый материал для презентации.

Уважаемые коллеги! Существует ли двое детей, которые могли бы, учиться и развиваться совершенно одинаково? (слайд дети близнецы)

Конечно, нет!

Публикация «Индивидуализация обучения-каждому ребенку свою траекторию развития» размещена в разделах

Почему? Ответ очевиден. (слайд дети в разных семьях)

Во – первых, индивидуальные особенности не равнозначны.

Во – вторых, разные семьи, разная среда, условия жизни семьи, в которой воспитывается ребенок. У детей заведомо разная социальная ситуация развития.

Массовое обучение не когда не дает ответ на вопрос: «Что именно послужило развитию ребенка?»

Конечно кто – то может возразить:

- А, что плохого в устоявшейся структуре, она никогда ни кому не мешала.

Трудно с этим не согласиться. Но в настоящее время назрела острая необходимость перейти к современной дошкольной траектории развития ребенка – индивидуализации.

А знаете ли вы, что такое индивидуализация? Такой же вопрос я задала родителям.

Результаты оказались ожидаемы. Основная масса родителей, как вы видите на слайде, понимают индивидуализацию как коррекцию недостатков.

Слайд

-как коррекцию недостатков – 51%

-как развитие способностей – 30%

-как «Академическую успеваемость» - 19%

+ диаграмма

Индивидуализацию можно рассматривать в разных направлениях. Индивидуализация образования, обучения, индивидуальный подход.

Но мне, как практику, ближе индивидуализация обучения и индивидуальный подход.

(слайд: ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ:

1. ОБРАЗОВАНИЯ

- индивидуальные программы развития, присущие каждому ребенку

- самостоятельная деятельность ребенка, в ходе которой он самостоятельно, избирательно обращается к различным источникам информации, создает новые знания и способы хранения информации

- синтез организуемого обучения и самоорганизуемого и саморегулируемого учения.

- результат жизнедеятельности в виде личностных смыслов, сформированных общественных действий и общественных значений.

2. ОБУЧЕНИЯ

- Каждый ребенок развивается в своем темпе «по своей программе» и, следовательно, не может быть подвергнут сравнению с другим ребенком

- Принцип безоценочности, безусловного принятия ребенка таким, кокой он есть

- Учение ведет за собой развитие. Учение и есть развитие.

3. ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД

- Дефицитарное состояние в развитии ребенка

- «академическая успеваемость»

- Развитие способностей ребенка

Концепцией модернизации российского образования определены основные направления современной образовательной политики

(слайд :- обеспечение доступности, эффективности, качества образования.

Новое качество образования – это ориентация образования не только на усвоение воспитанниками определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных, созидательных способностей ребенка и коммуникативных компетенций.)

Введение ФГОС способствует индивидуализации как целенаправленно организованного обучения, так и в целом образования.

Слайд: переход от формально организованных занятий к видам педагогической деятельности.

В связи с этим в своей работе определяю цели при работе с детьми раннего возраста, младшего дошкольного возраста и старшего дошкольного возраста. Но каждый специалист нашего дошкольного учреждения конкретизирует их для себя, соответственно возрасту детей.

Слайд – при работе с детьми раннего возраста

- Педагогическая поддержка поисково – практической активности – готовности исследовать предметы ближайшего окружения, действовать самостоятельно, в сотрудничестве со взрослыми и сверстниками.

- Готовность ребенка использовать речь для выражения своих желаний, чувств, состояний.

- Воспитание интереса к разным видам двигательной активности.

- Поддержка позитивного эмоционального состояния, физического благополучия

При работе с детьми младшего дошкольного возраста

- Расширение арсенала способов получения информации

- Обучение доступным способам фиксирования информации и результатов действий – с помощью рисунков, знаков, слов, схем.

- Формирование навыка элементарного саморегулирования активности

При работе с детьми старшего дошкольного возраста

- Развитие познавательной инициативы и активности

- Развитие навыков самоорганизации и соорганизации, самопонимания и понимания других

- Развитие двигательных навыков

Совершенно естественно, может возникнуть вопрос, какой технологией я пользуюсь. Ответ для себя я нашла в словах Е. В. Пчелинцевой.

Слайд. Е. в. Пчелинцева: «Не требуется разработка новых программ, следует лишь модернизировать уже имеющиеся образовательные программы за счет использования проблемно-поисковых заданий, превращающих проблематизацию в устойчивую тенденцию детского развития»

Они придали мне уверенности в том, что я на правильном пути. Поэтому для реализации индивидуализации обучения мною были отобраны следующие программы: базисная программа «Камертон», региональная – «Ребенок и весь мир».

Слайд: Базисная программа «Камертон» фото программы

Реализация регионального компонента «Ребенок и весь мир»

Широко использую муниципальные программы.

1. «Детский сад рядом»

2. Программа гендерного воспитания «Принц и золушка»

3. Программа по формированию у детей раннего возраста права выбора «Растем, развиваемся, выбираем»

Все они позволяют развивать ребенка как самостоятельного человека, умеющего выбирать, заполнять свое время интересной деятельностью, быть свободным в коллективе таких же свободных детей.

Но такого рода преобразование в организации педагогического процесса требует методов

Слайд: Методы индивидуализации:

1. метод реагирования.

2. обеспечение гибкости в инициированной деятельности

3. отбор материалов

4. спонтанная индивидуализация

5. метод «строительных лесов»

6. иррадирующее обучение

Особо хочу остановиться на методе строительных лесов.

В основе этого метода лежит идея Льва Семеновича Выготского о зона ближайшего развития – границе между тем, что ребенок может сделать самостоятельно, и тем, что может осуществить только с посторонней помощью.

Слайд Ваня.

Обратите внимание на слайд – ребенок выступает на городских мероприятиях. И, наверняка, ни у кого из вас не возникло мысли, что в детском саду он был не контактным, замкнутым, склонен к играм в одиночестве, имеющим речевые нарушения и перенесшим челюстно-лицевую травму.

Слайд ваня.

Именно таким я его увидела в первый раз. Я никогда не слышала, как он поет, в танцах он был скован, неуклюж.

Но, при детальной диагностике для меня было неожиданностью услышать чистейший голос, открыть, что у ребенка идеальный слух.

Я не могла оставить это незамеченным. Началась долгая и кропотливая работа. И вы видите результат.

Слайд Ваня

Но особо хочу отметить, что ребенок раскрылся как личность – у него много друзей, он успешен. Он учится в музыкальной школе, занимает первые места в вокальных конкурсах и является активным участником театрального кружка.

Это яркий пример индивидуализации на персональном уровне, но в условиях нашего детского сада индивидуализация проходит одновременно и на других уровнях: группы и подгруппы.

Подгрупповую индивидуализацию я реализую в кружковой и студийной работе. В презентации инновационной деятельности я кратко знакомила с коррекционно-развивающей методикой «Волшебство музыки». Она является основой подгрупповой работы с детьми-логопатами и детьми с патологией речевого развития.

Слайд: Коррекционно-развивающая программа «Волшебство музыки»

Создание нового всегда сопряжено с достижением поставленных целей и решением конкретных задач. Так, при формировании предметно-развивающей среды первое, что я сделала – избавилась от загромождения пространства малофункциональными и несочетаемыми друг с другом предметами. Для этого в рамках группового пространства были сформированы разных музыкальных центров.

Слайд: центр «Музыкальнй эрудит», центр сенсомоторного развития «Мир под рукой», центр «Юный музыкант»

Но все мы понимаем, что ни один метод индивидуализации в частности и обучения в целом не будет эффективным без участия родителей в данном процессе. А формы взаимодействия могут быть разными, и приятной неожиданностью для меня был творческий союз пап воспитанников всех возрастов при создании клуба «Территория пап».

Слайд с папами.

И в завершении моего рассуждения, мысленно я хотела бы подойти к каждому из вас и спросить: «А стало ли вам это близко, так же как мне?» Конечно, сделать этого я не могу, но подобный вопрос был задан родителям при подведении итогов одного из этапов работы. Итоговое исследование выявило, что родители стали понимать, что индивидуализация – это обучение с опорой на сильные стороны личности:

Слайд:

- обучение с опорой на сильные стороны личности- 68

- развитие способностей – 25

- коррекция недостатков – 7

Я рада, что моя работа не проходит бесследно, ведь наши выпускники продолжают музыкальное развитие в кружках, студиях, в музыкальных школах.

Они успешны, а это значит, что через индивидуализацию мы реализуем главную цель ФГОС.

Слайд результат.

Публикации по теме:

Игра «Найди лишнее, объясни» Игра «Найди лишнее, объясни» Цель: выявить способность детей выделять в предметах их существенные признаки и делать на этой основе необходимые.

Муниципальный профессиональный конкурс «Воспитатель года — 2014»Муниципальный профессиональный конкурс «Воспитатель года — 2014» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация обучения-каждому ребенку свою траекторию развития
Опубликовано: 30 апреля 2014 в 18:15
+101Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 98.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД