Лучший педагог года

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Светлана Гуськова
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в

ДОУ[/b]

Одним из принципов дошкольного образования, реализуемых в Стандарте, является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Назовем это основополагающее положение ФГОС ДО принципом индивидуализации дошкольного образования.

В соответствии с принципом среди задач, на решение которых направлен ФГОС ДО выделяются:

Публикация «Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» размещена в разделах

• создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

• формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей.

Что такое «Индивидуализация»? Индивидуализация – это самореализация и развитие человека в качестве субъекта собственной жизнедеятельности, процесс, в котором содержатся все условия для развития воли и ответственности.

Самореализация – не потакание собственным капризам. Это умение анализировать, размышлять над своими многочисленными желаниями, интересами, соотнесение их со своими «могу – не могу», «можно - нельзя», умение выбирать направление действия, поступать вопреки другим мнениям.

Принцип индивидуализации в ДОУ реализуется через:

1. Изменение форм взаимодействия взрослого и ребенка

2. Изменение содержания образовательной деятельности

3. Организацию предметно-пространственной среды

4. Взаимодействие детского сада с семьей.

Одним из факторов, обуславливающих индивидуализацию образования является образовательная среда.

Образовательная среда, включающая взаимодействие со взрослыми, сверстниками, призвана формировать активную позицию по отношнию к окружающему миру на основе принципов сотрудничества. Задача педагога, исходя из индивидуальных особенностей воспитанника, интересов и способностей воспитанника, помочь ему сформировать собственный стиль поведения, не противоречащий общепринятым нормам, но позволяющий найти свое место в социуме.

Индивидуализация среды, направленная на обеспечение личностного роста детей, предполагает стимуляцию развития сильных и поддержку слабых сторон личности каждого ребенка, помощь взрослого в осознании воспитанниками своих качеств и построении эффективного индивидуального стиля поведения и общения.

Каждая группа индивидуальна и своеобразна. Мы, педагоги, наполняем ее, ориентируясь на индивидуальные особенности каждого ребенка и коллектива в целом. Главная идея, которой мы придерживаемся, по оформлению игровых, спальных, приемных помещений состоит в том, что группа должна принадлежать детям, а значит, необходимо отразить их интересы. Иными словами, наши группы насыщены постоянными и временными компонентами детской субкультуры, помогающими дошкольникам глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников, освоить социальные роли и взаимоотношения, партнерство, уяснить ценности окружающего мира и адаптироваться в социальном мире.

Все мы знаем требования к предметно-пространственной развивающей среде в дошкольной организации: Должна быть?

1. Содержательно насыщенной

2. Трансформируемой

3. Полифункциональной

4. Вариативной

5. Доступной

6. Безопасной

Рассмотрим некоторые предложения по индивидуализации предметно-пространственной среды, которые можно реализовать в группах.

Приёмная комната

«Визитная карточка

группы» Размещенные фотографии детей группы, позволяют каждому ребенку чувствовать себя членом данного сообщества детей и взрослых Ребенок – личность,

Член коллектива

«Экран настроения»

Воспитатель, родители могут отследить эмоциональное состояние каждого ребенка в течение дня, а дети учатся осознавать свое эмоциональное состояние Ребенок — аналитик; воспитатель – диагностик; родитель – участник ОП

«Уголок Именинника»

Постоянное функционирование стенда или уголка с фотографиями детей и обозначением дня их рождения, дополненный гороскопом, названием сезонов, месяца, числа (с целью познавательного развития). Ребенок – центральное лицо в детском коллективе; воспитатель – организатор социальной ситуации

«Мои достижения»

Информирование родителей о достижениях и успехах ребенка, короткие сообщения о новостях и событиях, происшедших с ним в течение дня в детском саду Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный участник ОП

«Клуб здоровая семья»

Информирование родителей о деятельности клуба Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор; родитель – активный участник ОП

«Интерактивная фоторамка»

Информирование родителей о новостях и событиях, происходящих в течение дня в группе. Ребенок – созерцатель; воспитатель – инициатор;

родитель – активный участник ОП

«Мое творчество»

Формирование индивидуальной копилки творческих работ воспитанников группы» Ребенок – активный

участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

«Портфолио воспитанников»

Формирование копилки индивидуальных интересных дел и событий воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

«Портфолио группы»

Формирование копилки интересных дел и событий всех воспитанников группы в разнообразных видах деятельности в течение периода дошкольного детства Ребенок – активный участник; воспитатель – издатель; родитель – помощник

«Индивидуальные мини-проекты»

Презентация индивидуальных интересов, увлечений воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;

«Панорама важных дел»

Накопленные в течение месяца достижения и добрые дела воспитанников и их родителей служат положительным стимулом для доброжелательных взаимоотношений участников ОП и способствуют формированию духовно-нравственных ценностей, норм и правил Ребенок – участник ОП аналитик; воспитатель – аналитик, оформитель;

родитель – участник ОП, аналитик

Групповая комната

Центр физического развития и здоровья детей

Экран «Олимпийские надежды»

Используются для презентации спортивных традицияй, достижений воспитанников группы, для формирования положительного отношения к занятиям физической культурой, осознания личного причастия к жизни группы, для формирования желания собственного увлечения каким-либо видом спорта, обмена мнениями внутри детского коллектива группы. Ребенок – автор; Инструктор по ФК – организатор, аналитик

«Альбом подвижных игр»

Совместно созданные детьми и родителей п/и заносятся в «Альбом подвижных игр» Ребенок, родитель – Участники; воспитатель, инструктор по ФК – инициатор

Лэпбуки по теме ЗОЖ

Индивидуальные интерактивные папки по формированию ЗОЖ. Ребенок – активный

участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;

«Индивидуальные проекты»

Презентация индивидуальных спортивных достижений, интересов, увлечений воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник;

родитель – аналитик, оформитель;

Центр безопасности

Индивидуальные проекты по теме «Безопасность» Индивидуальные интерактивные папки по формированию безопасного поведения на улице, в лесу, дома. Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель;

Центр уединения

Семейные фотоальбомы

Психологическая разгрузка воспитанников Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – оформитель;

Центр художественно-эстетического развития

«Персональные выставки»

Демонстрация увлечений и творческих способностей ребенка продуктов его творчества (фотоматериалы конструкторских сооружений, рисунки, коллажи, поделки из разнообразных материалов (глины, бумаги, природного и бросового материалов) Ребенок – творец; воспитатель – координатор; родитель – соучастник

Центр природы и экспериментирования

«Дневники по экспериментированию»

Результаты детской познавательно – исследовательской деятельности заносятся в дневники по экспериментально деятельности» Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – соучастник

Индивидуальные проекты «Наши первые эксперименты»

Презентация совместной познавательно-исследовательской деятельности детей и родителей Ребенок – активный участник; воспитатель – помощник; родитель – аналитик, оформитель; Центр человек в культуре и обществе

«Островок сокровищ»

Детское коллекционирование (разнообразные предметы-накопители: коробки, сундучки, сокровищницы с разными мелкими предметами, систематизация и изучение собираемого Ребенок –коллекционер; воспитатель –помощник; родитель – активный

соучастник

Мини-музеи

Персональные тематические выставки в мини- музее, подготовленные ребенком и

родителями по интересам дошкольника или оформленные совместно с воспитателем по теме проекта Ребенок – создатель; воспитатель –организатор; родитель – соучастник

Газеты, листовки и знаки

Временный компонент детской субкультуры, раскрывающий личность ребенка. Собственные слова детей, написанные ими произвольно или совместно со взрослыми Ребенок – автор Воспитатель и родитель -помощники Центр познания

Дидактические игры Совместно созданные детьми и родителей д/и вносятся в центр Ребенок – автор Воспитатель и родитель -помощники

Игровой центр

Макеты

Создание ребенком предметных образцов пространства и объектов воображаемого мира (реалистического и фантастического) – элементов, организующих предметную среду для игры с мелкими игрушками. Ребенок –дизайнер; воспитатель консультант, Родитель – помощник

Атрибуты для сюжетно-ролевых, режиссерских игр

Создание ребенком, совместно ребенком и взрослым предметных образцов пространства и объектов мира – элементов, организующих предметную среду для игры. Ребенок – участник; воспитатель –консультант; родитель –помощник

Спальная комната

«Кладовая сокровищ»

На время сна самые драгоценные вещи воспитанники могут положить в Ребенок –активный участник;

воспитатель – помощник

Макро среда ДОО

Холлы ДОО

«Стены творчества»

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных фотовыставок Ребенок – творец;

Воспитатель изостудии – организатор; воспитатель –помощник; родитель – соучастник

«Выставочные экспозиции»

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской субкультуры, организация тематических и персональных творческих выставок Ребенок – творец;

Воспитатель изостудии – организатор; воспитатель –помощник; родитель – соучастник

Витрина «Наши достижения

Используется для демонстрации достижений воспитанников ДОУ

в городских, региональных, всероссийских конкурсах, выставках Ребенок – гордый

созерцатель; старший воспитатель – организатор

«Дизайн- территории»

Созданные воспитателями и родителями малые «архитектурные и скульптурные формы используются для игр, двигательной активности, труда и т. д. Творческая группа педагогов ДОУ – дизайнеры, скульпторы; Родитель, ребенок – соучастники

«Экологическая тропа»

Экологическая тропа и метеоплощадка — лаборатория под открытым небом для опытно-экспериментальной, исследовательской деятельности детей. Ребенок – исследователь,

аналитик; воспитатель – координатор родитель — соучастник

«Спортивные площадки»

Повышение двигательной активности воспитанников Ребенок – активный участник;

Инструктор по ФК – организатор, аналитик

Литература:

1. Л. В. Михайлова-Свирская «Индивидуализация образования детей дошкольного возраста» -М. : Просвещение, 2015

2. Л. В. Кузнецова, М. А. Панфилова «Формирование нравственного здоровья дошкольников» — М. : Сфера ТЦ, 2002

Публикации по теме:

Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Кубанский уголок»Оформление развивающей предметно-пространственной среды «Кубанский уголок» Оформление развивающей предметно – пространственной среды «Кубанский уголок». Основная цель коллектива нашего учреждения - вырастить честных,.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды Групповое оснащение Работа в группе строится в соответствии с содержанием основной образовательной программы дошкольного образования МДОУ.

Создание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды 3.3. Создание развивающей предметно- пространственной среды Содержание музыкальной развивающей предметно-пространственной среды отражает.

Многофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной средыМногофункциональная ширма как элемент развивающей предметно-пространственной среды В основе ФГОС ДО заложен один из основных принципов - развитие ребенка. Так как "среда" является средством развития личности, необходимо.

Организация развивающей предметно-пространственной среды Средняя группа Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» «Центр социализации» Иллюстрации с изображением детей разного.

Фотоотчет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ»Фотоотчет «Организация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ» Осознавая важность деятельного подхода к организации образовательного процесса, а именно создание условий для всестороннего развития ребёнка,.

Отчёт о создании развивающей предметно-пространственной среды При создании развивающей предметно-пространственной среды своей группы я учитывала федеральные государственные образовательные стандарты.

Отчёт воспитателя об особенностях развивающей предметно-пространственной среды Отчёт воспитателя МБДОУ детский сад № 1 ст. Старощербиновская Ю. М. Тереховой об особенностях развивающей предметно-пространственной среды.

Паспорт развивающей предметно-пространственной среды средней группы Паспорт 16 группы МБДОУ детский сад №5 «Радость» г. Ногинска Московской области Воспитатель Струнова П. Ю. Программа развития содержания.

Характеристика предметно-пространственной развивающей среды группы «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребёнка….» ]В. Сухомлинский Вопрос.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ
Опубликовано: 24 ноября 2019 в 21:44
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД