Папки-передвижки

Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов

Надежда Павлова
Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов

Развитие современного общества диктует особые условия организации дошкольного образования, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы. Современная система дошкольного образования развивается как открытая, вариативная, ориентированная на предоставление качественных образовательных услуг семьям, имеющим детей дошкольного возраста. На первый план выдвигаются проблемы обеспечения новых подходов к организации педагогической деятельности детского сада, его взаимодействия с семьей и начальной школой, делается акцент на эффективность процессов социализации, индивидуализации развития личности дошкольника.

Публикация «Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов» размещена в разделах

Пространство дошкольного учреждения – это единая система педагогической деятельности, обеспечивающая индивидуальную траекторию развития каждого воспитанника.

Индивидуализированная среда в данном случае служит не только условием развития личности ребенка, но и показателем профессиональной компетентности воспитателя.

Создание индивидуализированной предметно-пространственной среды обеспечивает уважение к личности каждого ребенка, развивает его уверенность к себе, инициативность, творческие способности, самостоятельность и ответственность.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право на собственный путь развития. Поэтому в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество

Но следует отметить, что существует проблема подготовленности кадров, отсутствие у них профессиональной компетентности в реализации принципа индивидуализации. Педагоги, особенно со стажем работы, вынуждены ломать сложившиеся стереотипы и перестраивать организацию педагогического процесса, овладевать методами и технологиями, ориентированными на личностный подход к ребенку. Педагогу необходимо постоянно импровизировать. Проектируя и создавая, систематически преобразовывая предметно-пространственную среду, направленную на обеспечение индивидуальной траектории ребенка, педагог должен постоянно учитывать особенности его развития, определять свою роль в ней относительно каждого воспитанника.

Индивидуализация развивающей предметно-пространственной среды заключается в том, что каждый компонент единого пространства должен быть предназначен для детского коллектива в целом, при этом предоставлять каждому воспитаннику возможность проявлять и демонстрировать свою индивидуальность и творчество. То есть задача педагогов состоит в том, чтобы организовать развивающую среду таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Принцип индивидуализации в образовательном процессе ДОУ должен прослеживаться в течении всего дня, а не соблюдаться только в специально отведенные часы или при выполнении особых форм деятельности, например, на занятиях, развлекательных мероприятиях.

Как же обстоят дела в нашем детском саду. В основу оформления каждой группы легло название группы, имеются визитные карточки с фотографиями детей и педагогов, девизом группы.

Для облегчения вхождения детей в режим, создания благоприятного эмоционального фона и положительного «заряда» на весь день педагоги ежедневно организуют утреннее приветствие. Это игры - приветствия, с помощью которых можно подготовить детей к межличностному общению. Передавая свое хорошее настроение товарищам, можно помочь тем, кто грустит, расставшись с мамой. После проведённых консультаций с педагогами об индивидуализации предметно – развивающей среды, началось обновление групп стендами «Здравствуйте, я пришёл», «Моё настроение».

Исходя из того, что группа должна принадлежать детям, должна помогать глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности сверстников целесообразно создать такую планировку, чтобы каждый ребёнок нашел себе пространство, игру по интересу, чтобы имел возможность свободно заниматься любимым делом.

При изучении какой-либо лексической темы мы предлагаем всем детям и их родителям проявить себя творчески, поучаствовав в выставках рисунков, фотографий, поделок, конкурсах, в создании книг, альбомов. Это безусловно способствует обогащению среды детского сада, развивает в ребятах уверенность в себе, желание поделиться опытом, воспитывает уважение к чужому труду, укрепляет дружеские чувства.

Рассматривание альбома с фотографиями детей в кругу семьи – любимое занятие ребят в минуты досуга. Ребята учатся рассказывать о своих родных, выражать свои чувства по отношению к близким, а в редкие моменты грусти и тоски по маме такая фотография – утешение и надежда на скорую встречу. А большая общая фотография группы помогает ощутить единство всех ребят, ведь мы не можем друг без друга.

Создавая развивающее пространство в ДОУ и в групповых помещениях, педагоги, конечно же, учитывают прежде всего возрастные особенностей детей.

В каждой группе создаём места для уединения, которое помогает улучшить эмоциональное состояние ребенка, успокоиться, отдохнуть от суеты, подумать. Уголки уединения — это, прежде всего, ниша покоя, где ребенок чувствует себя защищенным и может тихонечко поиграть. У нас это подушки, мягкие игрушки, ширмы, которые позволяют отгородиться от окружающих и посидеть с фотоальбомом, любимой игрушкой или просто полежать.

В группах есть патриотический уголок с картой нашего поселка, с его фотографиями, книгами о России, национальной одежде, дидактические игры. Вместе с родителями и воспитателями, оформляем свои мини-музеи по интересующей теме. Такой способ организации предметно-пространственной среды также содействует общему развитию дошкольников, раскрывает творческие способности, подчеркивает индивидуальность.

Знакомство всего детского коллектива и родителей с продуктами детской деятельности можно отразить в постоянно действующей «Стене творчества», в каждой группе они называются по - своему: «Искорки таланта»,?

У каждого ребенка есть портфолио - копилка личных достижений ребенка в разнообразных видах деятельности, его успехов на протяжении дошкольной жизни.

Размещение оборудования по секторам (центрам активности) позволяет детям объединиться подгруппами по общим интересам: конструирование, рисование, ручной труд, театрально-игровая деятельность, экспериментирование и так далее. Пространство зонировать можно с помощью ширмы так, чтобы зоны находились подальше друг от друга. Это позволяет ребятам заниматься любимой игрой и не мешать друг другу.

Современный способ информирования родителей о достижениях и успехах ребенка – короткие сообщения о новостях и событиях, произошедших в течение дня в детском саду - в созданных группах по Ватсапу.

Холл детского сада украшен грамотами и дипломами детей, принимавших участие в республиканских и районных конкурсах, выставках, фестивалях. Это также способствует индивидуализации образовательной среды детского сада. А также организуем выставки творческих работ детей с родителями.

Насыщенная предметно- развивающая образовательная среда, нацеленная на индивидуальное развитие ребенка, становится основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, а также условием повышения компетентности педагогов.

Конечно, работа по преобразованию предметно-пространственной среды в детском саду необходимая, сложная, многоплановая и творческая деятельность всех участников образовательного процесса. Она должна быть разнообразной, нестандартной, изменчивой. Мы стараемся максимально эффективно использовать пространство группы и детского сада для реализации идеи индивидуализации среды, и это у нас находится в процессе. Много планов, намеченных на ближайшее время.

Индивидуализированная предметно-пространственная среда стимулирует общение, любознательность, способствует развитию у детей социальных навыков, таких как инициативность, самостоятельность, творчество. Дети чувствуют себя компетентными, ответственными, стараются максимально использовать свои возможности.

Публикации по теме:

«Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности современного воспитателя». Тренинг для педагогов Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя. Задачи:.

Деловая игра для педагогов с элементами тренинга «Креативность как один из компонентов профессиональной компетентности» Цель: актуализация творческого, креативного развития педагога, как одного из составляющих профессиональной компетентности воспитателя. Задачи:.

Индивидуальный образовательный маршрут по развитию профессиональной компетентности 1. Информационная справка об авторе ИОМ Ф. И. О. Софронова Ольга Николаевна Занимаемая должность воспитатель Образование высшее Педагогический.

Информационная компетентность педагога библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности Информационная компетентность Информационная компетентность педагога-библиотекаря как составная часть профессиональной компетентности.

Конспект деловой игры с воспитателями «Повышение профессиональной компетентности педагогов» Цель: повышение профессионального мастерства и компетенции педагогов. Задачи: • Совершенствовать профессиональное мастерство педагогов,.

Подходы к развитию профессиональной компетентности воспитателя ДОУ Автор: Хорошилова Галина Александровна, воспитатель МАДОУ "ЦРР - детский сад № 175", г. Новокузнецк, Кемеровская обл. В официальных документах,.

Повышение профессиональной компетентности педагогов посредством использования проектного метода "Повышение профессиональной компетентности педагогов через использование проектного метода" Переход современной системы дошкольного образования.

Сетевое взаимодействие как средство развития профессиональной компетентности педагогов ДОУ Изменения, происходящие в российском образовании, находятся в прямой зависимости от особенностей педагогов, их личностных качеств, степени.

Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО Тема: «Модель сопровождения педагогов по повышению профессиональной компетентности в ДОО» Приоритетным направлением в своей работе считаю.

Эссе «Методический кабинет как ресурс развития профессиональной компетентности педагогов в вопросах реализации ФГОС ДО» Согласно действующему в дошкольном образовании ФГОС ДО, а также в связи с модернизацией и реформированием системы образования в России в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуализированная среда как показатель профессиональной компетентности педагогов
Опубликовано: 6 мая 2019 в 19:51
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД