Лучший педагог года

Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению системного недоразвития речи у ребёнка с синдромом Дауна

Татьяна Викторовна Конева
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению системного недоразвития речи у ребёнка с синдромом Дауна

Индивидуально-ориентированная коррекционно-развивающая

программа по преодолению системного недоразвития речи тяжелой степени у ребенка с синдромом Дауна на третьем году обучения

Цели программы.

Основной целью данной программы, будет социализация ребенка в обществе.

Публикация «Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению системного недоразвития речи у ребёнка с синдромом Дауна» размещена в разделах

Развитие устной и письменной речи ребенка.

Задачи

Развитие артикуляционного аппарата.

Работа по развитию речевого дыхания

Развитие мелкой моторики.

Расширение пассивного словаря ребёнка :понимание названий, действий,

явлений и так далее с собственным речевым выражением;

Расширение активного словаря ребенка.

Обучение фразовой речи.

Автоматизация в речи поставленных звуков звуков.

Работа по формированию навыков простого фонематического анализа и синтеза слогов, слов.

Работа по совершенствованию навыков чтения и письма.

Форма работы

С ребенком проводятся индивидуальные занятия два раза в неделю. Занятие длится 35- 45 минут.

Длительность программы

Программа рассчитана на 50 часов.

Краткое содержание программы

Программа предполагает совершенствование звукопроизношения; накапливание и активизация словарного запаса, совершенствование коммуникативных навыков.

Тематическое планирование.

№ Тема занятия Цели и задачи. Содержание Кол-во занятий

1 Гласные буквы и их сочетания.

АУ

УА

ИА

УИА Развитие артикуляционного аппарата,развитие фонематического восприятия,развитие активного словаря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание гласных букв и их сочетаний. Произнесение данных букв,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисуй круг. 3

2

Обратные слоги с согласными,произносимыми длительно.

УМ

ОС

ОМ

ИХ

УН

Ох

Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук.

Чтение и написание обратных слогов с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слогов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать крест.

3

3 Прямые слоги с согласными,произносимыми длительно

МА

НО

СО

ХЫ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание прямых слогов с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слогов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать овал. 3

4 Двухсложные слова,начинающиеся с гласных и содержащих согласные,произносимые длительно.

УСЫ

ОСЫ

УМЫ

УХА Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание двухсложных слов,начинающихся с гласных и содержащих согласные,произносимые длительно. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать лицо. 3

5 Односложные слова,с согласными,произносимыми длительно.

САМ

СЫН

СОН

МОХ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание односложных слов,с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Нарисовать квадрат. 3

6 Двусложные слова с согласными,произносимыми длительно.

НАША

МАША

СОВА

САНИ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание двусложных слов с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать треугольник. 3

7 Трехсложные слова с согласными,произносимыми длительно.

ЛИМОНЫ

МАШИНА Развитие артикуляционного аппарата,развитие фонематического восприятия,развитие активного словаря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание трехсложных слов с согласными,произносимыми длительно. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Рисовать не заходя за две ограничительные линии. 5

8 Слова с согласными,произносимыми коротко.

СОК

ЛАК

КОТ

МАК Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание слов с согласными,произносимыми коротко. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Обвести линии. 3

9 Слова со стечением согласных на стыке слогов. Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение и написание слов со стечением согласных на стыке слогов. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Обвести круг. 3

10 Двухсложные слова со стечением согласных в одном слоге.

КАР-ТА

САН-КИ

СКМ-КИ

ПАЛ-КИ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение, написание и произнесение двухсложных слов со стечением согласных в одном слоге. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать буквы. 4

11 Трехсложные слова со стечением согласных в одном слоге.

КРОШ-КА

ШНУ-РОК

ШЛАН-ГИ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение,написание и произнесение трехсложных слов со стечением согласных в одном слоге. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Обвести имя. 5

12 Односложные слова со стечением согласных.

БРАЛ

СМЫЛ

БОЛТ Развитие артикуляцион-ного аппарата,развитие фонематического воспри-ятия,развитие активного слова-ря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение,написание и произнесение трехсложных слов со стечением согласных в одном слоге. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Обвести слова. 4

13 Слова с оппозиционными согласными звуками (звонкими -глухими)

ПАР-БАР

ПАПаХА-РУБАХА Развитие артикуляционного аппарата,развитие фонематического восприятия,развитие активного словаря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение,написание и произнесение трехсложных слов со стечением согласных в одном слоге. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза по теме. Перерисовать слова. 4

14 Повторение пройденного материала Развитие артикуляционного аппарата,развитие фонематического восприятия,развитие активного словаря,совершенствование мелкой моторики рук. Чтение,написание и произнесение слов. Произнесение данных слов,работа с кассой букв,проведение фонематического анализа и синтеза слов. - рисование по подражанию и с комментариями педагога («Я веду линию вниз, потом вдоль, потом – вверх, и опять вдоль. Ты делай так же.»);

- ребенок рисует квадрат после того, как ему подсказали, что для этого нужно сделать ( педагог подсказывает ребенку словами: «Веди вниз, вдоль, вверх, вдоль»);

- ребенок рисует квадрат после того, как педагог, взяв его руку в свою, нарисовал квадрат вместе с ним (педагог, взяв руку ребенка в свою, рисует вместе с ним квадрат, задерживая проведение линии при каждой смене направления движения руки, т. е., в углах квадрата);

- ребенок соединяет 4 точки, образующие квадрат (нарисовать 4 точки на бумаге, сказать: «Я соединяю эти точки. Смотри, получился квадрат». Нарисовать еще такие же точки и подсказать ребенку, как их соединить.) 4

15 Итоговая диагностика

Итого 1

50

Ожидаемые результаты: Улучшение звукопроизношения, активизация фразовой речи. Эффективность данной программы оценим в конце года с помощью итоговой диагностики. Диагностику проведем методом беседы с ребенком и его мамой, анализом письменных работ.

Используемая литература.

• Айзенберг Б. И. От звука к речи. Как научиться исправлять произношение у детей и взрослых

• Логопедия / Под ред. Л. С. Волковой, С. Н. Шаховской. - М., 1998.

• Хрестоматия по логопедии / Под ред. Л. С. Волковой, В. И. Селиверстова: В 2х тт. - М., 1997.

• Логопедия. Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой. - Кн. V : Фонетико-фонематическое и общее недоразвитие речи. - М., 2003.

Логопедия: Методическое наследие. / Под ред. Л. С. Волковой: В 5-ти кн. - М., 2003.

• Богомолова А. И. Нарушение произношения у детей. - М. : 1979.

• Иншакова О. Б. Альбом для логопеда. - М. : 1999.

• Основы логопедии с практикумом по звукопроизношению. / Под ред.

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. 1-4 классы ;Под редакцией доктора пед. наук Воронковой В. В.

• Рау Е. Ф., Рождественская В. И. Исправление недостатков произношения у школьников. - М. : 1980.

• Шаховская С. Н. Алалия. //Расстройства речи у детей и подростков. - М., 1969.

• Шаховская С. Н. Использование наглядности при развитии речи у детей с алалией. //Расстройства речи и методы их устранения. - М., 1975.

• Шаховская С. Н. Логопедическая работа по формированию грамматического строя речи детей, страдающих моторной алалией. //Патология речи. - М., 1971.

• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.

• Филичева Т. Б., Чевелева Н. А. Организация логопедической работы в специальном детском саду. - М., 1989.

• Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада. - М., 1994.

• Ткаченко Т. А. Логопедический букварь. -ЭКСМО М;2009.

• Учимся читать. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС»,2008

Публикации по теме:

Особенности образовательного процесса в группе «Особый ребёнок» (дети со сложной структурой дефекта) .

Практическая интеграция детей с ОВЗ в образовательный процесс организованного коллектива Люди мало знают о синдроме Дауна, но для всех очевидно: ребёнок с синдромом Дауна – не совсем такой, как другие дети. Из-за единственной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуальная коррекционно-развивающая программа по преодолению системного недоразвития речи у ребёнка с синдромом Дауна
Опубликовано: 2 октября 2014 в 12:02
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД