Получи документы

Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога-психолога ДОУ (самообразование)

Анастасия Крылова
Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога-психолога ДОУ (самообразование)

Индивидуальная программа по самообразованию педагога

«Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога-психолога ДОУ»

г. Лодейное Поле

3. Содержание программы:

3.1 Пояснительная записка.

3.2 Актуальность.

3.3 Индивидуальная тема самообразования

3.4. Цель и задачи.

3.5. Сроки реализации.

Публикация «Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога-психолога ДОУ (самообразование)» размещена в разделах

3.6. Этапы реализации программы.

3.7. План мероприятий по реализации программы

3.8. Ожидаемые результаты.

3.9 Достигнутые результаты по окончании каждого этапа.

4. Приложения к программе.

«Дети – это счастье, созданное нашим трудом. Занятия, встречи с детьми, конечно, требуют душевных сил, времени, труда. Но, ведь и мы счастливы тогда, когда счастливы наши дети, когда их глаза наполнены радостью». В. А. Сухомлинский

3.1 Пояснительная записка

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье, осуществляется развитие личности.

В то же время это период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых - родителей, педагогов. Поэтому ненадлежащий уход, поведенческие, социальные и эмоциональные проблемы, возникающие в этом возрасте, приводят к тяжелым последствиям в будущем.

В соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации «Об образовании», родители - это первые педагоги, которые обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка.

Семья - уникальный первичный социум, который не могут дублировать общественные воспитательные институты в способности давать ребенку ощущение психологической защищенности, «эмоционального тыла», поддержки, безусловного, безоценочного принятия. В этом непреходящее значение семьи для человека вообще, а для дошкольника в особенности.

В то же время данные исследований показывают, что современными родителями недооценивается значение эмоциональной поддержки ребенка в ходе его развития.

Часто из-за недостаточной педагогической и психологической компетентности родители испытывают трудности и совершают ошибки в воспитании своих детей,

Успешный результат в развитии личности ребенка можно достичь только благодаря взаимодействию родителей и педагогов дошкольного образовательного учреждения в рамках единого образовательного пространства, которое подразумевает сотрудничество между родителями и педагогами на всем протяжении дошкольного этапа ребенка.

Одна из задач педагога-психолога ДОУ - психологическое сопровождение образовательного процесса, организация сотрудничества с родителями воспитанников.

Разработка индивидуальной программы по самообразованию по данной теме позволяет мне наметить перспективы своего профессионального роста, выстроить систему взаимодействия с детьми и родителями с использованием современных форм сотрудничества.

3.2 Актуальность.

Изменившаяся современная семья (финансовое и социальное расслоение, обилие новейших информационных технологий, более широкие возможности получения образования и др.) заставляет искать новые формы взаимодействия, уйдя при этом от заорганизованности и скучных шаблонов.

Задача педагогов ДОУ - не поощрять принятие родителями позиции потребителя образовательных услуг, а помочь им стать своему ребенку настоящим другом и авторитетным наставником.

Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и родителей в последнее время попала в разряд самых актуальных.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) в качестве основного принципа дошкольного образования определяет принцип сотрудничества с родителями в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей воспитанников непосредственно в образовательный процесс.

В психологии «Сотрудничество - это гуманистическая идея совместной развивающей деятельности детей и взрослых, скрепленной взаимопониманием, проникновением в духовный мир друг друга, коллективным анализом хода и результатов этой деятельности.

В основе стратегии сотрудничества лежат идеи стимулирования и направления педагогом познавательных интересов воспитанников.»

Дошкольник – не эстафетная палочка, которую семья передает в руки педагогов, здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов.

На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов, и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Как показывают многие психологические теории, взаимоотношения родителей и ребенка являются важным источником детского развития.

Поскольку именно в семье ребенок проходит первичную социализацию, поведение родителей и характер их взаимоотношений создают модель поведения, на основе которой ребенок взаимодействует с окружающим его социумом, проблема гармонизации отношений в семье является первостепенной в работе педагога-психолога образовательного учреждения.

Я работаю педагогом-психологом на группах компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, с детьми старшего дошкольного возраста, что определяет специфику моей деятельности.

В своей работе с детьми я должна учитывать психологические возрастные и индивидуальные особенности дошкольников с тяжелым нарушением речи.

Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи (Л. С. Выготский, можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка зависит от состояния его речи, а системный речевой дефект часто приводит к проблемам в развитии психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, так же могут наблюдаться замкнутость, неуверенность в себе, раздражительность, обидчивость, повышенная возбудимость и т. д.

В работе с педагогами я должна способствовать реализации адаптированной образовательной программы, оказывать им помощь в осуществлении индивидуального подхода к ребенку.

В работе с родителями я постоянно ищу новые современные формы и средства общения с целью повышения их педагогической и психологической компетентности, оптимизации детско-родительских отношений.

Считаю, что благоприятные взаимоотношения родителей с детьми подразумевают устойчивую потребность во взаимном общении, откровенность, взаимное доверие, равенство во взаимоотношениях, понимание, умение слушать и слышать друг друга.

Я стремлюсь к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в детском саду комфортно, чтобы каждому ребенку было обеспечено психологическое благополучие.

Модели взаимодействия педагога - психолога с родителями находятся в стадии разработки и апробации, не существует единого подхода к реализации данного процесса. Каждый педагог-психолог ищет свой путь, выбирает наиболее приемлемые для него и эффективные для родителей формы взаимодействия.

Моя цель - в результате разработки и реализации индивидуальной программы по самообразованию установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединить усилия для развития и воспитания детей, создать атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.

3.3 Тема Индивидуальной программы по самообразованию «Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога - психолога ДОУ»

3. 4 Цель:

Повышение теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности педагога-психолога в организации сотрудничества с родителями воспитанников.

Задачи:

Поиск и изучение психолого-педагогической и методической литературы по теме самообразования

Изучение методик и технологий по эффективным формам взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников

Разработка Плана мероприятий по реализации Индивидуальной программы по самообразованию

Разработка конспектов занятий, совместных игр с детьми по формированию детско-родительских отношений

Подбор материалов по анкетированию воспитанников и родителей с целью проведения первичного и заключительного мониторинга эффективности реализации программы по самообразованию

Разработка консультативных материалов для воспитателей по повышению психологической компетентности в сотрудничестве с семьями воспитанников

Разработка сценариев встреч, тренингов, деловых игр с родителями и их проведение

Создание в коллективе детей и родителей атмосферы добра, взаимопонимания и доверия

Обобщение и передача педагогического опыта : показ открытых занятий и мероприятий, сообщения на педсовете, выступления по теме на районном методическом объединении педагогов-психологов, публикация на сайте ДОУ, в социальных сетях, участие в профессиональных конкурсах.

3. 5 Срок реализации программы: 2 года

3.6 Этапы реализации программы.

№ Этапы Содержание работы Практическая деятельность Сроки

1 Диагностический 1. Определение цели и задач программы.

2. Составление плана мероприятий, направленных на углубленную работу над темой.

3. Подбор ииновационных методик, технологий.

4. Изучение собственных возможностей и потребностей.

5. Подборка материала: игры, картинки, видеоматериалы.

6. Изучение нормативно - правовой базы, изучение научно - методической литературы по теме самообразования

7. Изучение прогрессивного психологического опыта по проблеме.

8. Определение критериев проведения мониторинга.

9. Прогнозирование результатов

10. Анкетирование родителей. 1. Изучение и анализ методической литературы по данной теме.

2. Изучение современных подходов к теме, опыта коллег.

3. Разработка перспективного плана взаимодействия педагога-психолога с семьями воспитанников.

4. Анализ родительских анкет сентябрь-октябрь 2020 г

старшая группа

2 Практический 1. Внедрение инновационных форм работы с родителями воспитанников.

2. Организация проектной деятельности

3. Взаимодействие с семьей, педагогами

4. Создание буклетов, информации для информационных стендов, рекомендаций для родителей

1. Проведение индивидуальных консультаций, групповых собраний, тренингов, семинаров-практикумов.

2. Оформление родительских стендов

3. Раздача буклетов

4. Реализация проектов

5. Показ занятий

6. Публикация информации на сайте ДОУ

2020-2021 г., 2021- 2022г. старшая и подготовительная группа

3 Обобщающий. 1. Обобщение опыта на уровне ДОУ

2. Подведение итогов проделанной работы

3. Итоговый мониторинг

4. Корректировка программы

5. Оформление результатов, презентации материалов на методических объединениях. 1. Проведение итогового мониторинга

2. Анкетирование родителей

3. Анализ проделанной раоты и внесение изменений в программу. Сопоставление планируемых результатов с достигнутыми

4. Вступления на педсоветах. апрель-май 2022 г. подготовительная группа

4 Внедренческий 1. Продолжение работы по апробации активных форм взаимодействия с родителями воспитанником

2. Распространение педагогического опыта на различных сайтах. 1. Распространение опыта на РМО педагогов-психологов.

2. Участие в конкурсах на разных майтах. с октября 2021 г. по настоящее время.

3.7 План мероприятий по реализации программы по самообразованию

№ План мероприятий Примерные сроки реализации

I этап диагностический сентябрь-октябрь 2020 г.

1 Изучение научно-методической литературы

2 Подборка материалов, пособий.

3 Подбор и разработка диагностического материала

4 Разработка индивидуальной образовательной программы по самообразованию

5 Составление плана мероприятий по реализации программы

II этап практический

Старшая группа (2020-2021 уч. год)

6 Анкетирование родителей. («Давайте познакомимся», «Роль родителей в воспитании ребёнка», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Темперамент вашего ребенка» октябрь

7 Проведение мониторинга октябрь

8 Разработка буклета для родителей «Работа педагога-психолога в ДОУ»

9 Собрание-знакомство с элементами тренинга «Работа педагога-психолога в ДОУ» октябрь

10 Оформление стенда для родителей в группе

«Чем занимается психолог с детьми?» октябрь

11 Информация на сайт ДОУ о проведенном собрании октябрь

12 Индивидуальные консультации, беседы для родителей (по запросу) в течение года

Индивидуальные консультации, беседы для педагогов (по запросу) в течение года

14 Тренинг для родителей «Радость воспитания» ноябрь

15 Оформление информационного стенда «Развитие у ребёнка уверенности через игру» ноябрь

16 Информация на сайт ДОУ о проведенном тренинге ноябрь

17 Психолого-педагогическое занятие с детьми «Мамочка любимая» ноябрь

18 Пальчикова гимнастика «Мамин день», «Помощники» ноябрь

19 Фотовыставка в группе «Моя мама» ноябрь

20 Съёмка видеоролика ко дню матери ноябрь

21 Публикация видеоролика в группе ВК ноябрь

22 Неделя психологии декабрь

23 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии декабрь

24 Участие в вебинаре «Родительские собрания. Нестандартные решения» на международном портале «ФГОС онлайн» январь

25 Разработка проекта «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу» январь

26 Опрос педагогов январь

27 Анкетирование пап февраль

28 Разработка буклетов для родителей «Роль отца для дочери», «Авторитет отца для сына» февраль

30 Подготовка видеоролика «Мой папа самый лучший» февраль

31 Тренинг «Роль отца в воспитании детей» февраль

32 Оформление информационнного стенда «Роль отца в воспитании ребёнка», «Что может сделать папа, чтобы сделать ребенка счастливым», «Ошибки, которые совершать нельзя», «Игры с папами» февраль

33 Психолого-педагогическое занятие для детей «Защитники отечества» («Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет под ред. Н. Ю. Куражевой) февраль

34 Пальчикова гимнастика «Бойцы-молодцы», «23 февраля», «Солдатская каша» февраль

35 Психолого-педагогическое занятие для детей «Я и моя семья» («Цветик-семицветик». Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 5-6 лет под ред. Н. Ю. Куражевой) февраль

36 Акция «В садик вместе с папой» февраль

37 Сюжетно-ролевые игры «Строим корабль», «Погогаем папе», «Гараж», «Военная база» февраль

38 Организация встречи с папами разных профессий февраль

39 Фотовыставка «Мой папа в детстве» февраль

40 Оформление выставки «Поделка вместе с папой» февраль

41 Изготовление пригласительных для пап. февраль

42 Встреча в психологической гостиной «Играем вместе с папой» (игровое детско-роительское занятие) февраль

43 Изучение мнения родителей, педагогов о проведенной работе. (анкетирование) февраль

44 Систематизация и обобщение полученного опыта. февраль

45 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. февраль

46 Анкетирование родителей «Стиль воспитания в семье» март

47 Консультация для родителей «Стили воспитания» март

48 Оформление информационного стенда «Психологическая безопасность ребёнка» март

49 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. март

50 Анкета для родителей «Гиперактивный

ребенок». апрель

51 Рекомендации родителям гиперактивного ре ребёнка. (стенд в приемной) апрель

52 Подведение итогов проделанной работы май

53 Распространение педагогического опыта в течение года

Подготовительная группа (2021-2022 уч. год)

54 Составление плана мероприятий по реализации программы на 2021-2022 уч. год. сентябрь

55 Организация работы почты «Доверия. сентябрь

56 Обработка писем почты «доверия». Выявление интересов, потребностей, запросов родителей. сентябрь

57 Оформление и пополнение стендов для родителей в приемной по запросам. в течение года

58 Анкета для родителей «Скоро в школу!». октябрь

59 Анкетирование детей. октябрь

60 Разработка буклета для родителей «Как

определить готов ли ваш ребёнок к школе» октябрь

61 Создание интерактивной презентации к

консультации. октябрь

62 Консультация для родителей с элементами тренинга «Психологическая готовность к школе» октябрь

63 Оформление информационного стенда в приемной «Родителям будущих первоклассников о формировании учебной активности» октябрь

64 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. октябрь

65 Психолого-педагогическое занятие для детей «Мой папа-мой друг». октябрь

66

Съёмка видеоролика ко дню отца. октябрь

67 Публикация видеоролика в группе ВК октябрь

68 Оформление информационного стенда в приемной «Как бороться с детскими страхами» ноябрь

69 Анкетирование родителей и педагогов. Тест тревожность Тэмпл, А. Дорки ноябрь

70 Участие в РМО педагогов-психологов. Показ тренинга «Радость воспитания». ноябрь

71 Консультация для родителей «Правила поведения для родителей тревожных детей» (инф. стенд) ноябрь

72 Индивидуальные консультации, беседы для родителей (по запросу) в течение года

73 Индивидуальные консультации, беседы для педагогов (по запросу) в течение года

74 Консультация для родителей «Чем и как занять ребенка дома на каникулах» декабрь

75 Подбор материала для тренинга, создание буклета январь

76 Тренинг «По тропе родительской любви». февраль

77 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. февраль

78 Оформление информационного стенда в приёмной «Поощрение и наказание детей» февраль

79 Подготовка материала для проведения совместного занятия для родителей и детей. март

80 Совместное занятие для родителей и детей «Мы вместе» март

81 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. март

82 Прохождение курсов повышения квалификации «Актуальное содержание и эффективные практики

психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям детей раннего и дошкольного возраста», ЛОИРО. март-июнь

83 Участие в проведении дней открытых дверей в ДОУ. Экскурсия в кабинет психолога, в сенсорную комнату. апрель

84 Участие в межрегиональном научно-практическом семинаре «Современный детский сад : новые векторы взаимодействия с семьями дошкольников с ОВЗ» ЛОИРО апрель

85 Подготовка к интеллектуальному турниру «Умники и умницы» апрель

86 Проведение интеллектуального турнира «Умники и умницы». (приглашаются родители и педагоги» апрель

87 Информация на сайт ДОУ о проведенном мероприятии. апрель

88 Оформление информационного стенда в приёмной «Рука развивает мозг»» апрель

89 Итоговая консультация «На пороге школы» (Индивидуальная консультация для родителей по итогам диагностики готовности к школе) май

III Обобщающий этап

90 Итоговый мониторинг май

91 Анализ проделанной работы и внесение изменений в программу. май

92 Систематизация и обобщение полученного опыта (отчет по теме самооразования). Выступление на педагогическом совете. май

IV Внедренческий этап.

93 Распространение опыта на различных сайтах.

Участие в конкурах на разных сайтах

с октября 2021 г. по настоящее время

3. 7 Ожидаемые результаты:

для педагога-психолога

повышение профессионализма и уровня психологической компетентности

пополнение информационно-методического банка по исследуемой теме

(разработка и составление конспектов занятий с детьми, семинаров- практикумов для родителей, консультаций, выступлений, буклетов, презентаций; разработка дидактического и наглядного материала для совместных детско-родительских занятий)

опыт проведения тренингов, мастер-классов

разработка методических рекомендаций, консультаций для педагогов и родителей по данной теме

распространение собственного психолого-педагогического опыта среди коллег

для педагогов ДОУ :

повышение компетентности педагогов в вопросах взаимодействия с семьей, в вопросах воспитания детей

для детей

формирование близких доверительных отношений с членами семьи,

основанных на позиции сотрудничества и партнерства

создание благоприятных условия для всестороннего развития детей,

для органичного вхождения ребенка в современный мир социальных

отношений, повышение самооценки ребенка

успешность воспитанников в коррекции речи, освоении адаптированной образовательной программы, формировании предпосылок школьной готовности

для родителей

повышение компетентности родителей по вопросам воспитания детей

положительная динамика в оценках родителями своих взаимоотношений с детьми

повышение мотивации у родителей в сотрудничестве с педагогами ДОУ

гармонизация детско-родительских отношений в семьях воспитанников

проявление интереса родителей к образовательному процессу в ДОУ.

3.9 Достигнутые результаты по окончании каждого этапа

Результаты работы на 1-м этапе :

Разработан План мероприятий по реализации программы

Разработаны диагностические материалы по теме для детей и родителей

Подобраны педагогические технологии, формы и методы работы

с детьми и родителями

Результаты работы на 2-м, практическом этапе

Активно применялись различные формы взаимодействия с родителями : коллективные, индивидуальные, наглядно-демонстрационные.

Так, был реализован проект «С папой я своим дружу, его дружбой дорожу», в рамках которого проведены:

Акция «В садик вместе с папой», фотовыставка «Мой папа в детстве» оформление выставки «Поделка вместе с папой», видеоролик «Мой папа самый лучший, изготовление памяток для пап, итоговым событием стала встреча в психологической гостиной «Играем вместе с папой» (игровое детско-родительское занятие).

Интересно прошли тренинги «Радость воспитания» и «Роль отца в воспитании детей». Создана Почта доверия с целью выявления интересов, потребностей, запросов родителей.

Результаты работы на 3-м, обобщающем этапе

Реализован План мероприятий по реализации Программы

Проведен сравнительный мониторинг по теме для детей и родителей

Разработаны и оформлены практические материалы: сценарии

родительских собраний, тренингов, консультативные материалы

Проведен анализ и корректировка Программы с целью дальнейшего

использования

Результаты мониторинга детей и родителей подтверждают эффективность реализации Программы.

Я считаю, что реализация Программы и проведенная работа повлияли на повышение качества образовательного процесса.

Это - успешная речевая коррекция, освоение образовательной программы, формировании предпосылок к учебной деятельности.

Результаты реализации 4-го этапа, внедренческого.

Обобщение и передача педагогического опыта : показ

открытых занятий и мероприятий, выступления по теме на районном

методическом объединении педагогов-психологов,

публикации на сайте ДОУ, в социальных сетях,

участие в профессиональных конкурсах.

Публикации по теме:

Песочная терапия в работе педагога-психолога ДОУ Основоположником песочной терапии является Карл Густав Юнг (1875-1961 гг.) – швейцарский психиатр, создатель аналитической психологии..

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Арт-терапия в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ дошкольного возраста Обучающийся с ограниченными возможностями здоровья - физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии,.

Цикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителямиЦикл занятий «Педагогическая находка для родителей» как одна из современных форм взаимодействия с родителями Старый афоризм гласит: «Самое сложное в работе с детьми – это работа с их родителями». С введением Федерального государственного стандарта.

Использование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возрастаИспользование продуктивных видов деятельности на тренингах педагога-психолога с детьми дошкольного возраста Дорогие коллеги, примите мои искренние поздравления с весенним праздником и пожелания удачи во всех начинаниях: и в семье, и на работе.

Использование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПРИспользование прозрачного арт-мольберта в коррекционно-развивающей работе педагога-психолога с детьми с ЗПР Название: прозрачный арт-мольберт. Назначение (цель использования) прозрачного арт-мольберта: развитие эмоционально-личностной сферы и.

Консультация для педагогов «Применение психологического метода «Флэштренинг» в работе педагога-психолога» Что такое флэштренинг? Флэштренинг – это направление в арттерапии, разработанное мною для работы со взрослыми людьми. Арттерапия (терапия.

Направления в работе педагога-психологаНаправления в работе педагога-психолога 1 слайд Направления в работе педагога - психолога 2 слайд Диагностическое направление Для диагностической работы используется зона индивидуальных.

Педагогическая песочница в работе педагога-психологаПедагогическая песочница в работе педагога-психолога Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть.

Проект «Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога-психолога с детьми» Актуальность: XXI век называют веком информации. Современные информационно коммуникационные технологии все больше внедряются в различные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование современных форм сотрудничества с родителями в работе педагога-психолога ДОУ (самообразование)
Опубликовано: 13 февраля 2023 в 10:13
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД