МААМ-картинки

Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании младших дошкольников

Ангелина Аввина
Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании младших дошкольников

Здоровье – это одна из главных ценностей человеческой жизни, и беречь его необходимо с детства. Ведь период дошкольного детства является наиболее важным в развитии физических качеств. Именно в этот период необходима система контроля физического развития, физической подготовленности и работоспособности дошкольников. Чтобы правильно рос и развивался ребенок, необходимо с самого раннего возраста начинать физическое воспитание. Как известно, физическое воспитание детей дошкольного возраста предусматривает охрану и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка, его полноценное физическое развитие [2].

Публикация «Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании младших дошкольников» размещена в разделах

Однако, стремление родителей начать раннее обучение ребенка без учета его реальных возрастных возможностей, с одной стороны, и желания учителей начальной школы получить подготовленного ученика, с другой, приводят к тому, что воспитатели детских садов и родители необоснованно забывают ценности каждого возрастного периода жизни дошкольника, закономерности психического и физического развития ребенка [1]. Раннее обучение постепенно приводит к нарушению здоровья детей, их эмоционального благополучия, исчезновению данных природой склонностей к познанию и интерес к игровой деятельности.

Исследования последних лет показали необходимость разработки дифференцированного физического воспитания, начиная с дошкольного возраста. Дифференцированный подход, являясь промежуточным звеном между фронтальной работой со всем коллективом и индивидуальной работой с каждым ребенком, призван целенаправленно воздействовать на группы детей, которые выделяются по сходным индивидуальным и личностным качествам [3].

Поэтому целью моей работы стало осуществление дифференцированного подхода в физическом воспитании детей младшего дошкольного возраста. Вначале я провела мониторинг физического состояния и уровня физической подготовленности детей. Диагностика состояния здоровья, их индивидуальных особенностей – одно из необходимых условий сохранения и укрепления здоровья детей. По результатам диагностики были выявлены дети с низким уровнем развития физических качеств. Было проведено анкетирование родителей. Я хотела узнать, какие вопросы в области здоровья детей их интересуют, какие проблемы существуют в семье, какую помощь они хотят получить, какая форма работы их больше привлекает. В ходе анкетирования выяснилось, что наши родители не в полной мере понимают значения движения для здоровья ребенка и самих родителей. Так, например, только 7% отметили, что занимаются с детьми физическими упражнениями. Большинство не владеют информацией о том, как укреплять и сохранять здоровье ребенка. Родители осознали, что необходимо их активное участие в оздоровлении детей.

Я разработала картотеку специальных упражнений и игр по развитию физических качеств. Эти упражнения включаются в разные режимные моменты, и рекомендованы родителям для занятий дома. Мною составлены комплексы дыхательных упражнений, игр и игровых упражнений на тренажерах. Проводятся беседы с родителями о пользе движений, о значении утренней гимнастики, проведен семинар-практикум «Тренажер – мой друг», серия практических занятий по разучиванию комплексов парной гимнастики. Ежемесячно выпускается газета «Здоровый дошкольник».

По результатам я для себя определила наиболее эффективные методы и приемы дифференцированного подхода в разных формах работы по физическому воспитанию дошкольников.

Реализовывая индивидуально-дифференцированный подход в работе с младшими дошкольниками по развитию двигательной активности, я учитываю:

состояние здоровья, т. к. одна и та же нагрузка для одних детей может быть оптимальной, а для других недостаточной или чрезмерной. Мы индивидуализируем нагрузку в зависимости от физиологического состояния организма каждого ребенка. Очень важно при определении необходимой физической нагрузки для детей дошкольного возраста исходить из особенностей здоровья детей (подробные рекомендации содержатся в таблице).

Таблица №1.

«Индивидуализация физической нагрузки с учетом особенностей здоровья детей».

Особенности здоровья Особенности физической нагрузки

Ребенок пришел после болезни или часто болеет Ребенок освобождается на 50% от физической нагрузки (сокращается количество упражнений). В течение 2 недель физическая нагрузка доводится до 100%.

Ребенок отсутствовал по болезни месяц или более Отдых 1-2 занятия, затем нагрузка распределяется как в пункте №1.

Сердечно-сосудистые заболевания Ребенку нельзя выполнять: бег в быстром темпе, интенсивные прыжки, упражнения с задержкой дыхания.

Заболевания мочевыделительной системы Ребенку нельзя выполнять: все виды прыжков. Нельзя допускать переохлаждения ребенка.

Заболевания брюшной полости Ребенку нельзя переносить тяжести. Ребенку нельзя выполнять: упражнения на резкое напряжение брюшного пресса. Ребенок освобождается от бега.

Заболевания, связанные со зрением Ребенку нельзя выполнять: упражнения, связанные с переворотом туловища.

Заболевания опорно-двигательного аппарата Ребенку нельзя выполнять: прыжки; упражнения, связанные со скручиванием тела.

уровень физической подготовленности; учитывая уровень физической подготовленности детей, я не забываю о половых отличиях, проявляющихся в реакции организма детей на физическую нагрузку (подбирая упражнения, обращаю внимание на развитие у мальчиков таких качеств, как сила, мужественность, а у девочек - гибкость, женственность и др.);

характер двигательной активности каждого ребенка.

Материально - технические и медико-социальные условия пребывания детей в ДОУ обеспечивают высокий уровень физического развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

В спортивном зале изготовлен разнообразный нестандартный физкультурный инвентарь и игровое оборудование для проведения непосредственно образовательной деятельности, спортивных праздников и развлечений.

На территории ДОУ имеется спортивная площадка с прыжковой ямой, беговыми дорожками, металлическими конструкциями для игровой и двигательной деятельности детей. Во всех возрастных группах имеются уголки здоровья.

Двигательную активность малышей я распределяю на ежедневную (утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультминутки и др.) и периодическую (непосредственно образовательная деятельность по физической культуре, праздники, развлечения, недели здоровья и др.).

Поскольку, эта деятельность рационально распределена в режиме дня, и просчитаны оптимальные нагрузки на ребенка, процесс утомления у детей не возникает, дети сохраняют бодрость и жизнерадостность. Их активность характеризуется стремлением к самостоятельности действий с различными предметами и физкультурным оборудованием, например обручем, мячом, резиновым кольцом, кубиком и т. д. Дети начинают упражняться в ходьбе, беге, прыжках, бросании и ловле предметов, ползании и лазании. Младшие дошкольники способны выполнять несложные двигательные задания: восхождение на горку и сбегание с нее, проползание под разными предметами, бросание мяча и бег за ним, прыжки на двух ногах с продвижением вперед, перелезание через предметы, лазанье по гимнастической стенке. У ребенка, осознанно следящего за показом взрослого, слушающего его объяснения, формируются элементарные навыки совместной игровой деятельности, тем самым ребенок удовлетворяет естественную потребность в двигательной активности.

В процессе непосредственно образовательной деятельности нагрузку также можно дифференцировать следующим образом:

- изменять темп упражнений;

- изменять интервалы отдыха;

- варьировать количество повторений при выполнении физических упражнений;

- вводить дополнительные «станции» с облегченной или, наоборот, более высокой нагрузкой;

- варьировать способы и условия выполнения упражнений.

Наряду с непосредственно образовательной деятельностью по физической культуре в воспитательно-образовательном процессе я широко использую различные формы работы по увеличению двигательной активности детей, которые позволяют не только развивать различные качества детей, но и способствуют сохранению и укреплению здоровья детей: физкультурные минутки, закаливающие процедуры, корригирующая гимнастика, дыхательная гимнастика, физиопроцедуры по назначению врача, точечный массаж и др.

Система физического воспитания дошкольного образовательного учреждения предполагает взаимосвязь всех специалистов детского сада. Целесообразность проведения любого мероприятия рассматривается с позиций сохранности здоровья каждого ребенка. Ребенку необходимы позитивные эмоции от общения со сверстниками, от физических упражнений (“чувство мышечной радости”, победы над своим неумением, понимание того, что он делает что-то очень важное для своего здоровья, ощущение результатов.

Таким образом, двигательная активность является важнейшим показателем физической культуры дошкольников и зависит от организации детей, от уровня их двигательной подготовленности, индивидуальных особенностей, телосложения и функциональных возможностей организма ребенка.

Используемая мною система индивидуально-дифференцированного подхода во время физкультурной непосредственно образовательной деятельности в зале и на улице, физкультминуток, спортивных игр; физкультурных досугов и праздников; утренней гимнастики; дыхательной гимнастики; самомассажа позитивно сказывается на улучшении здоровья детей, повышении сопротивляемости организма воспитанников детского сада, улучшении показателей физического развития в конце учебного года.

Здоровый, сильный, жизнерадостный ребенок! Что может быть прекраснее? А улыбки, не сходящие с лиц наших воспитанников, говорят о правильности выбранного нами пути в решении этой цели!

Использованная литература:

1. Волошина Л. Н. Воспитание двигательной культуры дошкольников : Учебно-методическое пособие. – М. АРКТИ, 2005. – 108 с.

2. Гребенюк О. С., Рожков М. И. Общие основы педагогики. – М. Владос-Пресс, 2004. – 160 с.

3. Рунова А. М. Дифференцированные занятия по физической культуре с детьми 3-4 лет. – М. Просвещение, 2007. – 80 с.

Публикации по теме:

«Гендерный подход в воспитании дошкольников ДОУ» Реализация гендерной технологии как эффективной образовательной технологии развития и позитивной социализации воспитанников ДОУ в условиях.

Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании дошкольниковИспользование нестандартного оборудования в физическом воспитании дошкольников Одной из приоритетной задачи дошкольного образования в соответствии с ФГОС является создание насыщенной развивающей предметно - пространственной.

Цвет в физическом воспитании дошкольников: перспективы, возможности, решенияЦвет в физическом воспитании дошкольников: перспективы, возможности, решения Цвет играет значительную роль в жизни здорового или больного организма и имеет первостепенное значение для ума человека. Он не только делает.

Дифференцированный подход к коррекции нарушений звукопроизношения у дошкольников с общим недоразвитием речи (из опыта работы) Современный этап развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики характеризуется повышенным вниманием к обучению.

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников. Беликова В. Н., воспитатель МБДОУ д/с № 33 Самоделко Е. В., педагог-психолог МБДОУ д/с № 33, г. Белгород ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ.

Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников Гендерный подход в обучении и воспитании дошкольников. Беликова В. Н., воспитатель МБДОУ д/с № 33 Самоделко Е. В., педагог-психолог.

Индивидуально-дифференцированный подход к детям раннего возраста при взаимодействии с родителями Первые годы жизни - начало формирования личности ребенка, многих ее сторон и качеств. Ни в один из последующих периодов ребенок не развивается.

Индивидуально-дифференцированный подход в организации коррекционно-образовательного процесса ФГОС ДО определяет одним из качеств основных принципов дошкольного образования: построение образовательной деятельности на основе индивидуальных.

Обобщение опыта полодифференцированный подход в физическом развитии дошкольников ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПОЛОДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ Конспект - сценарий образовательной деятельности по физической.

Русские народные подвижные игры в физическом воспитании дошкольников Пояснительная записка. Физическое воспитание в дошкольном образовательном учреждении осуществляется как на специальных физкультурных занятиях,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Индивидуально-дифференцированный подход в физическом воспитании младших дошкольников
Опубликовано: 17 апреля 2016 в 18:16
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД