Индивидуально-профилактическая работа по развитию движений вне занятий (дыхательная и корригирующая гимнастика)

Татьяна Станкевич
Индивидуально-профилактическая работа по развитию движений вне занятий (дыхательная и корригирующая гимнастика)

Пояснительная записка.

Лечебное действие физических упражнений при заболеваниях органов дыхания обусловлено прежде всего тем, что импульсы от рецепторов мышц, поступая в высшие отделы центральной нервной системы, оказывают свое влияние на силу, подвижность и уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга; это в свою очередь отражается и на функциях дыхательного аппарата. Таким образом, при помощи физических упражнений можно влиять не только на состояние нервной системы, но через нее и на нарушенные функции аппарата дыхания. При помощи систематических физических упражнений имеется возможность переводить поверхностное дыхание в более глубокое, улучшать ритм дыхания при инспираторной и экспираторной одышке, увеличивать вентиляцию и газообмен легких, снижать и ликвидировать гипоксемию. Физические упражнения, вызывая усиление крово- и лимфообращения, содействуют более быстрому и полноценному рассасыванию образовавшегося экссудата в легких и плевральной полости, противодействуют развитию склеротического процесса в легких и спаечного процесса в полости плевры, а также предупреждают развитие у больных тяжелых осложнений (абсцесс, нарушение кровообращения и т. д.).

Таким образом, своевременное применение физических упражнений способствует восстановлению нарушенных функций системы дыхания, тем самым обеспечивая сохранение трудоспособности больных

Лечебная гимнастика прежде всего облегчает состояние больного во время приступа. Под влиянием систематической тренировки дыхания больной правильно дышит и во время приступа, что облегчает ему переносить последний. Дыхательные упражнения, осуществляемые больным путем вдыхания воздуха через нос, а выдыхания через рот, рефлекторно уменьшают спазм и бронхиол (носолегочный рефлекс). Гимнастические упражнения, способствующие поступлению в кровь большего количества адреналина, уменьшают, а иногда ликвидируют спазм бронхов и бронхиол.

Показания к лечебной гимнастике. Клинические наблюдения показывают, что проведение простых гимнастических и дыхательных упражнений в период предвестников приступа предотвращает его или ослабляет его течение.

Лечебное действие гимнастики сказывается и в укреплении легко возбудимой нервной системы больных бронхиальной астмой. Воздействуя на нервную систему больных физическими упражнениями, добиваются снятия патологических кортико-висцеральных рефлексов и восстановления нормальной регуляции аппарата дыхания. Этому помогает и психотерапевтическое воздействие, оказываемое на больного во время проведения лечебной гимнастики. Лечебная гимнастика оказывает на больного и десенсибилизирующее влияние.

Повседневная тренировка дыхания обеспечивает больному умение управлять своим дыханием. Наиболее выгодными исходными положениями для тренировки дыхания и осуществления гимнастических упражнений являются положения сидя и стоя.

В занятие лечебной гимнастики следует включать простые гимнастические упражнения для конечностей и туловища, а также ходьбу. Упражнения, вызывающие значительное учащение и задержку дыхания, а также упражнения со значительным мышечным усилием для больных бронхиальной астмой не подходят.

Тренировку дыхания осуществляют специальными дыхательными упражнениями с произношением на медленном выдохе звуков — букв. Эти упражнения способствуют не только выработке у больного умения управлять своим дыханием, улучшению вентиляции легких, но оказывают на занимающегося и психотерапевтическое воздействие.

Наиболее пригодными для произношения при выдохе являются в начале занятий согласные буквы: С, 3, Ш, Щ, а затем согласные буквы Ж, Р и гласные У, Е, И, А (основные буквы для тренировки дыхания).

Обычно в начале тренировки произносят букву в течение 5—7 секунд, доходя в дальнейшем до 15—20 секунд.

Когда больной овладеет своим дыханием (произношение отдельных букв в течение 15 секунд, переходят к последовательной тренировке дыхания в виде произношения на одном выдохе комбинации из двух, а затем — трех букв. Когда больной освоит произношение на одном выдохе трех букв, переходят к произношению на выдохе гласной буквы с прерыванием произношения в середине выдоха. Например, БрУУУ, ПрУУУУ; ШрОООО; ТрОООО и т. п. Из приставок, облегчающих произношение гласных букв, можно применять приставки (произносимые кратко): Бр, Вр, Гр, Др, Жр, Кр, Пр, Шр, Хр. На последнем этапе тренировки дыхания используют произношение какой-либо буквы с усилением ее в середине упражнения; например, ссссССССсссс, ШрииииИИИииии; ДрааааААААаааа и т. д. Для разнообразия занятий можно проводить не четырехкратное повторение одной буквы, а однократное произношение разных букв, например СССС, 3333; ШШШШ или БриИИИИ, БрЕЕЕЕЕ, ДрОООО, ПрУУУУ или комбинации из согласных и гласных букв, например ГраАААА, ЖЖЖЖ, ПрИИИИ, РРРР.

При проведении специальных дыхательных упражнений не следует форсировать вдоха и особенно выдоха. При воспроизведении звука — буквы последнюю следует произносить медленно до тех пор, пока хватит дыхания. Больных нужно приучать к вдыханию и выдыханию через нос (использование носолегочного рефлекса, а также к втягиванию живота (при выдохе).

В процессе тренировки дыхания у больных постепенно улучшается функция диафрагмы, брюшного пресса и увеличивается жизненная емкость легких. В зависимости от состояния больного в основную часть занятия можно включать 6—12 упражнений, причем дыхательные упражнения должны занимать не менее 50—60% всех упражнений. Занятия следует проводить вне палаты, в хорошо проветренном помещении, а в теплое время года — у открытого окна или в саду.

Дозировка упражнений. Каждое упражнение следует повторять не более 3—4 раз, причем применяют только медленный темп выполнения, за исключением упражнений для мелких и средних мышечных групп, когда допустим средний и быстрый темп. Длительность пауз отдыха 20—60 секунд.

ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

1. Подуй на одуванчик

Как дует этот мальчик

Подуй, подуй сильнее

И станешь здоровее!

И. п. – о. с. Глубокий вдох, длительный выдох.

2. «Обхвачу себя руками,

Очень крепко, очень сильно,

И потопаю ногами,

Согревайся, Чипполино»

И. п. - руки в стороны, ладони вперед – вдох,

Обхватить себя руками за плечи – выдох, при выдохе сказать «Ух» 3. Упражнение «Трубач»

И. п. – о. с. Глубокий вдох, на выдохе произнести:

«Ту-ру-ру, бу-бу-бу!

Подудим в свою трубу!»

5. Упражнение «Жук»

И. п. – сед, скрестив руки на груди, опусти голову. На 1 – руки в сторону, расправив плечи, голову держать прямо – вдох, произнося «жжж» - выдох.

«ЖЖ-у, - сказал крылатый жук,

Посижу и пожужжу».

6. И. п. – о. с. Голова прямо – вдох, поворот головы – выдох.

«Подуем на плечо, подуем на другое.

Нас солнце горячо пекло дневной порою.

Подуем на живот, как трубка станет рот.

Ну, а теперь на облака и остановимся пока.

Потом повторим все опять: раз, два, три, четыре, пять.»

Схема занятия по лечебной гимнастике для больных бронхиальной астмой

Цель: Облегчить состояние больного. Переводить поверхностное дыхание в более глубокое. Улучшать ритм дыхания при инспираторной и экспираторной одышке, увеличивать вентиляцию и газообмен легких, снижать и ликвидировать гипоксемию. Тренировать умение управлять своим дыханием.

Оборудование: стул, коврик, плоская подушка

Ход:

Вводная часть:

Сидя: Упражнения для мелких и средних мышечных групп рук и ног. (2-3 мин.)

Применяют несложные варианты упражнений (рис. 75)

Основная часть:(10-20мин)

Стоя:

1. Дыхательные упражнения с произношением звуков рис. 77

2. Упражнения для туловища. Простые упражнения для туловища рис. 75

3. Специальное дыхательное упражнение, способствующее выдоху. Пауза для отдыха. Любой вариант упражнения на рис. 76

Сидя:

4. Дыхательное упражнение с произношением звуков рис77.

5. Упражнение для ног или ходьба. Ходьбу проводят без значительных ускорений рис. 75.

6. Специальное дыхательное упражнение, способствующее выдоху. Применяют другой, чем в упражнении 3, вариант упражнения, способствующий выдоху рис. 76 Пауза для отдыха.

Стоя:

7. Дыхательное упражнение с произношением звуков рис. 77.

8. Упражнения для рук. Выполняют простые легко выполнимые упражнения в соединении с дыханием рис. 75

Заключительная часть:(2-3мин)

1. Ходьба. Проводят в медленном темпе без ускорений.

2. Дыхательные упражнения.

КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНЫХ НАГРУЗОК_гр. Дюймовочка___ МАДОУ д/с № 7

Ф. И. ребенка- Щ. Гриша

Группа здоровья - 2

Двигательная активность - высокая

Хронические заболевания - Бронхиальная астма

Индивид. нагрузки по результатам диагностики - Отставание –прыжки с места, бег на выносливость120м Отлично – метание в цель

Индивидуальная работа в группе - Снятие умственной усталости во время занятий (релаксационные паузы, физкультминутки, массаж ушных раковин) Прогулки + динамический час. Закаливание:Сон без маек. Ходьба босиком

Дыхательные упражнения с удлиненным выдохом

Рекомендации - Дыхательные упражнения с произнесением на выдохе ряда дрожащих, свистящих и шипящих звуков, вызывающих дрожание голосовой щели и бронхиального дерева (физиологический вибрационный массаж, приводящий к снижению тонуса гладкой мускулатуры)

Индивидуально-профилактическая работа по развитию движений вне занятий (дыхательная и корригирующая гимнастика)
Публикации по теме:

Комплекс расслабляющих упражнений. Использование элементов функциональной гимнастики при работе с детьми с OВЗ Здравствуйте уважаемые коллеги! Хочу представить вашему вниманию комплекс упражнений применяемый мной для работы с детьми с ограниченными.

Салфеточная аппликация.Салфеточная аппликация. Аппликацией из салфеток я начала заниматься с детьми с 1й младшей группы. Эта техника оказывает положительное влияние на развитие мелкой.

Библиотека изображений:
  • ПДД
  • Спорт и физкультура
  • Здоровье, гигиена
Автор публикации:
Индивидуально-профилактическая работа по развитию движений вне занятий (дыхательная и корригирующая гимнастика)
Опубликовано: 12 сентября 2013 в 15:24
+4
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Ратная палата» — музей I Мировой войны (Фоторепортаж)
В прошлое воскресенье мы с внучками пошли в Ратную палату, взяв с собой ледянки, вдруг пруды замерзли и можно с берега покататься. День был на редкость...
Занятие по нетрадиционной технике рисования с детьми старшей группы «Новогоднее...
Занятие по нетрадиционной техники рисования для детей старшей группы тема: Новогоднее волшебство Цель: Научить детей использовать различные способы...
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка»
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей «Снежная сказка»
Сценарий новогоднего театрализованного представления с участием детей. «Снежная сказка» Звучит голос на фоне мелодии с эффектом падающего снега: Сказка по...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....