Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в слогах и словах. «Приключения рыбака».

Юлия Петренко
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в слогах и словах. «Приключения рыбака».

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции

произношения звука [р] в слогах и словах.

Тема: Приключения рыбака. Автоматизация звука [р] в слогах и словах.

Цель: автоматизация звука [р] в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнение артикуляции звука [р] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:

развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания; глазодвигательных функций; развитие мелкой моторики рук; дикции; повышение познавательной активности и работоспособности ребенка.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать любознательность, творческое воображение, навыки самоконтроля, организованность в работе.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки; профиль артикуляции; индивидуальные карточки.

Литература: Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука (р)», Издательство «Гном», 2007.

Конфетка. Приложение к журналу «Логопед». Чистоговорки в картинках. Сахарова И. И. Издательство «Сфера», 2008.

Предварительная работа: специальный комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения звука (р); постановка звука (р); изолированное произнесение звука (р); введение звука в слоги.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуй! Давай поздороваемся с гостями.

- Сегодня я расскажу удивительную историю, которая произошла с моим другом. Отгадай, кто он?

Кто у речки, на песке, дремлет с удочкой в руке?

Он вам всем давно знаком, он зовется … (рыбаком).

- Правильно, мой друг-рыбак. Назови первый звук в слове “ рыбак”.

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука (р) в слогах и словах. И начнем с разминки.

3. Основная часть.

1) Артикуляционная гимнастика.

- Однажды рыбак встал пораньше, попил чаю с вареньем (упр. “Вкусное варенье”) и пошел в лес за ветками для костра. Слышит, дятел стучит (упр. “Дятел”).

- Как дятел стучит? (д-д-д). Я буду рассказывать тебе стихотворение про дятла, а ты после каждой стихотворной строчки добавляй «д-д-д».

Я по дереву стучу - д-д-д.

Червячка добыть хочу -д-д-д.

Хоть и скрылся под корой – д-д-д.

Все равно ты будешь мой -д-д-д.

- Дятел с дерева на дерево перелетает и постукивает - как будто зовет рыбака за собой. Вышел рыбак на поляну, огляделся и ахнул: грибов там видимо-невидимо (упр. “Грибок”). А на шляпке гриба листочек прилип. Давай его сдуем (упр. «Сдуй листок с гриба»).

2) Закрепление изолированного произношения звука (р).

- Вдруг рыбак услышал шум в кустах. Огляделся и увидел… Отгадай, кого?

Этот зверь на кошку похож.

Он - сильный хищник и очень пригож!

Шерсти такой не бывает у кошки.

На рыжем фоне - черные полоски.

- Правильно, в кустах сидел тигр. Тигр увидел человека и грозно зарычал: “р-р-р”. Как рычал тигр?

- А теперь проверь, правильно ли “работали” губы, зубы, язык?

Перед ребенком выкладываю профиль артикуляции.

- Расскажи, что делают губы? Зубы? Язык?

- Произнеси звук (р) ещё раз.

3) Автоматизация звука (р) в слогах.

А) – Хочешь узнать, что случилось с моим другом после того, как он встретил тигра? Мой знакомый решил успокоить тигра и крикнул: «РА-РО-РУ-РЫ». Тигр развернулся и скрылся в лесу. Рыбак подумал: “Он, наверное, решил, что я тоже умею рычать. Ведь я произнёс слоги со звуком (Р).” Какие слоги со звуком (Р) произнёс мой знакомый? Давай произнесем эти слоги с разной интонацией (грустно, весело, строго).

Б) – Навстречу к рыбаку из леса вышли ребятишки из соседней деревни. Они веселились и стали рассказывать рыбаку чистоговорки, которые они сочинили. Вот какие…

Ра-ра-ра – высокая гора

Ро-ро-ро – у Тани новое ведро

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору

Ры-ры-ры – у нас воздушные шары

Ребенок повторяет чистоговорку по опорной схеме.

4) Автоматизация звука (Р) в словах.

Рыбак спросил у детей, где находится река? Дети дали рыболову карту. Пойдем вслед за ним.

А) Игра «Лабиринт». Цель: развитие фонематического восприятия

/На листе в виде лабиринта расположены картинки, многие из которых содержат в названии звук (р)/. Шагать мы можем только по квадратам, где изображены предметы, в названиях которых есть звук (р).

Б) Игра «Мостик через речку». Цель: развитие зрительного внимания; автоматизация звука (р) в начале слова.

Дошел рыбак до речки и видит сломанный мостик. Давай поможем рыбаку выстроить мостик через речку.

- Посмотри на картинки, назовите слова со звуком (р) и запомни их. А теперь выкладывая бревнышки, называй картинки, которые ты запомнил.

5) Работа по индивидуальным карточкам. Цель: развитие зрительного внимания.

Посмотри, какой улов у рыбака. Найдите двух абсолютно одинаковых рыбок.

6) Д/и «Рыбалка» (пластмассовые разноцветные рыбки, удочки с магнитами-крючками). Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук и глазомера; развитие умения согласовывать числительные с именами существительными

- А ты, хочешь поймать рыбу? Вот водоём. Вот удочка. Будем ловить и считать. (Одна рыба, две рыбы).

7) Фонематическая игра «Рыбки». Цель: развитие фонематического восприятия, формирование умения образовывать родственные слова.

Назвать недостающее по смыслу слово, однокоренное слову РЫБА.

Логопед читает текст стихотворения.

Плавники у нас росли бы, мы бы плавали, как … (рыбы)

Я б хвостом махала гибким и резвилась, словно … (рыбка)

Вот с крючка срывает крошки очень мелкая … (рыбешка)

- Эх, сорвался мой улов! – Рассердился … (рыболов)

- Рыба не клюет никак, видно я плохой … (рыбак)

От обиды чуть не плачет, но весь день сидит, … (рыбачит)

Рыбаку ужасно жалко, что не удалась … (рыбалка)

Вспомнить все слова, которые были названы (рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка).

3. Итог занятия.

Вот такая история произошла с моим другом. Рыбак сидел у костра и вспоминал удивительную встречу в лесу. Какой звук мы повторяли?

Дома выложи из палочек рыбку по образцу и выучи стихотворение.

Рыбки.

В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Презентации в логопедической работе .

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в слогах и словах. «Приключения рыбака».
Опубликовано: 6 января 2013 в 15:27
+32
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Зимнее оформление веранды.
Каждый год , в начале декабря, в нашем детском саду проходит конкурс на лучшее оформление зимней веранды. Желательно, чтобы веранды были украшены на тему...
Коллективное творчество: «Идет зима, аукает…» (фототчет)
Красавица-зима пришла, заворожила, закружила, унесла в волшебную страну холодных и искристых снегов, блестящих льдов, веселых забав, самого чудесного,...
Мастер-класс по изготовлению лэпбука «Новогодняя сказка» для возрастной группы детей...
Представляю вам мастер-класс по изготовлению лэпбука на новогоднюю тематику. Лэпбук ( lapbook, как его еще называют тематическая или коленная книга, в...
Паспорт второй младшей группы
Паспорт второй младшей группы МДБОУ 121 г. Сочи, Краснодарского края. Раздивалка: шкафчики, и детское творчество В раздевалке есть информационный...
Новогодние снежинки. Мастер-класс
Не за горами Новый год. Этот праздник с нетерпением ждут как дети, так и взрослые. Очень приятными являются и предпраздничные хлопоты. Приходит время...