Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в слогах и словах. «Приключения рыбака».

Юлия Петренко
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в слогах и словах. «Приключения рыбака».

Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции

произношения звука [р] в слогах и словах.

Тема: Приключения рыбака. Автоматизация звука [р] в слогах и словах.

Цель: автоматизация звука [р] в слогах и словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

уточнение артикуляции звука [р] и закрепление правильной артикуляции в изолированном произношении, в слогах и словах.

Коррекционно-развивающие:

развитие фонематического слуха; зрительной, слуховой памяти и внимания; глазодвигательных функций; развитие мелкой моторики рук; дикции; повышение познавательной активности и работоспособности ребенка.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать любознательность, творческое воображение, навыки самоконтроля, организованность в работе.

Оборудование: предметные, сюжетные картинки; профиль артикуляции; индивидуальные карточки.

Литература: Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. «Домашняя тетрадь для закрепления произношения звука (р)», Издательство «Гном», 2007.

Конфетка. Приложение к журналу «Логопед». Чистоговорки в картинках. Сахарова И. И. Издательство «Сфера», 2008.

Предварительная работа: специальный комплекс артикуляционных упражнений для правильного произношения звука (р); постановка звука (р); изолированное произнесение звука (р); введение звука в слоги.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

- Здравствуй! Давай поздороваемся с гостями.

- Сегодня я расскажу удивительную историю, которая произошла с моим другом. Отгадай, кто он?

Кто у речки, на песке, дремлет с удочкой в руке?

Он вам всем давно знаком, он зовется … (рыбаком).

- Правильно, мой друг-рыбак. Назови первый звук в слове “ рыбак”.

2. Сообщение темы занятия.

- Сегодня мы будем закреплять правильное произношение звука (р) в слогах и словах. И начнем с разминки.

3. Основная часть.

1) Артикуляционная гимнастика.

- Однажды рыбак встал пораньше, попил чаю с вареньем (упр. “Вкусное варенье”) и пошел в лес за ветками для костра. Слышит, дятел стучит (упр. “Дятел”).

- Как дятел стучит? (д-д-д). Я буду рассказывать тебе стихотворение про дятла, а ты после каждой стихотворной строчки добавляй «д-д-д».

Я по дереву стучу - д-д-д.

Червячка добыть хочу -д-д-д.

Хоть и скрылся под корой – д-д-д.

Все равно ты будешь мой -д-д-д.

- Дятел с дерева на дерево перелетает и постукивает - как будто зовет рыбака за собой. Вышел рыбак на поляну, огляделся и ахнул: грибов там видимо-невидимо (упр. “Грибок”). А на шляпке гриба листочек прилип. Давай его сдуем (упр. «Сдуй листок с гриба»).

2) Закрепление изолированного произношения звука (р).

- Вдруг рыбак услышал шум в кустах. Огляделся и увидел… Отгадай, кого?

Этот зверь на кошку похож.

Он - сильный хищник и очень пригож!

Шерсти такой не бывает у кошки.

На рыжем фоне - черные полоски.

- Правильно, в кустах сидел тигр. Тигр увидел человека и грозно зарычал: “р-р-р”. Как рычал тигр?

- А теперь проверь, правильно ли “работали” губы, зубы, язык?

Перед ребенком выкладываю профиль артикуляции.

- Расскажи, что делают губы? Зубы? Язык?

- Произнеси звук (р) ещё раз.

3) Автоматизация звука (р) в слогах.

А) – Хочешь узнать, что случилось с моим другом после того, как он встретил тигра? Мой знакомый решил успокоить тигра и крикнул: «РА-РО-РУ-РЫ». Тигр развернулся и скрылся в лесу. Рыбак подумал: “Он, наверное, решил, что я тоже умею рычать. Ведь я произнёс слоги со звуком (Р).” Какие слоги со звуком (Р) произнёс мой знакомый? Давай произнесем эти слоги с разной интонацией (грустно, весело, строго).

Б) – Навстречу к рыбаку из леса вышли ребятишки из соседней деревни. Они веселились и стали рассказывать рыбаку чистоговорки, которые они сочинили. Вот какие…

Ра-ра-ра – высокая гора

Ро-ро-ро – у Тани новое ведро

Ру-ру-ру – мышка спряталась в нору

Ры-ры-ры – у нас воздушные шары

Ребенок повторяет чистоговорку по опорной схеме.

4) Автоматизация звука (Р) в словах.

Рыбак спросил у детей, где находится река? Дети дали рыболову карту. Пойдем вслед за ним.

А) Игра «Лабиринт». Цель: развитие фонематического восприятия

/На листе в виде лабиринта расположены картинки, многие из которых содержат в названии звук (р)/. Шагать мы можем только по квадратам, где изображены предметы, в названиях которых есть звук (р).

Б) Игра «Мостик через речку». Цель: развитие зрительного внимания; автоматизация звука (р) в начале слова.

Дошел рыбак до речки и видит сломанный мостик. Давай поможем рыбаку выстроить мостик через речку.

- Посмотри на картинки, назовите слова со звуком (р) и запомни их. А теперь выкладывая бревнышки, называй картинки, которые ты запомнил.

5) Работа по индивидуальным карточкам. Цель: развитие зрительного внимания.

Посмотри, какой улов у рыбака. Найдите двух абсолютно одинаковых рыбок.

6) Д/и «Рыбалка» (пластмассовые разноцветные рыбки, удочки с магнитами-крючками). Цель: развитие координации движений мелкой моторики рук и глазомера; развитие умения согласовывать числительные с именами существительными

- А ты, хочешь поймать рыбу? Вот водоём. Вот удочка. Будем ловить и считать. (Одна рыба, две рыбы).

7) Фонематическая игра «Рыбки». Цель: развитие фонематического восприятия, формирование умения образовывать родственные слова.

Назвать недостающее по смыслу слово, однокоренное слову РЫБА.

Логопед читает текст стихотворения.

Плавники у нас росли бы, мы бы плавали, как … (рыбы)

Я б хвостом махала гибким и резвилась, словно … (рыбка)

Вот с крючка срывает крошки очень мелкая … (рыбешка)

- Эх, сорвался мой улов! – Рассердился … (рыболов)

- Рыба не клюет никак, видно я плохой … (рыбак)

От обиды чуть не плачет, но весь день сидит, … (рыбачит)

Рыбаку ужасно жалко, что не удалась … (рыбалка)

Вспомнить все слова, которые были названы (рыбы, рыбка, рыбешка, рыболов, рыбак, рыбачит, рыбалка).

3. Итог занятия.

Вот такая история произошла с моим другом. Рыбак сидел у костра и вспоминал удивительную встречу в лесу. Какой звук мы повторяли?

Дома выложи из палочек рыбку по образцу и выучи стихотворение.

Рыбки.

В банке чистая вода,

Пустим рыбок мы туда.

Будут рыбки там играть,

Плавать, хвостиком вилять,

Крошки хлеба подбирать.

Публикации по теме:

Индивидуальный план работы с ребёнком на учебный год Индивидуальный план коррекционно-развивающей работы на 2010-2011уч. г. Волостных Маша 1. Вырабатывать умение удерживать губы в улыбке,.

Презентации в логопедической работе .

Библиотека изображений:
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
  • Земноводные, рептилии
Автор публикации:
Индивидуальное логопедическое занятие по коррекции произношения звука [р] в слогах и словах. «Приключения рыбака».
Опубликовано: 6 января 2013 в 15:27
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 29.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект ООД по художественно — эстетическому развитию. Рельефная лепка «Звёзды и...
Конспект ООД по художественно- эстетическому развитию в средней группе. Рельефная лепка "ЗВЁЗДЫ и КОМЕТЫ" ЗАДАЧИ . Продолжать освоение техники...
Мастер-класс «Пасхальный сувенир»
Праздник Пасхи – это великий праздник, называют его праздником праздников, торжеством из торжеств. Готовились к нему заранее: убирали и украшали свой...
Подснежник. Мастер-класс
Несколько лет назад необходимо было изготовить подснежники для украшения зала. На тот момент вариантов изготовления было немного. Испробовала несколько...
Фотоотчёт занятия по художественному творчеству (рисование) «Полосатая дорожка»
Я в марте проводили неделю «Правила дорожного движения». Проект и презентацию уже опубликовала. Хочу ещё представить фотоотчёт занятия...
«Конкурс чтецов» (фотоотчет)
Во время прогулок мы учим детей наблюдать за явлениями природы, любоваться живым, безграничным миром, окружающим нас. На занятиях НОД прививаем бережное...