Индивидуальное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Звук [Л] и буква Л (этап автоматизации)»

Рената Иванова
Индивидуальное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Звук [Л] и буква Л (этап автоматизации)»

Цель: Автоматизация звука [Л]

Задачи:

I. Коррекционно-образовательные:

1. Закрепить представления о механизме образования звука [Л]

2. Закрепить правильную артикуляцию звука [Л]

3. Закрепить представления о звуке [Л] и букве Л.

II. Коррекционно-развивающие:

1. Развитие артикуляционной, общей и мелкой моторики

2. Развитие фонематического слуха и восприятия

3. Развитие навыка звуко- слогового анализа

4. Развитие навыка составления графических схем

5. Формирование длительной направленной воздушной струи

6. Обогащение и активизация словаря по теме «Рыбы»

7. Развитие внимания и памяти

III. Коррекционно-воспитательные:

1. Воспитание контроля за собственной речью

2. Воспитание усидчивости

Оборудование: артикуляционный профиль, предметные картинки с изображением рыб, Су-джок шарик, материал на поддувание, раздаточный материал для слогового и звукового анализа.

Содержание

1. Орг. момент. Объявление темы

- Здравствуй, Владик! Сегодня мы будем продолжать учиться правильно произносить звук [Л] и для этого отправимся на рыбалку. К рыбалке нам нужно подготовиться.

2. Развитие общей моторики

Еж готовится к рекордам – (руки на поясе)

Будет заниматься спортом! (руки вытянуть вперед)

Ежик лапки напрягает, (поднять вверх руки с

Штангу кверху поднимает, напряжением)

Держит: раз-два-три-четыре-пять,

Можно штангу опускать. (опускаем расслабленные руки)

Ежик низко приседает (приседаем)

И по камушкам шагает; (шагаем)

Возвращается обратно. (вдох-выдох, взмахи руками)

Расслабление приятно.

3. Развитие мелкой моторики

Добродушен, деловит (Ребёнок катает в ладошках

Весь иголками покрыт. Су-джок шарик)

Слышишь топот шустрых ножек,

Это наш приятель ёжик

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Этот ежик хочет спать. (надеваем на каждый пальчик колечко-пружинку)

Этот ежик – прыг в кровать.

Этот ежик прикорнул.

Этот уж давно заснул.

Этот, хоть еще не спит,

Но тихонечко лежит.

Тише, тише, не шумите,

Ежиков не разбудите!

4. Массаж лица

Ручки растираем и разогреваем

И лицо теплом своим нежно умываем.

Пальчики сгребают все плохие мысли,

Ушки растираем сверху вниз мы быстро,

Их вперед сгибаем, тянем их за мочки,

А потом руками трогаем за щёчки.

5. Артикуляционная гимнастика

Открываем ротик дом

Кто хозяин в доме том?

В нём хозяин язычок,

Он удобно в доме лёг.

В этом доме две стены

Это щёки нам видны.

Стены могут в дом втянуться,

А потом как шар раздуться.

Двери – губы гибкие

Могут стать улыбкою,

Могут в трубочку собраться,

После, снова улыбаться.

В домике нашем потолок не покрашен,

Мы покрасим потолок, маляром стал язычок.

6. Развитие дыхания

- Посмотри какая к нам прилетела бабочка, подуй на неё, чтобы она полетела. Вдохни носиком и плавно ротиком выдыхай на бабочку.

7. Произношение звука в изолированном виде

- Вот и подготовились мы к рыбалке, осталось только выбрать место. Поплывём выбирать место на теплоходе.

Как у нас гудит теплоход?

- Л-Л-Л. У нас получился звук [Л].

- Веди пальчиком там, где должен плыть теплоход и гуди. (картинка из книги Л. А Комаровой "Автоматизация звука "Л" в игровых упражнениях")

- Молодец.

8. Анализ артикуляции

- Теперь ещё раз произнеси звук [Л], посмотри в зеркало и скажи, в каком положении находятся губы, когда мы произносим звук [Л]?

- Губы в улыбке, они приоткрыты.

- В каком положении находятся зубы, когда мы произносим звук [Л]?

- Зубы приоткрыты.

- Что делает язычок?

- Кончик язычка упирается в бугорки за верхними зубами.

- Голосовые складки работают? Давай проверим.

- Работают

- Воздушная струя какая?

- Слабая

- Правильно, молодец!

9. Характеристика звука

- Звук [Л] согласный или гласный? Почему?

- Согласный, потому что воздушная струя встречает преграду.

- Звонкий или глухой? Почему?

- Звонкий, потому что голосовые складки работают.

- Твердый или мягкий? Почему?

- Твёрдый, потому что спинка язычка опущена.

10. Соотнесение звука и буквы

- Владик, какой буквой мы обозначаем звук [Л] на письме.

- Буквой Л

- Правильно, а теперь скажи полным предложением.

- Звук [Л] мы обозначаем буквой Л.

- Молодец!

- На что похожа эта буква? Посмотри на картинку и найди, где спряталась буква Л.

11. Развитие фонематического слуха

- Плыли мы, плыли и приплыли к месту рыбалки. Давай потренируемся ловить. Сначала мы буде ловить звук [Л]. Я буду называть звуки, а ты когда услышишь звук [Л], поднимешь букву Л. Слушай внимательно.

Л – С – Т – Л – Л – Г – З – Л – Д – Л – Л – Ж – Л

- Молодец!

- Теперь нужно поймать слоги, в которых есть звук [Л]. Хлопни в ладоши, когда услышишь слог, в котором есть звук [Л].

Ла – СО – Ту – Ло – Га – Зу – Лэ – Ды – Лы – Ло – Жа

- Вот мы и потренировались, можно приступить к рыбалке. Нужно ловить только тех рыб, в названии которых есть звук [Л].

- Палтус – щука – камбала – ерш – окунь – карась – лосось

12. Автоматизация звука в слогах

- Наловили мы рыбы, можно плыть домой. Садимся на теплоход и плывём. Пока плывём, будем произносить слоги. (Слоговые дорожки. Плывем от одной буквы к другой.)

Ал, ол, ул, ыл

Ла, ло, лу, лы

Ала, оло, улу, ылы

13. Автоматизация звука в словах

- Приплыли мы домой. Давай вспомним, каких рыб, в названии которых есть звук [Л], мы поймали.

- палтус, камбала, лосось

- В слове палтус, где находится звук [Л] – в начале, середине или конце?

- В середине.

- В слове камбала, где находится звук [Л] – в начале, середине или конце?

- В середине

- В слове лосось, где находится звук [Л] – в начале, середине или конце?

- В начале.

- Сколько слогов в слове лосось?

- 2 слога

- Ударение падает на первый слог или на второй?

- На второй.

- Давай составим слоговую схему слова «лосось».

- Теперь составим звуковую схему слова «лосось»

Л – согласный, твёрдый, ставим синий квадратик

О – гласный, ставим красный квадратик

С – согласный, твёрдый, ставим синий квадратик

О – гласный, ставим красный квадратик

С` - согласный, мягкий, ставим зелёный квадратик

- Сколько получилось звуков?

- 5

14. Автоматизация звука в предложении

- Ты ловил рыбу, значит ты кто?

- Рыбак. Рыболов.

- Давай попробуем составить предложение со словами лосось и рыболов.

- Рыболов поймал лосося.

- Сколько слов получилось в предложении?

- 3 слова.

- Давай составим схему предложения.

- Схему какого предложения мы составили, назови его ещё раз.

- Рыболов поймал лосося.

- Молодец! В предложении есть слова, со звуком [Л]? Назови их.

- Во всех словах есть звук [Л].

- Назови эти слова.

- Рыболов, поймал, лосося.

15. Итог (рефлексия)

- Какой звук мы учились сегодня правильно произносить?

- Мы учились правильно произносить звук [Л].

- Расскажи, в каком положении должны находиться наши органы артикуляции, чтобы получился звук [Л].

- Губы в улыбке, они приоткрыты. Зубы приоткрыты.

Кончик язычка упирается в бугорки за верхними зубами.

Голосовые складки работают.

- Давай вспомним, какой он и почему?

- Согласный, потому что воздушная струя встречает преграду.

- Твёрдый, потому что спинка язычка опущена.

- Звонкий, потому что голосовые складки работают.

- Ты сегодня хорошо занимался, старался. Молодец!

Публикации по теме:

Автоматизация звука Ш во фразе и словосочетаниях Цель данного пособия - добиться правильного произношения звука во фразовой речи, то есть в свободной, обычной. Автоматизация звука в словах.

Логопедические стихотворения — рифмовки для автоматизации звуков В работе логопеда иногда бывает так, что речевого материала на автоматизацию определённого звука с каким либо конкретным ребёнком-логопатом.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Индивидуальное логопедическое занятие с детьми старшего дошкольного возраста «Звук [Л] и буква Л (этап автоматизации)»
Опубликовано: 1 декабря 2013 в 13:36
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогоднее оформление групповых комнат в детском саду «Волшебная сказка».
Зима - зимовей! Снег в сугробы навей! Зимним посохом стучи студёным, Одевай поля в ковры белёные! В ковры чистые, скрипучие, Морозные, колючие! Зайке...
Дидактическая игра «Цифры». Мастер-класс.
Дидактическая игра «Цифры». Мастер - класс. Цель: Совершенствовать навыки счета до 10. Задачи: Формировать навыки в последовательном счете до 10....
Фотоотчёт. Выставка ко Дню матери «Куколка — самоделка»
Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня я хочу рассказать в своём фотоотчёте о взаимодействии с родителями ( мамами и бабушками) в преддверии...
Лэпбук «Вода — чудо природы»
Лэпбуки помогают быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. С детьми старшей группы изготовили вот...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя», посвященный Дню Матери, старший дошкольный...
Спортивный праздник «Мамочка любимая моя! » , посвященный Дню Матери, для детей старшего дошкольного возраста , в соответствии с ФГОС ДО» Цели:...