Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения звука [Ч]

екатерина иванова
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения звука [Ч]

Тема занятия: автоматизация звука [Ч]

Цель: Автоматизация произношения звука [Ч].

Задачи занятия:

- автоматизировать звук [Ч] в слогах, словах, предложениях и в тексте.

- развить фонематическое восприятие при работе со звуком [Ч].

Оборудование: зеркало, картинки со звуком [Ч], картинки для обозначения характеристик звука (синий и красный квадрат, колокольчик и перечеркнутый колокольчик, арбуз и хлеб, свисток и змея).

Речевой материал: слоговые ряды для развития фонематического восприятия, слоговые ряды для автоматизации звука [Ч], слова для автоматизации звука [Ч], текст.

Ход занятия.

1. Организационный момент. Приветствие. «Здравствуй! Сегодня к нам пришёл в гости Чебурашка, и он будет заниматься вместе с нами».

2. Сообщение темы занятия. «Ты наверно слышал как пыхтит паровоз….Давай вместе изобразим «Чух-чух-чух-чух-чух»…Какой слышится звук лучше всех? Правильно [Ч]. Сегодня мы будем работать над этим звуком. Научимся его быстро находить в словах, и чётко произносить.»

3. Характеристика звука Ч (даёт ребенок).

Инструкция: «Для начала расскажи мне всё, что ты знаешь о звуке [Ч] по схеме. Выбери нужные квадраты». Перед ребенком выложить 2 квадрата (красного и синего цвета, обозначающих гласный или согласный звук; фишки с обозначением колокольчиков, один из которых перечёркнут (схематичное изображение звонкости – глухости звука); 2 картинки (хлеб и арбуз, что соответствует таким характеристикам звука, как мягкость и твёрдость; 2 картинки (со свистком и змеёй, что поможет с обозначением звука (свистящий или шипящий.)

Ребёнок выбирает необходимые квадраты. «Правильно!» Предполагаемый ответ ребёнка - Звук Ч у нас согласный, глухой, мягкий, и шипящий.

4. Уточнение артикуляции.

Инструкция: «А теперь расскажи, что нужно сделать, чтобы у нас получился красивый звук [Ч]. Как ведут себя язык и губки при этом?». Если ребёнок затрудняется с объяснением положения органов артикуляции при произнесении звука Ч, мы ему задаём вспомогательные вопросы: «Рот открыт или закрыт? Губы растянуты в улыбке или выдвинуты вперёд, образуют окошко? Зубки друг от друга далеко или рядом? Куда направлен кончик языка? Где находятся боковые стороны языка»? «А теперь повтори самостоятельно». Ребёнок снова проговаривает.

5. Развитие фонематического восприятия:

Игра «Поймай звук». Дифференциация Ч и Ц. Инструкция: «Я тебе буду называть ряд слогов, и ты, как только услышишь слог со звуком Ч, хлопни в ладоши».

МА-ЧА-ВА-ЦА-ПИ-ЧИ-ЦИ-ЛО-КО-ЦО-ЗО-ЧО-ВЕ-ЧЕ-ПЕ-ЦЕ.

«Молодец. Ты очень внимательный. Ничего не пропустил. Давай попробуем ещё раз. Слоги будут уже другие». Дифференциация Ч и Щ.

АМ-АЧ-АЗ-АЩ-УЩ-УФ-УЧ-ВЕ-ТЕ-ЧЕ- ЕЧ-ЕД-ЕЩ-ТИ-ЩИ-КИ-ЧИ.

6. Автоматизация звука [Ч] в слогах.

Инструкция: «А теперь ты сам будешь называть этот звук. Повтори как я».

Медленно - ЧА, ЧУ, ЧИ, затем чуть быстрее ЧЕ, ЧО, ЧА….теперь громко АЧ, ОЧ, УЧ,. попробуй тихо ЕЧ, ИЧ, ЮЧ.

7. Автоматизация в словах.

Упражнение №1:

Инструкция: «А сейчас повтори за мной целые слова с этим звуком».

чудо, чулок, человек, чашка, чисто, честно, чек, речка, печка, ручка, мечта, горячо, плечо, обруч, луч, меч.

Упражнение №2:

Инструкция: «Назови, что нарисовано, выделяя голосом звук Ч Перед ребенком разложить предметные картинки (чай, мальчик, часы, черепаха, ключ, мяч, очки, чайка, чайник).

7. Автоматизация в предложениях.

Инструкция: «Повтори за мной полностью предложения».

Я хочу чай. Часовщик чинит часики. Леночка и Танечка ухаживают за черепахой.

Девочка мечтала о золотом ключике. Мальчик отвечал урок тихонечко.

Маша часто поёт частушки. Беленькая кошечка катала по полу клубочки и катушечки.

8. Автоматизация в тексте (стихах).

Инструкция: «Ты наверно знаешь песенку про кузнечика. Давай её вспомним».

С ребенком пропеть куплет из песни.

В траве сидел кузнечик,

В траве сидел кузнечик.

Совсем как огуречик,

Зелененький он был.

«А теперь вспомним с тобой стихотворение про бычка».

Проговорить четверостишие с ребенком сопряжено, а затем он самостоятельно.

Идёт бычок качается,

Вздыхает на ходу:

Ой, доска кончается,

Сейчас я упаду».

«Отгадай мою загадку? Дам подсказку, ответ начинается на тот звук, который мы сегодня проходим? Это какой звук? Правильно, Ч»

Что за чудо? Вот так чудо:

Сверху блюдо, Снизу блюдо,

Ходит чудо По дороге,

Голова торчит, Да ноги.

(Черепаха)

9. Оценка и итог занятия. «Какой ты молодец. Со всеми заданиями справился. Теперь ты хорошо запомнишь звук Ч. Увидимся на следующем занятии

Публикации по теме:

Индивидуальное логопедическое занятие с использованием ИКТ «Звук [Ш]» Цели занятия:закрепить правильное изолированное произнесение звука Ш, закрепить произнесение звука Ш в слогах и словах. Упражнять в составлении.

Логопедическая игра «Сны»Логопедическая игра «Сны» Описание: Дидактическая игра будет полезна для логопедов и воспитателей логопедических групп. Материал предназначен для индивидуальных логопедических.

Библиотека изображений:
  • Сюжетные картинки
  • Обучение грамоте
  • Обучение грамоте
Автор публикации:
Индивидуальное занятие по формированию звукопроизношения звука [Ч]
Опубликовано: 2 февраля 2014 в 00:30
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Смотр-конкурс на лучшее зимнее оформление. Номинации «Приглашение на праздник» и...
В нашем детском саду очень много детей. Кроме старого двухэтажного корпуса на территории есть новый двухэтажный корпус и ещё один корпус на три группы,...
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку!»
Мастер-класс в технике плетение из бумажных полосок «Ёлочка в клеточку! » Доброго времени суток, коллеги! Один праздник сменяет другой – не все ещё...
Зима в лесу. Рисование с элементами аппликации. Фотоотчет детского творчества
Зима – одно из самых красивых и загадочных времен года. Дети с удовольствием отображают зимнюю природу в своих рисунках. Предлагаю фотоотчет детских работ на...
Центр экспериментирования во второй младшей группе
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В настоящее время одним из условий выполнения ФГОС является организация предметно-пространственной среды. Необходимо,...
Дидактические игры в развитие речи детей младшего дошкольного возраста
Дидактическая игра – игра познавательная, направленная на расширение, углубление, систематизацию представлений детей об окружающем, воспитание познавательных...